Пока народ отрывался на выходных, люди ночей не спали и таки озвучили за три дня все тринадцать серий
сериала Джессика Джонс, который видеосервис Netflix выпустил одновременно.
О сюжете: Джессика Джонс - успешный алкоголик, которая надирается в дрова каждый вечер и болеет с похмелья каждое утро. Поскольку виски стоит денег, Джессика в свободное от запоя время еще и частный детектив, разгребающий чужое дерьмо.
Однако даже у тихих алкоголиков бывают свои проблемы. Новое дело по поиску пропавшей девушки, приводит ее к выводу, что это похищение. А стоит за ним ее самый страшный кошмар - человек по имени Зебедайя Килгрэйв. Который внезапно жив и жаждет мести. А что в этом случае может сделать пускай и бывший, но супергерой?
Правильно: упаковать вещи и свалить из страны.
Netflix под патронажем Марвел продолжает линию реалистичного и скорее угрюмого, чем оптимистичного отображения супергероев в реальном мире. Первым блином, который был весьма хорош на вкус, был
Сорви-голова, вторым -
Джессика Джонс, который не намного хуже.
Что у этих сериалов общего?
Во-первых, место действия. Частный детектив-алкоголичка Джонс и адвокат-неудачник Мёрдок живут в одно время и в одном месте. У них даже общие знакомые есть.
Во-вторых, реалистичность. Оба регулярно огребают по полной. Сверхспособности у них, конечно, есть, но толку от них немного, а внимание зрителя от них намеренно уводится в сторону. Джессика вяжет стальные пруты узлом и принципиально не замечает, что дверь заперта на замок настолько естественно, что первое время этого даже не замечаешь.
В третьих, упор не на экшн, а на взаимоотношения героев. Так в Сорви-голове упор был сделан на личности Вилсона Фиска и его напряженном противостоянии (в том числе и моральном) с Мэттом. В Джессике Джонс основа сюжета - ее взаимоотношения с Киллгрейвом. И на этом пожалуй стоит остановиться подробней.
Судя по возмущенным комментариям, многим сериал не понравился. Претензии к актерской игре Кристен Риттер спишем на зависть женской аудитории и латентную педерастию аудитории мужской - актриса очень красива, что делу не мешает - с ролью она справилась вполне.
Вторая причина недовольства - неторопливое действие. Что поделать - люди в эпоху смартфонов потеряли способность к концентрации внимания больше чем на пять минут (я знаю о чем говорю: мне регулярно приходится на это поправку делать в своих выступлениях).
Так вот история сериала не о том, как кто-то кому-то навалял, мозги промыл или трахнул. Там минимум три идеи, каждой из которых выделена своя сюжетная линия.
Линия первая: Джессика Джонс vs Килгрэйв По факту Джессика Килгрэйва могла грохнуть энное количество раз, начиная со второй половины сериала. Но не грохнула по нескольким причинам одна сложней другой.
Первая причина (явная): поиск доказательств невиновности. Убей она Килгрэйва и клиентка, которую она защищала, села бы навсегда.
Вторая причина: Банальный страх. Джессика боится и того, что Зебедайя может сделать с ней и того, что он может сделать с ее близкими. Она все-таки не рыцарь без страха и упрека, а обычная женщина с не шибко легкой судьбой.
Третья причина: моральный выбор. По большому счету Джонс приходится решать дилемму Достоевского о том, стоит ли весь мир слезинки одного ребенка. А в случае смерти Килгрэйва слез было бы немало - слишком умен чертяка.
Четвертая причина: соблазн. По моему мнению Зебедайя надеялся не зря. Предпосылки были, но он не с той стороны зашел. А это выводит нас на вторую сюжетную линию
Линия вторая: Килгрэйв vs Джессика Джонс Килгрэйв был простой личностью - избалованным ребенком, который настолько пресытился вседозволенностью, что отрывает крылья бабочкам чисто из интереса и скуки. Когда все твои желания осуществляются по первому твоему слову, жизнь становится очень пресной. Люди теряют свою ценность, достижения перестают радовать.
Так и было, пока он не наткнулся на женщину, которая смогла ему отказать впервые в его никчемной жизни. Т.е. Джессику.
И все сразу стало очень сложно.
Джессика в его стандартные способы решения проблем никак не вписывается. И Килгрэйву приходится изменяться, расти. А это трудно, больно и в конечном счете невозможно. Поскольку он ущербен, то просто не понимает, что от него требуется - нет у него этой части личности. Не успела развиться, а времени развивать ее уже нет. В итоге, Зебедайя в своих попытках добиться взаимности жалок и сам это понимает. Недаром он убил Рубена (хотя при его интеллекте не мог не понимать, что Джессика этого не одобрит) и не просто, как он привык, а демонстративно и со вкусом. Уж больно убогий сосед с его наивными и смешными попытками ухаживания напоминал суперзлодею его самого. И то, что он понимает, что шансов у него не больше чем у убогого Рубена, доводит беднягу до безумия.
Фактически весь сериал он каждым своим действием буквально кричит: Да что же мне сделать, кого убить, чтобы ты на меня посмотрела?!! Примеры тому: монолог на крыше пентхауса (Килгрэйв перечисляет планы наказания Джессики и сам себе не верит), финальная сцена на причале (изощренный садизм оказывается криком отчаянья и надежды).
И это грустно. Потому Джессика и не радуется победе. Тем паче, что Зебедайя таким не родился, любящие родители помогли.
Линия третья: Отец мой, если только можно, избавь Меня от этой чаши! Да-да, линия вполне библейская. Сверхсила предполагает предназначение, миссию. А те, в свою очередь, сверх-ответственность. Джессику все убеждают, что она должна быть супергероиней. Только никто, кроме самой Джессики (ну и Люка Кейджа, который себя так же ведет), не понимает что это за задница. И дело не в возможности убиться или пораниться - в этом плане все ключевые персонажи сериала изрядные пофигисты. Зебедайя обиделся не на то, что его автобус переехал, а на то, что Джессика его бросила. Джессика на травмы принципиально внимания не обращает, а Люку Кейджу вообще на все насрать, хотя и на него нашлась управа.
Просто и Люк и Джессика слишком хорошо знают цену своей ошибке. Когда ошибается обычный человек это просто косяк - поплакали и забыли. Когда они ошибаются - умирает невинный человек и это боль и стыд на всю жизнь.
Но это не все. Корень драмы в том, что при всем ужасе перед своим предназначением Джессика не может не слышать крики о помощи. Как ее сосед Сорви-голова, который на улицы вышел не потому что мог хорошо драться, а потому что сверхслух заставлял его слышать каждый крик боли в его городе.
Теперь о том, чем сериалы различаются.
Во-первых, Джессика Джонс еще мрачнее своего предшественника. И судьбой главной героиней и общим настроем. Фактически Джонс никому не помогла и никого не спасла, разве что остановила распространение бедствия.
Во-вторых, в Джессике больше хоррора. В Сорви-голове Вилсон Фиск - зло, но зло понятное. А вот Пурпурный человек/Килгрэйв это уже что-то за гранью. При том, что физически он самый слабый из супер-злодеев, в этой вселенной, которая слишком похожа на нашу, он практически всемогущ, что и пугает временами до чертиков.
В общем, отличный сериал с отличным сценарием и крайне качественной проработкой персонажей. Рекомендую для неспешного просмотра и последующих размышлений над увиденным.
Приятного просмотра!
(c) Сергей Ли