Цитата: Gurtt от 16.04.2009 07:35:19
Причем здесь маус? Разговор про средние танки. Что вы все с темы то уходите то?
Чего у немцев не было на момент производства именно Т-34-85? 75 мм ПТО? Хетцера?
Для борьбы с танками противника – прежде всего ПТО. И против них в тоже нужна броня.
Танку броня что – только от танковых орудий противника нужна? : )
С логикой у меня все в порядке. Все вопросы надо смотреть в комплексе.
Давайте рассмотрим именно в комплексе. До конца была 1941-го года у немцев, а у нас и посейчас основная идея в том, что основной задачей танка является борьба с окопавшейся пехотой в процессе наступательных действий после прорыва фронта. Да, борьба с танками противника как мобильного средства ПТО в обороне или если танки противника встретятся в наступлении - задача важная, но второстепенная.
Именно поэтому, имея в 1941 году Т-34-57, с длинноствольной (90 калибров) 57-мм пушкой, его имели в количестве буквально несколько десятков, и в 1943 году после Курской дуги не возобновили их производство (что было бы проще), а начали ваять Т-34-85. Потому что у этой, отличной 57-мм пушки, бравшей Тигра в лоб с дистанции более 1200 метров не напрягаясь, был НИКАКОЙ ОФС. А вот у Д-85 ОФС был отличный.
Именно потому, что использование танка как ПТС в СССР считалось хоть и важным, но вторичным, и не возобновили производство Т-34-57. Имели бы в 1943 году уже в серии танк, который бы уверенно поражал Тигров и Пантер с тех же дистанций, что и они его. Но это была бы противотанковая самоходка с орудием во вращающейся башне, а не танк. По этому пути пошли немцы, создавая Пантеру - они получили ПТ-самоходку, только очень сложную и дорогую по сравнению с аналогичной по бронированию и ТТХ безбашенной версией. Потому как ОФС там был никакой, как и на нашей 57-мм.
Вот Тигр у них получился именно танком. Для развития успеха он был никакой, ввиду низкой мобильности, но вот тяжелый танк прорыва он был хорош, и в обороне неплох, и как мобильное ПТС тоже годился.
Но немцы в танкостроении, после начала осени 1941-го, после массовых столкновений Т-3 (с короткой 50-мм) и Т-4 (с 75-мм обрубком) против Т-34, уперлись в повышение бронирования и перешли на идеологию танка в первую очередь как мобильного ПТС. В Итоге они получили недо-танк Пантеру и перетяжеленный и маломобильный Тигр.
Для убийства танков применяли авиацию, артиллерию и самоходки (например, в битве под Москвой использовались те же 57-мм пушки, поставленные на корпуса Т-18 и Т-26 со снятыми башнями, просто приваривали станину к верхнему бронелисту, а открытую сверху и сзади "рубку" образовывали шит самого орудия и два бронелиста, приваренные к щиту и корпусу. Было сделано сделано ПТ-самоходок к концу осени что-то коло 180+ штук, и Гудериану они ОЧЕНЬ много крови и танков попортили).
А к лету 1943 года проблем больших с артиллерией у нас не было, с авиацией тоже (освоили кассеты с малокалиберными противотанковыми кумулятивными бомбами ПТАБ-10-2,5 и термитными самовоспламеняющимися шарами для Ил-2), и были уже на шасси Су-122 и Су-152, которые, будучи бронированы не хуже, чем Т-34, из своих непротивотанковых пушек чумоданами 122-мм и 152-мм просто разваливали Тигры по сварным швам и срывали им башни, а Т-4 с усиленным бронированием в борт просто навылет крошили, вырывая тыльные бронелисты наружу. Кроме того как противотанковые делались Су-85 и Су-100.
И в этих условиях СИЛЬНО переделывать Т-34, усиливая ему лобовую броню корпуса (а проектировался он как почти равномерно защищенный со всех сторон), и пристраивая на него 57-мм пушку (по бронепробиваемости превосходящую 85-мм) - это было получить в итоге не танк, а ПТ-самоходку. Была бы у нас "русская Пантера".
Выбрав основной функцией танка борьбу с окопавшейся пехотой, и признав противотанковые способности танка пусть важными, но вторичными, поставили пушку 85-мм, так же как и у Тигра, зенитную по происхождению. А вот с наращиванием лобовой брони была проблема, и решить ее "малой кровью" не было возможности.
Объясняю. У Т-34 и двигатель, и трансмиссия расположены сзади. двигатель стоит продольно, и сзади к нему пристроен блок с коробкой передач и прочими трансмиссионными причиндалами. В итоге получается весьма длинная конструкция. Поэтому башня смещена сильно вперед, и перед башней на подбашенном листе не остается места даже под перископический триплекс мехвода. Поэтому у него люк в лобовом бронелисте, и в люке смотровая щель.
А башня, с ее-то бронированием, и тем более башня с 85-мм, с ее 90-мм лобовой брони и торчащей вперед 85-мм длинной пушкой - конструкция достаточно тяжелая. Поэтому увеличение лобовой брони корпуса приводило к недопустимому возрастанию нагрузки именно на передние катки. Итог этого был бы плачевен: выходящая из строя каждые 100 км подвеска передних катков.
Было два выхода.
1 вариант. Увеличить число опорных катков с 5 до 6 и увеличить таким образом длину танка.
Плюсы. Увеличивается внутренний объем, боекомплект и условия работы экипажа. Башню можно сдвинуть назад от ВЛД, а на подбашенном листе появляется место для люка мехвода или хотя бы для его перископических приборов наблюдения. Снижается нагрузка на носовые катки (более равномерно распределяется) и можно увеличить толщину (массу) лобового бронелиста.
