Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,195,366 8,342
 

  Прокруст ( Слушатель )
03 ноя 2015 12:57:45

Тред №1015897

новая дискуссия Дискуссия  114

А тем временем в Британии: Медленная смерть университета

Несколько лет тому назад мне показывали большой, очень технологически продвинутый Университет в Азии, и вёл меня по нему лично гордый президент. Как и положено столь важной персоне, его сопровождали два плотных молодых телохранителя в чёрных костюмах и солнечных очках, у которых, насколько я понял, под пиджаками были «Калашниковы».

Пространно расписывая блестящую новую школу бизнеса и передовой университет изучения менеджмента, президент сделал паузу, чтобы дать мне возможность произнести несколько льстивых слов. Вместо этого я заметил, что, по-видимому, в кампусе не проводится никаких важных исследований. Он потрясённо глянул на меня, словно я спросил его, сколько ежегодно выдаётся степеней докторов наук в области стриптиза, и весьма сухо ответил: «Ваше замечание будет принято во внимание».
...
Это случилось в Южной Корее, но могло произойти почти повсюду на нашей планете. От Кейптауна до Рейкьявика, от Сиднея до Сан-Пауло, событие, столь же весомое само по себе, как Кубинская революция или вторжение в Ирак, и оно неуклонно продолжается – медленная смерть университета, как центра человеческого критического суждения. Университеты, в Британии имеющие 800-летнюю историю, традиционно считались оторванными от жизни, и в этом обвинении была определённая доля истины. И всё же расстояние, которое они установили между собой и обществом, во многом оказалось как разрешающим, так и запретительным, позволив им размышлять о ценностях, целях и интересах социального порядка, слишком неистово привязанного к своим краткосрочным практическим стремлениям, чтобы быть способным на самокритику. По всему свету это значительное расстояние теперь уменьшается почти до нуля, по мере того, как институты, давшие миру Эразма и Джона Мильтона, Эйнштейна и Монти Пайтона, капитулируют перед жёсткими приоритетами глобального капитализма.
...
Сегодня Оксбридж сохранил многое из своего духа колледжа. Именно преподаватели решают, как распоряжаться финансами колледжа, какие цветы сажать в садах, какие портреты повесить в преподавательских и как лучше объяснить студентам, почему они тратят больше времени в винных погребках, чем в библиотеке колледжа. Все важные решения принимаются сотрудниками колледжа на общем собрании, и всё – от финансовых и академических вопросов до повседневных административных дел – проводится избранными комитетами ученых, ответственных перед всеми коллегами в целом. В недавние годы такая достойная восхищения система самоуправления поневоле вступила в противоречие с многочисленными централизованными вызовами со стороны университета, такого же рода, как и то, что привело к моему уходу с поста; но в целом система устойчива. Именно потому, что колледжи Оксбриджа по большей части ближе к институтам прошлого, они небольшие по величине так, что могут служить моделью децентрализованной демократии, – и это несмотря на одиозные привилегии, которыми продолжают пользоваться.
Повсюду в Британии ситуации весьма отлична. Вместо управления преподавателями существует правление иерархии, во много в стиле Византийской бюрократии, младшие преподаватели – не более чем мальчики на побегушках, а проректоры ведут себя, словно они управляют «Дженерал Моторс». Старшие преподаватели теперь стали старшими менеджерами, и их высокомерие разбухло от разговоров о ревизиях и бухгалтерской отчётности. На книги – это троглодитские, тусклые до-технологические явления – всё больше смотрят неодобрительно. По меньшей мере один из британских университетов ограничил количество книжных полок, которые профессор может занимать в кабинете, чтобы не препятствовать «личным библиотекам». Корзины для бумаг стали столь же редки, как интеллектуалы в Партии Чаепития, ведь бумага теперь ушла в прошлое.
Преподавание на некоторое время стало менее нужным делом в британских университетах, чем исследования. Именно исследования приносят деньги, а не курс Экспрессионизма или Реформации.
