Можно ли верить Саудовской Аравии и Израилю? Михаил ОшеровУсиление российского военного присутствия в Сирии вызвало поток дипломатических паломников в Россию. Руководители многих стран, интересы которых оказались затронуты в Сирии, за последние дни побывали с визитами в России. В частности, с президентом России Владимиром Путиным в Москве вел переговоры премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Заместитель наследного принца Саудовской Аравии и по совместительству сын действующего короля приезжал на переговоры в Сочи.
Обычно в случае каких-либо крупных и серьезных конфликтов в третьих странах, в которые так или иначе вовлечены стороны переговоров, повестка дня самих переговоров складывается из двух основных вопросов – двусторонние отношения стран-участников переговоров и отношение сторон к конфликту, затрагивающему интересы обеих стран. В некоторых случаях делаются попытки изменить позицию в конфликте партнёра по переговорам за счёт тех или иных "пряников" в двусторонних отношениях. Как пример можно привести американскую политику в арабо-израильском конфликте, когда прогресс на израильско-египетских переговорах и подписание мирного договора между этим странами был достигнут Соединёнными Штатами Америки за счёт осуществления ежегодной военной помощи этим странам. То есть решение конфликта путём изменения и сближения позиций Израиля и Египта было достигнуто американцами за счёт "пряников" в двусторонних отношениях США и Израиля и США и Египта.
У Саудовской Аравии и у России нет особенных прямых отношений, проектов, партнёрств и союзов. Саудовская Аравия и Россия противостоят друг другу по многим политическим вопросам. Саудовская Аравия являлась одним из основных спонсоров террора на Северном Кавказе, террора, направленного против России. Саудовская Аравия поддерживает сирийских боевиков, воюющих против законного сирийского правительства Башара Асада. Россия выступает за сильную и единую Сирию и поддерживает законное сирийское правительство. Единственный важный вопрос, кроме сирийского, который можно было обсуждать на переговорах с Саудовской Аравией – это вопрос политики цен на нефть. Последние годы Саудовская Аравия и арабские страны Персидского залива сознательно проводили политику снижения мировых цен на нефть, чтобы вызвать экономический кризис в России и заставить Россию отказаться от поддержки правительства Сирии. Но в результате в самой Саудовской Аравии наступил финансовый кризис. Деньги, поступающие в саудовскую казну от продажи нефти, начали поступать в гораздо меньших объемах, а большие государственные расходы Королевства Саудовская Аравия сохранились. К тому же Саудовская Аравия ввязалась в войну в соседнем Йемене, фактически совершая акт международной агрессии, и терпит в этой войне военные поражения. В результате из государства, дающего деньги, Саудовская Аравия стремительно начала превращаться в государство, деньги занимающее. Соответственно, исходя из экономических соображений, руководство Саудовской Аравии, казалось бы, должно было быть заинтересовано в повышении цен на нефть. Но. После возвращении представителя Саудовской Аравии домой в Эр-Рияд в мировых СМИ были опубликованы две важные новости:
А. Саудовская Аравия опубликовала своё предложение о новых скидках на нефть для своих постоянных покупателей (понятно, что эта новость действует на цены на нефть в сторону их снижения)
Б. Саудовская Аравия объявила о продолжении финансирования сирийских боевиков.
Обе эти новости говорят о делах руководства Саудовской Аравии и о продолжении прежней политики руководства этой страны, политики, направленной против российских национальных интересов. Соответственно, возникает вопрос – о чём можно договариваться с руководством такой страны, руководством, продолжающем антироссийскую и антисирийскую политику уже после переговоров с президентом России Владимиром Путиным?
Ровно такой же вопрос возникает и в отношении государства Израиль. Последние годы, примерно с 2012 года, государство Израиль ведёт свою ограниченную войну против Сирии. В израильском госпитале на Голанских высотах и в израильских больницах лечатся подстреленные сирийские бандиты. После последнего визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его переговоров с президентом России Владимиром Путиным израильская армия дважды обстреливала территорию Сирии – позиции сирийской армии в провинции Кунейтра, после чего оперирующие в этом районе сирийские боевики переходили в атаку на позиции правительственных войск. Все последние годы происходили постоянные авианалёты на Сирию самолётов неизвестной страны. Обычно - со стороны моря. Объекты - Латакия и Дамаск. Недавно два самолёта F-15 израильских ВВС были перехвачены над Средиземным морем российскими самолётами.
