Израиль между Америкой и Россией. Михаил Ошеров
новая дискуссия
Статья
536
Израиль между Америкой и Россией. Михаил Ошеров
Ослабление влияния США на мировые процессы, связанное с перенапряжением сил, старением вооружений и усталостью части американской элиты от решения мировых проблем и одновременное усиление военного и политического присутствия и влияния России на Ближнем Востоке могут повлиять на статус государства Израиль в регионе.
Израильская элита тесно связана с частью элиты американской, с еврейскими общинами и американскими финансовыми кругами. Значительное количество израильских фирм, работающих в сфере высоких технологий, скуплено американскими фирмами. Израиль обеспечивает военное присутствие США в регионе.
В последнее время часть американского еврейского истэблишмента сформулировала свою самоидентификацию в первую очередь как граждан США. Соответственно, эти люди не хотят, чтобы их считали «агентами влияния Израиля в США» и, более того, они не хотят зависеть от нынешней политики государства Израиль – политики агрессивной по отношению к окружающим странам и политики продолжения оккупации захваченных палестинских территорий. Соответственно в этих кругах была сформулирована мысль о необходимости влияния на политику государства Израиль как путём внешнего умеренного политического давления Соединёнными Штатами Америки, так и путём поддержки миролюбивых сил в самом Израиле. Ежегодные конференции организации “J-street”, объединяющей это сообщество, посещают с выступлениями ведущие американские политики и высшие руководители страны.
Нынешнее руководство государства Израиль, выбрав своим геополитическим противником государство Иран, взяло в свои союзники страны, исходя из принципа «Враг моего врага – мой друг». Заметные в последнее время связи Израиля с исламскими монархиями Персидского залива, в том числе с Саудовской Аравией и Катаром, совместные действия против Сирии с Турцией с одновременной поддержкой части курдов, находящихся под политической "крышей" США – это только видимые части айсберга.
И США, и Саудовская Аравия – это страны, теряющие свое геополитическое влияние и значение. Саудовская Аравия постепенно становится дичайшим анахронизмом с точки зрения прав человека и медленно разлагающимся геополитическим трупом. Страной правят периодически умирающие престарелые монархи, почти половина саудовской армии дислоцируется в восточных провинциях - в районах проживания шиитского меньшинства, другая значительная часть саудовской армии пытается оккупировать Йемен, чтобы поставить там у власти своего марионеточного диктатора. Хорошо оснащённая, но изнеженная армия Саудовской Аравии уже терпит военные поражения в Йемене. Для оказания давления на Россию Саудовская Аравия вместе с другими странами Персидского залива обрушила цены на нефть, но пострадала от этого в первую очередь сама. Бюджет Саудовской Аравии на более, чем 80 % формируется за счёт доходов от продажи нефти, и уже сейчас он из прибыльного стал дефицитным. Саудовская Аравия из инвестора стремительно превращается в заёмщика, текущий бюджет Саудовской Аравии уже является дефицитным, а различных резервных фондов при нынешней динамике бюджета может хватить только лет на пять. Деньги, вложенные Саудовской Аравией в международных террористов, воюющих в Сирии, можно уже считать потерянными.
Через некоторое время государство Израиль может оказаться в почти полной международной изоляции. Европа требует создания независимого палестинского государства и принимает решение о маркировке израильской продукции, произведённой на оккупированных территориях. Руководство Соединённых Штатов уже не является безоговорочным союзником Израиля, и новая администрация президента США, будь то условный Трэмп или условная Клинтон, не будут полностью лояльны государству Израиль, поскольку глобальные национальные интересы США и Израиля всё больше и больше расходятся, и влияние еврейского американского лобби США на политику США по отношению к Израилю не безгранично. В результате государство Израиль через некоторое время может оказаться в одиночестве рядом с возрождающейся, единой и сильной Сирией, независимым Ливаном, в которых будут созданы полноценные системы ПВО, защищающие эти страны от возможных нападений. Также государству Израиль неизбежно придётся смириться с возрастанием роли и влияния в регионе России, Ирака и Ирана.
Исходя из этого простого прогноза, который, возможно, учитывается, а, возможно не учитывается нынешними руководителями государства Израиль, у государства Израиль сейчас есть, условно говоря, два пути. Первый путь – это продолжение нынешней политики, конфронтационной по отношению к Сирии, политики поддержки бандитов, воюющих в Сирии на сопредельной территории, политики различных недружественных актов по отношению к Сирии и к Ливану. Этот путь в конце концов может привести к различным международным проблемам и к возможным прямым военным потерям боевой техники, рассекречиванию средств связи и разведки и так далее. Второй путь – это путь нормализации отношений с Сирией и с Ираном и путь улучшения отношений с Россией. этот путь связан с различными возможностями экономического сотрудничества с Россией, в том числе по различным инфраструктурным и энергетическим проектам, в том числе в связи с возможным сотрудничеством с Таможенным союзом и с возможностями работы на большом российском рынке и рынке Таможенного союза.
Снижение военного напряжения в регионе может дать прямую экономическую выгоду израильской экономике и израильским финансам. Государственные финансы государства Израиль давно уже не справляются с обслуживанием огромного и всё более и более увеличивающегося военного бюджета и пенсионных накоплений государственных служащих, вышедших на пенсию. Дальнейшее увеличение государственного долга государственного бюджета и пенсионных фондов ограничено различными финансовыми показателями. Вопрос выбора дальнейшего пути – пути продолжения нынешней политики, ведущей государство в тупик конфронтаций с соседями и к созданию единого государства от моря до Иордана для двух народов, один из которых совершает постоянное насилие над другим, или же её изменения в сторону улучшения отношений с соседними странами, разблокирования трансрегиональных и трансконтинентальных геополитических коридоров, прекращения палестино-израильского конфликта путём прекращения оккупации и создания независимого палестинского государства, путём использования выгоды от мирного Ближнего Востока полностью зависит от нынешних руководителей государства Израиль.
Михаил Ошеров