Ограниченные администраторы обклеивают кампус бездумными логотипами, издают указы в совершенно варварской, малограмотной манере. Один проректор в Северной Ирландии приказал оставить в кампусе лишь одну общую комнату, общую для сотрудников и студентов, чтобы сделать личную столовую, в которой он мог бы развлекать местных «шишек» и предпринимателей. Когда студенты в знак протеста заняли комнату, он приказал охране разрушить единственную комнату отдыха, которая была поблизости. Британские проректоры годами разрушают собственные университеты, но редко столь буквально, как в этом случае. В том же кампусе сотрудники охраны разгоняют студентов, если те собираются группами. Идеалом был бы университет без этих взъерошенных, непредсказуемых студентов.
...
Как бы то ни было, обширный рост бюрократии в британском высшем образовании, вызванный расцветом идеологии менеджмента и бесконечные требования государственной оценки обучения означают, что у преподавателей мало времени на подготовку самого преподавания, даже если кажется, что это делать стоит – хотя в прошедшие несколько лет это было не так. Баллы даются государственными инспекторами за статьи с изобилием сносок, но немного, если такие вообще есть, хорошо продающихся учебников для студентов и просто читателей. Преподаватели с большей вероятностью поднимут свой статус в учреждении, временно его покинув, освобождая время от преподавания для дальнейших исследований.
...
Пока профессора трансформируются в менеджеров, студентов превращают в потребителей. Университеты один за другим втягиваются в недостойную борьбу в попытке обезопасить свои выплаты. Когда потребитель надёжно вошёл в учебное заведение, на профессоров оказывается давление, чтобы такого потребителя не потерять и, таким образом, не рисковать потерять плату за наставничество. Общая идея в том, что если студент проваливает экзамен, это вина профессора, точно как в госпитале, где любая смерть возлагается на медицинский персонал. Один из результатов этого преследования студенческих кошельков – рост курсов, подогнанных ко всему, что ныне в моде среди 20-летних. В моей дисциплине – английский язык – это означает вампиров вместо Викторианской эпохи, сексуальности вместо Шелли, журналов для болельщиков вместо Фуко, современный мир вместо средневековья. Вот таким образом укоренившиеся политические и экономические влияния формируют программы. Отделение английской литературы, которое направляет усилия на изучение англо-саксонской литературы или литературы 18 века, само себе перережет глотку.
В погоне за платой некоторые британские университеты теперь позволяют студентам с ничем не примечательными студенческими оценками посещать выпускные курсы, а студенты из-за границы (которых часто вынуждают платить бешеные деньги) могут затеять написание докторской по английскому языку при неопределённом владении языком.
...
Образование и в самом деле должно откликаться на нужды общества. Но это не то же самое, что считаться станцией обслуживания нео-капитализма. В действительности, вы бы взялись за нужды общества намного более эффективно, если бы оспаривали всю чужеродную модель обучения. Средневековые университеты прекрасно служили широким слоям общества, но делали это, поставляя пасторов, юристов, теологов и администраторов, которые помогали поддерживать церковь и государство, не заставляя прекратить какие-либо формы интеллектуальной деятельности, которые могли не суметь быстро зашибить деньгу.
Однако времена изменились. По воле британского государства все финансируемые государством научные исследования теперь должны считаться частью так называемой «экономики знаний», с существенным вкладом для общества. Такой вклад существенно легче оценить в аэронавигационной инженерии, чем у занимающихся древней историей. Вероятно, прагматики в этой игре проявляют себя лучше, чем феноменологисты. Предметы, которые не привлекают щедрых грантов на исследования от частной индустрии или с небольшой вероятностью привлекут большое число студентов, погружены в состояние хронического кризиса. Заслуги науки равны тому, сколько денег вы можете на неё собрать, а образованный студент теперь по определению тот, кто способен найти работу. Недоброе время для палеонтологии или нумизматики, специальностей, названия которых скоро не смогут правильно написать, не говоря уж о занятии ими.

Итак, наука успешно гробится везде. Общий мировой тренд - все переводить в деньги.
Ученый теперь нужен только для того, чтобы оказывать услуги. Заниматься наукой ради науки более не является достойным занятиям. Нужен, хе-хе, денежный выхлоп.
Чтож, реальность всегда расставит все по местам.  Ученый который только оказывает услуги, как парикмахер, является в реальности парикмахером с ученой степенью. И не более того. Виды стрижек прилагаются.
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!