Обсуждение космических программ
9,153,873 41,237
 

  TAU ( Слушатель )
24 окт 2015 01:56:57

Тред №1012255

новая дискуссия Дискуссия  166

Вспоминая Фобосы... Ошибка оператора, пославшего команду на отключение. Но и - опять ошибка в системной логике.
Читаем, просвещаемся. 
О гибели АМС «Фобос»

Цитата: ЦитатаМоя фамилия Молодцов, и в 1988 г. я являлся техническим руководителем группы управления станциями «Фобос 1» и «Фобос 2»...
система команд для управления станциями «Фобос», а так же адресация памяти в ПВС и БУК была восьмеричной. В то же время при создании бортовых программ отдельные параметры (время, количество команд) надо было задавать в десятичном виде. Хотя эти вещи были точно определены, программисты ЦУПа ввели для обозначения восьмеричных чисел букву «В» в конце...
для проверки одного такого прибора — гамма спектрометра ГС 14СЦФ, созданного в ГЕОХИ, и была разработана злополучная программа ПВС. С точки зрения ее смысловой части она была сделана абсолютно правильно, но при ее составлении в одном месте была пропущена буква «В».

При трансляции программы в коды командно программной информации число без этой буквы было воспринято как десятичное и переведено в восьмеричное. Зрительная проверка несколькими специалистами этой ошибки не выявила, а программа математического моделирования еще не была готова. Стоит отметить, что проверять вручную большой массив команд и так то тяжело, но в данном случае это осложнялось тем, что сеансы связи с двумя аппаратами на перелете каждый длительностью по 5 часов проводились в ночное время. А длительная ночная работа явно не способствовала концентрации внимания. В результате программа 29 августа 1988 г. была отправлена на борт АМС «Фобос 1»...
обнаружил, что в этой ячейке лежит код 225, соответствующий команде на закрытие пневмосистемы...
Стало ясно, что после перекрытия магистрали аппарат просто отвернулся от Солнца, а после разряда батареи гибель его стала неизбежна...
истинные причины его гибели заключались не только в пресловутой букве «В». Они бы ли гораздо глубже. Достаточно назвать только две из них. Во первых, на аппаратах «Фобос» переход с основной на резервную магистраль пневмосистемы происходил через выключение одной с последующим включением другой, т.е. эти два действия выполнялись двумя разными командами, одна из которых оказалась «убийцей». Для сравнения: на автоматических станциях «Венера» эти действия выполнялись одной командой, а значит, такой ситуации возникнуть не могло.

Во вторых, клапанами газовых двигателей управляла БЦВМ БУК, а команды на открытие и закрытие магистральных клапанов выдавала ПВС, причем делала это без обратной связи. Судя по всему, после выдачи команды на закрытие пневмосистемы БЦВМ БУК среагировала на уход астроориентиров из полей зрения астроприборов, но ничего поделать не смогла, поскольку в ее арсенале не было команды на открытие пневмосистемы.
За такие ошибки должны нести ответственность не операторы группы планирования и управления, а главный конструктор аппарата.
Но все таки самая главная ошибка заключалась в том, что, сделав принципиально новый аппарат, в первом же полете заставили его выполнять сложнейшую задачу — исследование Фобоса с близкого расстояния. Обычно для всех новых аппаратов существуют летно-конструкторские испытания, из которых извлекают уроки для последующих аппаратов. Здесь такого просто не было
  • +0.09 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Удаленный пользователь
24 окт 2015 03:05:17

О чём и речь вёл. Вместо тренажёра убили сам аппарат.
Правда напраслина всё же от меня была - в памяти зацепилось, что тренажёр был, но эту программу через него не прогоняли. Судя по сообщению выше - всё с самого начала было сильно печальнее.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  caSmith ( Слушатель )
25 окт 2015 10:45:39
разве команды не прогоняют сначала на оставшемся на Земле аппарате? Нельзя быть на 100 уверенным в тренажёре, тем более в эмуляторе.
  • +0.00 / 0
  • АУ