П. А. СОРОКИН
Благодаря борьбе и обнищанию, голоду и нужде, догматизму и нетер-
пимости школы всех родов начинают закрываться, разваливаться, изда-
ние книг и газет (кроме узкореволюционных, менее всего дающих зна-
ния и больше всего возбуждающих эмоции и искажающих действитель-
ность) сокращается; состав учителей, преподавателей и воспитателей
народа начинает искусственно — и большей частью в худшую сторону —
изменяться: хорошие, но неугодные власти лица исключаются, непод-
готовленные лакеи — включаются; то же самое следует сказать и о самих
учащихся.
Плохо оплачиваемые учителя начинают вымирать или бежать со
своих голодных мест на более сытые; к этому присоединяется отсут-
ствие книг, пособий и других вспомогательных средств обучения.
В таких условиях народное образование и просвещение в конце кон-
цов деградируют — и тем сильнее, чем глубже и дольше революция.
Такой вывод заставляет сделать прежде всего русская революция.
Наивные, невежественные или недобросовестные лица много писали
о громадных заслугах Советской власти в области народного просвеще-
ния. Нужно ли говорить, что все это вздор. Нижеследующие официаль-
ные данные служат ярким тому подтверждением.
Расходы на народное образование по Министерству Народного просвещения1903 год расходы на народное образование - 39 353 000 зол.руб.
1910 год -------------------------"----------------------- - 79 840 000 зол.руб.
1914 год -------------------------"----------------------- - 161 630 000 зол.руб.
1917 год -------------------------"----------------------- -214 221 000 зол.руб.
1918 год -------------------------"----------------------- - не более 50 000 000 зол.руб.
1923 год -------------------------"----------------------- - 36 000 000 зол.руб.
Если принять во внимание, что до революции на народное образо-
вание тратили значительные суммы и другие министерства (в 1914 г.
общий расход всех министерств был близок к 280–300 млн золотых
руб.), плюс — огромный расход на образование земских и городских
учреждений, в 1914 г. близкий к 360 млн руб., которые все вместе давали порядка 650 млн. рублей
или 3,92 рубля на душу. Что уже немногим отличается от 4,1 рубля в Германии (на 1911) или 2,8 рубля во Франции. Из нее ясно, как колоссально упали траты
государства на народное образование — и абсолютно и относительно
по отношению ко всему государственному бюджету, — начиная с 1918 г.
Детей школьного возраста, обучавшихся в школах было:
в 1906 г. около 60 %
1914 г. - 70%
1922 г. - 38%
Статистический ежегодник России. СПб., 1914. XII отд. С. 16–17. Данные за
1916–1920 гг. см.:Маслов П.Цит. соч.
Данные за 1922 г. взяты из доклада Луна-
чарского (Известия, 26 декабря 1922; число преувеличено)
Количество школ и учащихсяГод Число начальных школ Число учеников
1912 101547 6 697 385
1922 55 000 4 750 000
Доклад А. В. Луначарского // Известия. 1922, 26 декабря.
Из этих цифр, где данные 1922 г. преувеличены, всякий читатель
может видеть «просветительную» роль революции.
И начальная, и средняя, и высшая школы на 70% разрушены за годы
революции... Вместо «ликвидации безграмотности» получилась «ликви-
дация грамотности». Весь шум, поднятый большевиками, был сплош-
ной недобросовестной рекламой. Здания школ разрушены. Нет учеб-
ников, бумаги и перьев. Учителя, не получая ничего, частью вымерли,
частью — превратились в батраков, даже в проституток (учительницы),
часть счастливцев перешла на другую службу
Из высших школ были выброшены, расстреляны и высланы лучшие
профессора и студенты, вместо них были назначены профессорами
невежественные коммунисты, а студентами — коммунистическая молодежь
Не иначе обстояло дело с газетами и книгами. Тираж всех газет
РСФСР в 1921–1922 гг. был не больше тиража одного «Русского Слова»
до революции. Столь же резко сократилось число издаваемых и осо-
бенно покупаемых книг за годы революции, не говоря уже об их качестве.
В 1923 г. из общего числа грамотных крестьян не читают ника-
ких газет 89%; через все волисполкомы по всей РСФСР за первое полу-
годие 1923 г. из 100 млн крестьян подписалось на газеты только 1683
человека
Словом, с какой бы стороны мы ни подошли к вопросу, получаем один
и тот же вывод: разрушение, разрушение и разрушение. Революция в этом
отношении (как и в других) отбросила Россию лет на 50–60 назад.
(Статистический ежегодник за 1913 г. С. 112–113; Известия. No 293.
См. указ. доклад Луначарского, рисующий ужасную картину существования
школы и учителей.
Сорокин П. А.Современное состояние России. Прага, 1923.
В. Розенберг На чужой стороне. Берлин, 1923. Сб. 1 )