Минусы. Увеличивается длина танка, следовательно, бортовая проекция, следовательно, масса. Чтобы сильно не раздувать массу, нужно уменьшать бронирование борта. А оно нам надо? Увеличивается длина - ухудшается маневренность, возрастает нагрузка на трансмиссию при поворотах и разворотах на месте. Будет чаще ломаться. Есть выход - увеличить ширину - но это опять же увеличение массы. Что в итоге? Увеличилась масса - чтобы сохранить подвижность - нужен более мощный двигатель, об больше весит и больше занимает места, более мощная трансмиссия... А он есть, моторно-трансмиссионный агрегат бОльшей мощности в крупной серии? нет. Что получаем? Маломаневренный "русский Тигр"? И не факт, что лучше бронированный.
Т.е. это не выход не разу - не нащ метод.
2 Вариант. Изменить компоновку МТО - поставить двигатель поперечно.
Плюсы. Этим экономится длина МТО, можно сдвинуть башню назад, увеличить пространство внутри для БК и экипажа, попытаться если не люк мехвода, то его приборы наблюдения поставить на подбашенный лист. Сдвинув башню назад, разгружаем передние катки и получаем возможность нарастить лобовой бронелист не перегружая носовые катки. Поскольку габариты корпуса не меняются масса остального бронирования из-за неувеличения габаритов не увеличивается.
Минусы. Требуется полная перекомпоновка МТО и переделка трансмиссионных агрегатов не менее чем на половину.
Вот это наш метод, и сделав это получили Т-34М в 1941 и Т-44 в 1944, но учитывая, что и там, и там было ОЧЕНЬ много технической и технологической новизны, от их производства (требовавшего фактически остановки производства Т-34) отказались в пользу продолжения выпуска Т-34.
Информация из Вики по Т-44:
ЦитатаИмея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. В связи с новой компоновкой удалось сместить к центру корпуса башню, приобретшую более обтекаемую форму, что повысило её снарядостойкость. На освободившемся месте был размещён люк механика-водителя, устанавливавшийся на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на катки распределялась равномерно, что позволило нарастить лобовую броню до 120 мм.
Информация по Т-34М
ЦитатаК концу 1940 года, несмотря на большую загрузку по доработке танка Т-34, КБ начало работы по его модернизации. На модернизированном образце, которому условно был присвоен индекс Т-34М, предусматривалось значительно усилить броневую защиту корпуса и башни, применить в подвеске торсионные валы вместо пружин и опорные катки с внутренней амортизацией, увеличить количество топлива, снарядов, патронов и др.
........
В январе 1941 года Комитет Обороны при СНК СССР одобрил проект Т-34М (А-43), а в марте приступили к изготовлению двух эталонных образцов танка.
Новая машина обещала превзойти "тридцатьчетверку" по всем параметрам, однако именно воплощенные в ней конструктивные новинки отрицательно сказались на ее судьбе.
Для А-43 спроектировали новый двигатель В-5 мощностью 600 л.с. Необычным было размещение двигателя поперек корпуса. На некоторых легких танках подобная компоновка применялась, но при небольших, маломощных моторах она не давала ощутимых преимуществ. Другое дело длинный и сравнительно узкий, мощный 12-цилиндровый дизель. Развернув его на 90°, удавалось не только уменьшить длину машины, но и увеличить боекомплект.
Новую коробку передач разрабатывать не стали, а в паре со старой 4-скоростной, установили демультипликатор. В результате у А-43 появилась возможность двигаться на восьми скоростях вперед и двух - назад. Свечная подвеска типа Кристи, перекочевавшая на Т-34 с БТ, уступила место торсионной. Клиренс увеличили на 50 мм.
А-43 получил штампованную башню с командирской башенкой и двумя круглыми посадочными люками, спроектированную ранее для А-41. Радиостанцию перенесли в корпус, что позволило увеличить боекомплект пушки с 77 до 100 выстрелов, а боекомплект пулеметов - с 46 до 72 дисков.
......
В итоге новая машина оказалась на 987 кг легче Т-34, но удельное давление на грунт несколько возросло, так как ширина гусениц была уменьшена на 100 мм.
Отражением всех споров по поводу Т-34 и Т-34М стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О производстве танков Т-34 в 1941 году", принятое 5 мая 1941 года. Судя по всему, речь в этом документе идет о Т-34М, к серийному производству которого почти все уже было готово. К 17 апреля на ХПЗ изготовили три бронекорпуса, к концу месяца с ХТЗ поступили на сборку торсионы, катки и другие элементы ходовой части. Однако двигатель В-5, предназначавшийся для этого танка, так и не был готов ни к 1 Мая, ни к началу войны...
Вот так... Ни после начала войны переодить на Т-34М, ни в середине войны перейти на Т-44 БЕЗ серьезной модернизации производства и "провала" в производстве танков, "малой кровью", было невозможно. А на Т-34-85 - можно. Учитывая ТЕ условия - решение тяжелое, но со своей стороны оправданное.
С другой стороны, наши ответственные лица понимали, что до увеличение лобового бронелиста дает только временный выигрыш... и противотанковая борьба по НАШЕЙ концепции - это дело для танка важное, но вторичное.
Немцы же с конца 1941, а потом и американцы уперлись именно в противотанковые свойства танков. Лоб у Абрамса - заглядение, такой тяжелый, что даже ДЗ туда не встанет по массе, а вот борта - сплошная ослабленная зона. У немецкого Леопарда - немногим лучше.