После сентябрьского визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Россию, в Израиль приезжала делегация высокопоставленных российских военных из российского генштаба. Наверное, первая делегация такого рода за все годы дипломатических отношений СССР и России с Израилем. Ожидается ответный визит израильской делегации в Москву. Что это может означать для российско-израильских отношений, для политики России и политики Израиля в регионе?
Израильская военно-политическая доктрина основана на поддержании абсолютного израильского военного превосходства в регионе любой ценой. Это нужно для того, чтобы ни одна страна не смогла принудить Израиль к мирным переговорам и к прекращению оккупации захваченных палестинских и сирийских территорий.
Сирия с этой точки зрения представляла для Израиля наибольшую опасность в регионе. Сирия – страна, требующая возвращения оккупированных Израилем своих территорий, страна обладавшая сильной армией и страна, большая по численности населения. За последние годы Израиль добился существенных успехов в ослаблении Сирии как стратегического противника в регионе.
В Сирии Соединёнными Штатами Америки была предпринята попытка очередной "цветной революции". Когда эта попытка была сорвана сирийским правительством и сирийским народом, наёмники США начали гражданскую войну против собственного народа, что объективно способствовало интересам Израиля по ослаблению Сирии. Через некоторое время Сирия под давлением США была вынуждена уничтожить своё оружие сдерживания Израиля – химическое оружие. Израильские военно-воздушные силы – до недавнего времени самые сильные в регионе, получили возможность беспрепятственно бомбить объекты в Сирии, в том числе её столицу – Дамаск. Все попытки Сирии закрыть "окно" в системе ПВО, которое можно закрыть только с моря, с территории Ливана, жёстко пресекались самолётами неизвестной страны, бомбившими транспорты с оборудованием для развёртывания в Ливане системы сирийской ПВО.
На этом фоне какие-либо российско-израильские договорённости и гешефты вызывают многочисленные вопросы, ибо стратегический интерес Израиля – это ослабленная, уничтоженная или разделённая Сирия, что полностью противоречит российским национальным интересам. Более того, согласно заявлению, сделанному 15 октября журналистам официальным представителем Министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков:
"Вчера прошел первый этап тренировки по взаимодействию Воздушно-космических сил России и Военно-воздушных сил Израиля в интересах предотвращения опасных инцидентов в небе Сирийской Арабской республики", Россия фактически открывает сирийское небо для израильских самолётов.
В ситуации войны в Сирии в сирийском небе могут летать только сирийские самолёты и российские самолёты, которые находятся там по приглашению законного правительства Сирии. Все военные самолёты других стран, нарушающие воздушное пространство Сирии, могут быть сбиты по всем международным законам, как нарушители воздушного пространства суверенной страны. Никаких инцидентов с израильскими самолётами в сирийском небе просто не должно быть, так как там не должно быть израильских самолётов. Отказ от этого принципа означает согласие России на появление в сирийском небе израильских военных самолётов (которых у Израиля свыше 500 – в 10 раз больше, чем российских самолётов в Сирии). Чем вызвано такое отношение России в сирийскому небу, к безопасности сирийских войск и к безопасности сирийской столицы, которую ранее постоянно бомбили самолёты неизвестной страны, мне лично непонятно, и я хотел бы, чтобы российское правительство разъяснило свою позицию по этому вопросу, в том числе потому, что оно отвечает за жизни российских солдат и офицеров, находящихся в настоящее время в Сирии, отвечает за жизни, которые из-за достигнутых российско-израильских соглашений, могут быть подвергнуты серьёзной опасности.
Михаил Ошеров
http://www.iarex.ru/articles/52074.html