Моё маленькое исследование российских эшелонов финансовой обороны.
Прочитав сей труд от
ФрицМоргена, решил упорядочить некоторые высказанные им мысли и добавить немного своих.
За точку отсчёта я решил взять январь 2013 года, когда зачатки современных событий ещё едва угадывались на горизонте, с тех пор официальная инфляция в России составила 31%.
стоимость доллара 01.01.2013 = 30,26
стоимость доллара 01.11.2015 = 62,08
далее расчёты и мысли под спойлер
Боевой потенциал минфина:
1. международные резервы ЦБ
Октябрь 2015: 371 млрд$, из них 49 млрд$ золотом при текущей цене 1170$/унция = 23031 млрд руб.
Январь 2013: 537 млрд$, из них 51 млрд$ золотом при текущей цене 1670$/унция = 16249 млрд руб.
покупательская способность текущих 23031 млрд на уровень 01.2013 = 17598 млрд руб.
2. фонд национального благосостояния
Октябрь 2015: 73,5 млрд$ = 4562 млрд руб.
Январь 2013: 89 млрд$ = 2693 млрд руб.
покупательская способность текущих 4562 млрд на уровень 01.2013 = 3485 млрд руб.
3. резервный фонд
Октябрь 2015: 70,5 млрд$ = 4376 млрд руб.
Январь 2013: 62 млрд$ = 1876 млрд руб.
покупательская способность текущих 4376 млрд на уровень 01.2013 = 3343 млрд руб.
Первые три пункта - непосредственно имеющиеся в распоряжении минфина денежные средства, которые тот может использовать без ущерба для государства. Нижеуказанные пункты - это уже глубокие эшелоны обороны, которые используются в случае исчерпания всех экономических, политических и производственных подушек безопасности
4. Сокращение бюджетов. Важно сохранение баланса между занятостью населения и обеспечением его необходимым для жизни минимумом, избавление от паразитарных ветвей трат, выявление внутреннего ресурса предприятий и значительное увеличение горизонтальных связей между производствами и бюрократическим аппаратом. Крайне необходим эффективный контроль трат.
5. Печать рублей. Инструмент избавления от жёсткой нехватки средств для системообразующих предприятий государства, но рубли тогда начнут утекать в валюту, инструмент также чреват ускорением инфляции и значительным увеличением социального давления.
6. Займ денежных средств из внешних источников, благодаря собственному низкому уровню долга. Возможность выжить сейчас за счёт утянутого пояса в будущем. В 1999 году внешний долг и ВВП России стали равны друг другу. Затем Ельцин сделал мухожука и под управлением Путина страна начала отрываться от кабалы. Сейчас такой вариант развития для нашей страны кажется малореальным - Россия очень продвинулась в своём пути экономической диверсификации.
Тактические приёмы, которые имеются в распоряжении у минфина:
1. Повышение базовой процентной ставки. Эффекты: укрепление курса рубля, снижение краткосрочных спекуляций в валютных парах с рублём и переход на среднесрочные инструменты спекуляций, значительное удорожание рублёвых кредитов, значительное повышение процентной ставки по вкладам, ускорение инфляции.
Особенности: приём не должен быть использован на долгий период времени, иначе удержание этого приёма становится признаком глубоко больной экономики, т.к. бизнес не выдерживает долгой работы в убыток, начинаются разорения и вынужденное повышение цен на всю продукцию, что порождает значительную инфляционную волну, бьющую в первую очередь по населению.
2. Инструменты гособеспечения ключевых проектов государства. Минфин может поднять базовую процентную ставку, но создать спецусловия кредитования для гособъектов. Эффекты: продолжение государственного строительства без снижения скорости и с сохранением занятости населения, негатив по внешнеполитическому фону, коррупция.
3. Барьеры, импортозамещение. В наш век, где запрещать запрещено, используются обходные манёвры с формулировками "пока не исправите недочёты, будем делать собственное/замещать из других источников" или "локализуйте производство у нас, иначе у вас в производстве появятся недочёты, которые не позволят вам находиться на нашем рынке". Эффекты: рост ВВП, занятости населения, приобретение производственных технологий и мощностей, приток денежных средств из-за границы, значительное внешнеполитическое возмущение, контрсанкции, торговая война.
4. Ужесточение госконтроля. Вывод теневой экономики на свет - нетривиальная задача, требующая значительных технических, человеческих и информационных ресурсов. Главная задача государства здесь - выдавить основные теневые финансовые потоки на такие пути, на которых куммулятивный риск потери денежных средств будет превышать потери от ведения белой финансовой отчётности. Эффекты: увеличение поступлений от налогов, закрытие или перепрофилирование значительного числа бизнес-проектов, выявление и исключение финансовых потоков извне, направленных на подрыв государства, внешнеполитическое давление.
Вывод: мы не лыком шиты. Россия представляет из себя крепкий орешек для своих оппонентов и даже партнёров, единственный шанс эффективно подействовать на нас - это реальная международная изоляция, которая, к стыду наших недругов, с треском провалилась. Иначе наши существующие трудности показались бы на фоне неслучившихся несчастий всего лишь детским садиком. Река времени - наш главный ресурс, может быть, мы даже не удосужимся обратить внимание на то, как на её волнах мимо нас проплывут наши обессиленные враги. Просто Россия будет занята сражением с очередным вызовом для человечества.