Шпионить за Советами с блокнотом и калькулятором
Во времена холодной войны выяснение тактико-технических характеристик советских самолетов было загадкой для очень образованных людей, однако нужны были правильные инструменты.
Я работал в журнале Flight International в Лондоне. Как и мой коллега Дуг Ричардсон (всякому авиационному изданию нужен шотландец-грекофил с Лейкой, проведший юные годы учеником мастера на радиозаводе) я был огорчен уровнем наших знаний о советских технологиях. Один из наших конкурентов поддерживал дружеские отношения с разведкой ВВС США, другой добывал фотоснимки новейших советских самолетов в Военной миссии связи – западной организации, которая занималась легальным шпионажем в Восточной Германии, а еще один взял на работу парня с русским именем, правда манеры выдавали в нем немецко-говорящего швейцарца, а то и просто немца. Кажется, у него были связи в какой-то разведке. А мы? У нас не было ничего.
Мы нашли источник, который стал передавать нам снимки из миссии связи и чертил кое-что за кружкой пива в пабе Роуз-энд-Краун. Я вложился в покупку чертежной миллиметровки и калькулятора Синклер Кэмбридж, и мы начали работу.
Прошлым августом на авиашоу МАКС один мой русский коллега спросил, как нам удавалось тогда, в те времена, имея одну-две фотографии, создавать грубое изображение в трех проекциях и высчитывать технические характеристики. Я рассказал ему, что никаких правил и методик не было, поскольку аналитики секретных служб были обычно единственные, кто этим занимались. Однако, если вам были известны базовые размеры, то существовали некоторые графические хитрости, которые могли привести вас к правильной форме. Затем вы дорисовывали такие вещи, как двигатель, кокпит и шасси. Оставшееся пространство было занято топливом.
Бывали победы, поражения, ничьи - плюс несколько уроков.
Насчет МиГ-23 все ошиблись. Несмотря на свое впечатляющее появление, этот истребитель с изменяемой геометрией крыла был довольно паршивым самолетом. «Он будет разгоняться, пока не взорвется», - сказал один ветеран американской испытательной эскадрильи, летавшей на советских МиГах, чтобы тренировать американских пилотов побеждать их. Другой пилот эскадрильи заявил коллегам так: «Большую часть времени эта штука пытается убить меня». Урок: не выдумывайте. Мы-то приняли как данность, что МиГ-23 был так же боеспособен, как новейшие западные истребители.
Советский чемпион скорости МиГ-25 тоже всех обманул. Наш как бы русский конкурент (мы называли его Иваном Риппемовски) объявил, что этот самолет обладает дальностью полета в 3400 миль при сверхзвуковой скорости. Выяснилось, что данные натовских радаров, которыми он пользовался, засекли не МиГ-25, а разведывательный беспилотник Ту-123 «Ястреб» (который начинал свою жизнь как крылатая ракета).
Затем был бомбардировщик Ту-22М Бэкфайр. Все думали, что он был аналогом американского Роквелл Б-1, и имел примерно такой же радиус действия. Однако, основываясь на мутной фотографии в руке, чертежной бумаге-миллиметровке и калькуляторе я с этим не согласился. У Ту-22 хватало внутреннего пространства только примерно для 50 тонн топлива, а это около двух третей от того, что все предполагали.
Или почти все. Вскоре после того, как мы опубликовали наши цифры, мне позвонил озадаченный инженер из Макдоннел-Дуглас, который поинтересовался, как мы получили те же самые цифры, что и его команда. Я рассказал ему про свой калькулятор.
В 1992 году русские привезли Ту-22М на авиашоу в Фарнборо, вместе с небольшой рекламкой, поместившейся на одной страничке. Мы угадали количество топлива, отклонившись лишь в пределах пяти процентов. Позже я узнал, почему парень из Макдоннел-Дуглас так удивлялся: его команда работала на организацию, которую он предпочитал называть Кулинарный институт Америки (Culinary Institute of America – CIA, аббревиатура ЦРУ), которая ругалась с ВВС. ВВС говорили, что у Ту-22М была межконтинентальная дальность, ЦРУ утверждало, что он мог бы пролететь такое расстояние только с дозаправкой в воздухе, и то только в одну сторону.
Шеф разведки ВВС США генерал-майор Джордж Киган угрожал смешать с грязью программу Ф-15, – а для Макдоннел-Дуглас это был огромный контракт, – если аналитики МД, те, которые снабжали информацией ЦРУ, не найдут больше топливных баков в русском бомбардировщике, так, чтобы их выводы совпали с его. Гендиректор Сэнфорд «Сэнди» Макдоннел принял его сторону. Киган затем запустил Великую Космическую Лазерную Панику 79-го. А Ту-22М сделал то, что делал лучше всего - стратегическим бомбардировщиком он не был, зато пугал до смерти авианосные группы США.
Урок: иногда начальники искажают истину до тех пор, пока она не треснет. А калькулятор никогда не врет.
Ссылка