Ближневосточная геополитика. Михаил Ошеров
новая дискуссия
Статья
519
Ближневосточная геополитика. Михаил Ошеров
Ближний Восток находится на перекрёстке дорог между Европой, Азией и Африкой, и в этом состоит его основное геополитическое значение. Основными геополитическими направлениями, проходящими через регион являются глобальный маршрут Европа – Азия (то, что раньше называлось «Великий шёлковый путь») и маршрут поставки энергоносителей Европа – Персидский залив.
Маршрут Европа – Азия сейчас почти намертво перекрыт Турцией, основное геополитическое значение которой также состоит в статусе транзитной страны. Из-за политических разногласий и холодных отношений с Ираном полноценного транзита между Европой и Китаем нет. В результате для Китая всё большее и большее значение приобретает северный маршрут Великого шёлкового пути – через Россию. Турция из-за политических амбиций своего бесноватого лидера на ровном месте теряет свой собственный важнейший геополитический статус.
Важнейший для Европы прямой маршрут поставки энергоносителей Персидский залив – Европа также перекрыт. Определяющими странами в этом вопросе являются Израиль и Сирия. Весной 1948 года Великобритания завершила на территории подмандатной Палестины свой амбициозный геополитический проект – нефтепровод Киркук – Хайфа и строительство крупного нефтеперерабатывающего завода в Хайфе – для переработки иракской нефти и дальнейших поставок нефтепродуктов в Европу. Но этот проект так и не заработал. Через несколько месяцев на территории бывшей Британской Палестины было создано государство Израиль, и нефть по нефтепроводу Киркук-Хайфа так и не пошла. Хайфский НПЗ используется фактически в реверсном направлении – импортируемая государством Израиль нефть, поставляемая через хайфский порт, перерабатывается на Хайфском НПЗ для внутренних нужд. Еще ранее, в 1946 году еврейские партизаны взорвали все железнодорожные пути, связывавшие британскую Палестину со всеми соседними территориями. Это было сделано для того, чтобы британцы не могли перебрасывать войска по железным дорогам. В результате всего этого через территорию государства Израиль не проходит ни один серьёзно значимый геополитический маршрут, государство Израиль с глобальной точки зрения фактически почти отрезано от соседних стран и тем самым перерезает трансконтинентальные маршруты через регион. Из немногих трансрегиональных проектов следует отметить эксплуатировавшийся несколько лет газопровод Египет-Израиль-Иордания, подорванный некоторое время назад египетскими боевиками на Синайском полуострове сразу в нескольких местах.
Вопрос о трансрегиональных маршрутах через территорию государства Израиль арабские страны увязывают с решением палестинского вопроса, созданием независимого палестинского государства и всеобщим мирным урегулированием на Ближнем Востоке. Эта воля арабских стран сформулирована в так называемой "Саудовской инициативе", выдвинутой Лигой арабских стран еще в 2002 году.
Из Персидского залива в Европу остаётся один путь – через Сирию, с которой страны Персидского залива не смогли договориться. В 2009 году страны Персидского залива предлагали Башару Асаду участие в создании нефте- и газопроводов через территорию его страны. После отказа Сирии иностранными государствами сначала была совершена попытка очередной "цветной революции", но после того, как выяснилось, что большинство сирийского народа - на стороне своего президента и правительства, США и их арабские союзники начали играть на уничтожение сирийского государства, развязав в Сирии иностранную интервенцию руками исламистских наёмников.
Потребность в транзите энергоносителей в Европу остаётся. Поэтому США, страны Европы и руководство ЕС, другие страны продолжают оказывать внешнее политические и экономическое давление на государство Израиль, понимая, что только таким образом можно достичь мирного урегулирования в регионе и разблокирования трансконтинентальных маршрутов. Пока не решён палестинский вопрос, пока не создано независимое палестинское государство, пока не заключено соглашение о всеобщем мирном урегулировании на Ближнем Востоке, никаких транрегиональных маршрутов, в том числе газо- и нефтепроводов через территорию государства Израиль проходить не будет. Мирное решение палестино-израильского конфликта путём создания независимого палестинского государства и заключения всеобщего мирного соглашения в регионе – единственный путь для разблокирования региона и создания проходящих через него трансрегиональных маршрутов. Именно поэтому такое значение в мире и в мировой политике придаётся ближневосточному урегулированию.
Само государство Израиль при сохранении нынешней политики его властей, состоящей в отказе от создания независимого палестинского государства и постепенном поглощении оккупированных палестинских территорий, в итоге окажется единым государством от моря до Иордана для двух населяющих его народов, соединённых в этом государстве не единой государственной идей, но насилием одного народа над другим, что в итоге неизбежно приведёт к развитию событий по сценарию, произошедшему в ЮАР.
Ближний Восток как регион уже долгие годы не может получать экономическую и политическую выгоду из своего геополитического положения из-за ложных амбиций руководителей Турции и Израиля. Насколько долго это положение будет сохраняться, зависит в первую очередь от внутренних событий в этих странах и от того, насколько в этих странах хватит экономического запаса прочности, который сейчас расходуется ради ложных политических целей руководителей этих стран.
Михаил Ошеров