ВМФ/ВМС
17,845,850 45,634
 

  Бомж с дробовиком ( Слушатель )
08 дек 2015 18:05:48

Турбинный детектив

новая дискуссия Новость  391

Турбинный детектив
Источник: http://lenta.ru/articles/2015/12/08/engines/

В России освоен самостоятельный ремонт корабельных газотурбинных двигателей

Сторожевой корабль Балтийского флота РФ «Ярослав Мудрый»

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства.

В России освоен самостоятельный ремонт корабельных газотурбинных двигателей

Сторожевой корабль Балтийского флота РФ «Ярослав Мудрый»

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Сломанная нога

22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.
Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.
Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».
Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы
Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей — в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 — никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.
Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т.д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).
Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта, инструмента и оснастки.
В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».
«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.
Основанием для такого решения стали следующие факторы:
- «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;
- имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;
- гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.
Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.
Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.
Поиск места
Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.
Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.
«И “Неустрашимый”, и “Чабаненко” могут подождать, их ремонт — это длительный процесс, — объяснил представитель «Новика». —А "Ярослав Мудрый" исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель».

Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым, выполненным для ВМФ России. Новое производство, по сути созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям и лицензию на ремонт газотурбинных двигателей.

Варианты замещения
«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» — в 2017 году. На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана — остается доказать возможность его масштабирования.
Отредактировано: Бомж с дробовиком - 08 дек 2015 18:09:23
  • +0.61 / 41
  • АУ
ОТВЕТЫ (20)
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
08 дек 2015 18:32:25

А чё минусуем пост? Из-за "lenta.vru"? Или "личности" ТС? Думающий
Понятно, что написано по-ленточному коряво и с переподвывертом. Но факт-то - налицо: НАЛАЖЕН РЕМОНТ турбин. Какой ценой и какими усилиями - вопрос третий. Главное - результат: "Ярослав" вернется в строй, "Неустрашимый" - тоже (и освободит, наконец, площадку), да и "Чабаненко" пора "ноги размять" - застоялся...Подмигивающий
  • +0.35 / 16
  • АУ
 
 
  mse ( Специалист )
08 дек 2015 18:37:23

Боян.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
08 дек 2015 18:44:05
Сообщение удалено

08 дек 2015 19:45:52

  • +0.00
 
 
  sh0tek ( Слушатель )
08 дек 2015 18:43:51

За это:
"КОММЕНТАРИЙ:
Адмиралы оставили флот ни только полностью без двигателей российского производства ну даже не додумались наладить их ремонт в России.
Я не понимаю о чем эти уроды в адмиралтействе вообще думают?
Эти мрази просрали всё что было только возможно и продолжают в том же духе и никто этих мразей не наказывает подонок чирков продолжает руководить флотом как будто бы все в порядке "

хоть и стертое автором впоследствии.
  • +0.17 / 6
  • АУ
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
08 дек 2015 18:44:59
Сообщение удалено
Йохан Палыч
08 дек 2015 19:45:52
Отредактировано: Йохан Палыч - 08 дек 2015 19:45:52

  • +0.02
 
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
08 дек 2015 20:03:53

А что из выделенного, если отбросить эмоциональность, не соответствует действительности?
  • 0.00 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
08 дек 2015 20:07:18

Всё.
  • +0.28 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
08 дек 2015 20:08:36

Палыч, ну Вы-томожете и изголодавшейся женщине объяснять, что висячий лучше стоячегоПодмигивающий
Однако ж..
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
08 дек 2015 20:28:56
Сообщение удалено

09 дек 2015 00:30:52

  • +0.01
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
09 дек 2015 00:24:02

Адмиралы тут при чём? Надо брать за яицы синергеев и онижбратьев. Салют свою турбину изваял лет 10 назад.А испытательной станции нет. Какой дурак из "абмиралов"  и строителей поставит такое поделие на корабль? Если кто забыл, то всего два года назад один долбень, с группой сочувствующих "енералов ОПК" шарился по Украине и раздавал ГОЗ налево-направо. Там кой-кому, ещо 12 лярдов выписали. Какое, нах, в таких условиях "импортозамещение"? И кто даст на это деньги(большие деньги!). А щас это чудило стучит кулачонкой по столу, что де промыслы недостаточно активно импортозамещают.
  • +0.51 / 22
  • АУ
 
 
 
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
09 дек 2015 00:30:55

Синергеи и интеграсты само собой. Но кто-то ж подписывал ТЗ на корабли с импортными турбинами (тако ж и дизелями, впрочем), и ни в одном месте у него мысль не почесалась.
Это вот как Роскосмос прилип на сколько-то сотен лямов долгов, из-за того, что заказал движки для украинских Зенитов, а вместо ракет получил дулю и веселый смех.
  • +0.01 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
09 дек 2015 01:29:37

