Цитата: makar от 17.04.2009 23:57:32
Циркуляционные насосы гоняют воду первого контура.Причем здесь ход?
А про "термопреобразователи" понял о чем речь,действительно был такой проект навесного реактора,"ромашка" кажется назывался,для ДПЛ был предназначен.Но,насколько мне известно,ни одного реально действующего образца никто не видел.В космос нечто подобное летает,а вот на пл не было замечено.
Ответ в том, что на АПЛ ТРИ (!!!) контура. Как и на атомной электростанции.
1-й контур - теплоноситель греется ректором, идет в теплообменник-парогенератор, отдает тепло и возвращается в ректор. При малых тепловых мощностях (до 30%) и соответствующей компоновке ректора (и его обвязки) ГЦН можно не включать - идет самотеком за счет конвекции в реакторе.
2-й конур - теплоноситель греется в парогенераторе от первого контура, превращается в пар высокого давления, идет в турбины, охлаждается, но НЕДОСТАТОЧНО. Затем идет в конденсатор-теплообменник, где отдает тепло во внешнюю среду (3-й контур), конденсируется в воду и насосами закачивается в парогенератор.
3-й контур на земле (на АЭС) образован тем, что вода из пруда-охладителя закачивается в конденсатор и там забирает неизрасходованное в турбине тепло от второго контура, нагревается и сбрасывается в пруд. Но чаще используют градирни - этакие высокие сужающиеся башни, по 4-8 и более штук на один энергоблок, которые "парят" - там внутри идет орошение теплообменника и тепло частью уходит на испарение, частью на нагрев, снижая нагрузку на пруд-охладитель.
На подлодке роль третьего контура играет забортная вода, которая подается по забортной арматуре внутрь лодки в конденсатор и затем сбрасывается наружу. Причем трубы с заботным давлением идут ВНУТРИ корпуса. Погуглите про гибель Трешера, там наиболее вероятной версией считают прорыв стыка труб с забортной водой внутри прочного корпуса.
Впрочем, есть теоретический вариант с теплообменником/конденсатором второго контура, вынесенным за пределы прочного корпуса, но это уже изврат и не оправдано.
Если заткнуть трубы третьего контура - поимеем "по цепочке" перегрев реактора с расплавом активной зоны, возможно перед этим будет разрыв второго контура. На ходу циркуляция в третьем контуре идет за счет гидродинамики, на нулевой скорости - конвекция и/или насосы. Причем как минимум заборные трубы расположены НИЖЕ ватерлинии - чтобы обеспечить забор воды в надводном положении.
Поэтому дизелюха может лечь на грунт - ей не нужно обмениваться водой с морем, а АПЛ при попытке "лечь на грунт" может забить себе илом, водорослями и т.п. трубы третьего контура - и "прощай
реактор Родина"... А если теплообменник вынесен наружу - то как раз на него лодка и ляжет - и опять же "прощай Родина".
Не исключаю на отдельных проектах АПЛ наличие двойной арматуры - с переключением (для "лежки на грунте") забора и сброса воды через трубы с выходом на верхнюю часть корпуса - на палубу или даже наверху рубки - но это конструктивно двойной-тройной геморрой с арматурой высокого давления, гидравлическими клапанами и необходимостью зашиты входных и выходных отверстий "ходовой" арматуры (расположенных ниже ватерлинии) при лежании на дне от ила - управляемые защитные крышки нужны. Ну и продувка "нижнего" контура водой из "верхнего" контура после подъема с грунта после открытия крышек нужна - на всякий случай.
Посему для АПЛ (МЦАПЛ и ПЛАРБ) массовых проектов "лежка на грунте" противопоказана - там с этим геморроем не связываются, потому что что грунт в районе их основных действий и выполнения боевых задач расположен сугубо глубже предела прочности корпуса, и при попытке лечь на него лодка будет раздавлена на полпути к нему (если не раньше), а в прибрежной зоне дизелюхи на электромоторах рулят куда больше, чем МЦАПЛ.
Как-то так.