А что хотели монголы от покоренных ими земель?
Карпини. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Как они заключают мир с людьми; о названиях земель, которые они покорили; о землях, которые оказали им сопротивление, и о жестокости, которую они проявляют к своим подданным Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингис-кана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы. И вот чего Татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и берут одного и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою страну и держат в качестве рабов… Значит, монголы требовали от покоренных земель:
- Поставлять людей в монгольское войско. Это нормально для общего государства.
- Десятину от всего имущества. Тоже не запредельная дань.
- Каждого десятого из юношей и девушек. Да, это очень неприятная дань. Но для средневековья отправка людей по требованию правителя не является чем то невероятным.
Вот как, по описаниям Карпини, осуществлялся этот сбор дани. Хочу сразу сказать, что сам Карпини этот процесс не видел, ему рассказывали об этом, поэтому рассказ нужно делить на "охотничий или рыбацкий" коэффициент.
…Например, в бытность нашу в Руссии, был прислан туда один Саррацин, как говорили, из партии Куйюк-кана и Бату, и этот наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, … и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к Татарам и обращен в их раба. Первое впечатление от прочитанного: «Ужас, ужас». Но потом глаз зацепился за некоторые особенности. Баскак требовал от каждого человека, включая младенцев, шкуру белого медведя. И подумалось, а где в окрестностях Киева нашлось столько медведей, да еще и белых? Картинка сразу сложилась по другому. Даю свою интерпретацию.
«О том, что едет баскак, князь узнал заблаговременно. А иначе и быть не могло, для этого у князя обязательно должны были расставлены специальные люди. На тракт полетела команда: «задержать любой ценой», и баскака начали поить на «халяву». Тем более это было нетрудно сделать, монгольский народец был невероятно алчный и падкий на «халяву». А князь начал готовиться. Всех юношей и девушек срочно вывезли из города и окрестностей и спрятали куда-нибудь подальше в леса. Наверное, вывезли не всех подростков, кого-то пришлось оставить, не знаю, как проводили селекцию. Поэтому пришлось брать одного из троих. Но людей для отправки все равно было мало, поэтому собрали всех девок-перестарок (те, наверное, и не слишком против были, все равно замуж никто не берет) и холостяков-бобылей (за этих кадров ни одна баба не шла замуж по причине пьянства и крайней никчемности). Заодно переловили всех нищих. И этот «отборный» человеческий материал отправили в Орду. Заодно князь «договорился» с баскаком, и на бумаге в Орду пошли шкуры белых медведей, соболей, бобров и чернобурок. В реале, наверное, шкуры зайцев-беляков, белок и прочих «очень ценных» зверей».
Только после этого я понял, какое благо для Руси было наличие своих князей и своей администрации и отсутствие монгольских гарнизонов и монгольской администрации. С местной монгольской администрацией такие «фокусы» не прошли.
Вот как выглядела монгольская юрисдикция.
Башафов (Baschathos), или наместников, своих они ставят в земле тех, кому позволяют вернуться; как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они хотят, то эти башафы возражают им, что они неверны Татарам, и таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда Татар, которые приходят без ведома жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них,… И не только государь Татар, захвативший землю, или наместник его, но и всякий Татарин, проезжающий через эту землю или город, является как бы владыкой над жителями, в особенности тот, кто считается у них более знатным. Сверх того, они требуют и забирают без всякого условия золото и серебро и другое, что угодно и сколько угодно. Получается, что покоренным народам нужно было получить у монголов даже разрешение для проживания на собственной земле. Могли и не разрешить, изгнать народ с собственных земель или перебить. Закон для покоренных народов тоже только один – желание и прихоть любого монгола, даже просто проезжающего мимо. Наказание одно, приход карательного отряда, уничтожение и разрушение.
На Руси была своя юрисдикция. И какое же благо было наличие этой своей юрисдикции. Любой проезжающий монгол не мог чувствовать себя владыкой и творить на Руси все, что ему вздумается. Князь мог защитить своих людей, потом поехать в Орду и как-то объясниться с Кааном (хотя бы и с риском для жизни), возможно даже откупиться у Каана. Гораздо проще заплатить один раз Каану, чем платить каждый раз любому проезжающему монголу. А если у народа нет своего правителя и своей администрации, кто будет защищать интересы этого народа в Орде?
Отношение к правителям побежденных народов тоже было очень, очень различное.
Они посылают также за государями земель, чтобы те являлись к ним без замедления; а когда они придут туда, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями, и им надлежит подносить великие дары как вождям, так и их женам, и чиновникам, тысячникам и сотникам; мало того, все вообще, даже и сами рабы, просят у них даров с великою надоедливостью, и не только у них, а даже и у их послов, когда тех посылают к ним. … Ибо их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их. У других же, которым они позволяют вернуться, они требуют их сыновей или братьев, которых больше никогда не отпускают, … И если отец или брат умирает без наследника, то они никогда не отпускают сына или брата; мало того, они забирают себе всецело его государство, как, мы видели, было сделано с одним вождем Солангов. Тут можно вспомнить, что среди всех правителей наибольший почет был оказан именно русскому князю Ярославу. Конечно, это не избавило его от смерти в Орде. Но даже сам способ убийства князя Ярослава подразумевает, что убрали непростую фигуру. Шутка дело, сама мать Великого Каана из своих рук дала яд. Если бы понадобилось убрать простого князька, Каанше достаточно было просто отдать приказ. Удавили бы, и никто потом и не вспомнил о существовании бедолаги.