       Вот опять за рыбу деньги. У синергов и интеграстов спрашивать надо. А так же с советского руководства. Ибо оттуда и ТЗ и прочее растёт. 
  • +0.37 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
09 дек 2015 01:34:36

Ну, сколько ж можно на проклятое прошлое оглядываться? 
Харламов, вон, уже 15 лет на приколе околевает, потому что руки не доходят ему турбины починить. 
11356 первый заложили в 1999 году, 22350 в 2006...
А пока жареный петух в жопу не клюнул, не шевелились.
  • -0.02 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  marrakesh ( Специалист )
09 дек 2015 01:40:50

Поднять производство турбин - это не колбасный завод открыть. Подмигивающий
  • +0.43 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
09 дек 2015 12:01:09

А не грех и оглянуться. Производство ТВ7...ВК-2500 из МотрСычья начали переносить, каг-бы не в 2009, а, мож и раньше. И только в  этом году изваяют чисто своих 50 штук. При том, что Климов, разработчик. Представляю, сколько здоровья стоило руководству Климова, в 2009, пробить программу переноса. Ибо, помимо экономики, тут круто замешана политика.
А турбины, чисто Украина. Т.е. надо было делать с нуля.
  • +0.41 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
09 дек 2015 00:49:58

Вот, прям сам по себе "шарился" и сам, из своего ка'рмана доставал и раздавал? А ДАМ с ВВП при этом - ну, ни сном не духом? Самому - не смешно?Подмигивающий
  • +0.18 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
09 дек 2015 01:23:14

Вот, мля ... , просто слов нет.
При всей моей негативности к Рогозину, я прекрасно понимал, что это не он , это Путин ВПР  устами Рогозина делал последнее предложение.
Такое предложение,  от которого не грех и отказаться. Но "скакуны с майдана" решили, что это не кошерно (мы все с вами понимаем, что решали не "скакуны", а те. кто им (скакунам) уздечки надел.

PS. "Злые языки"ТМ до сих пор вспоминают,  как возле 55-го  главного корпуса кафе "Южное" в последний крайний раз развевался российский триколор. Это было как раз тогда. когда Янык сначала проявил некоторую жесткость. разогнав майданутых. Потом он,  правда, вспомнил, что у него яйца не стальные.
Как выяснилось, у него их вообще не было.
Впрочем. это тут офф-топ.
  • +0.44 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
09 дек 2015 11:52:15

Ессно, "при чом". Только то, что делали "шарящиеся", называется "лоббизьм". На каком совещании начнёт тельник рвать, что де там усё работает, а нам надо будет 100500лярдов. У нас, типа, там всё схвачено, кругом нашы люди, контрольный пакет акцый и всё такое, зуб даю, будет пучком. А съэкономленное направим на инноваццыи. К сожалению, "ДАМ с ВВП" не могут быть в курсе технических подробностей всех аспектов экономики. А за "доступ к телу" идёт нешутошная борьба.
  • +0.16 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  Внимательный ( Слушатель )
10 дек 2015 08:46:45

  Вы наверно Рагозина имеете ввиду, если так, то честно сказать, не умные суждения на этот счёт поднадоели, он, что  кого то из хулителей с тремя детьми бросил, что  на него всех собак вешаете? Тоже мне, нашли царя земли русской "шарился по Украине и раздавал ГОЗ налево-направо" . Что ему поручили, то он и делал, с огоньком и самоотверженно, как и положено исполнителю.Сам на право и налево он может только свои личные деньги раздать, а казну разбазарить  по своему усматрениюв ни кто не даст. Его направили в Самару денег дать, а он на Украину попёрся и там раздал? Так что ли?

[movie=400,300]http://youtu.be/Rlqw-ADYvEg[/movie]
  • +0.21 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
10 дек 2015 11:18:23

Дружыще, тема "синергеев" и "брадьев" была раскрыта не раз. Да, они сами глобальных решений не принимают, но оказывают решающее влияние на их принятие. Если на совещании или экспертном совете постоянно звучат определённые мысли и высказывания, то, в конечном счёте, они и выльются в "глобальные решения".
А, потом, каг-бы ниоткуда, вдруг, приходит зимаМайдаун. Здрасьте. И все ваши "контрольные пакеты" и "юридически обязывающие документы" идут нахв Эуроппу.
  • +0.30 / 7
  • АУ