Аналитическая служба Конгресса США – Congressional Research Service (CRS) – обращается к теме российской разведки. Как утверждает CRS, Россия имеет разветвленную систему внешней разведки, состоящую из нескольких пересекающихся ведомств, которые конкурируют за аппаратное, политическое и зачастую экономическое влияние в российском правительстве.
Российские службы внешней разведки играют ключевую роль в консультировании и влиянии на руководство страны, а также в реализации ее внешней политики.
Конгресс США ранее уже вводил санкции против российских служб внешней разведки, и некоторые его члены выражали обеспокоенность деятельностью этих служб.
Членам Конгресса может быть интересно оценить структуру российских служб внешней разведки и те вызовы, которые они продолжают создавать для интересов США и их союзников.
Согласно ежегодной оценке угроз за 2025 год, подготовленной аппаратом директора национальной разведки (ODNI), «Россия по-прежнему сможет использовать дипломатию против американских интересов, тактику принуждения, дезинформацию, шпионаж, операции влияния, военное запугивание, кибератаки и инструменты «серой зоны», чтобы попытаться конкурировать ниже уровня вооруженного конфликта и создавать возможности для продвижения российских интересов».
Разведывательные службы США и их союзников сообщают об увеличении числа российских разведывательных операций с 2022 года. Глава британской разведслужбы охарактеризовал их как «нацеленные на разрушение и хаос».
Совет Безопасности России является ключевым совещательным и формулирующим органом, консультирующим президента России по вопросам политики в области безопасности и разведки. В состав СБ входят руководители оборонных и силовых ведомств. Хотя Совет Безопасности формально входит в состав администрации президента, он сохраняет определенную степень независимости.
Неясно, в какой степени эта независимость является формальной или обусловлена статусом руководства Совбеза. В настоящее время его возглавляет бывший министр обороны
Сергей Шойгу. Аналитики отмечают, что
основные функции Совета безопасности, по всей видимости, выполняются его профессиональными сотрудниками – секретариатом.
Секретариат, вероятно, играет ключевую роль в формировании и управлении российской политикой безопасности, направляя отчеты высокопоставленным правительственным чиновникам и координируя разведывательные операции.
В чем-то он сопоставим с Советом национальной безопасности США, но в чем-то отличается от него. По мнению одного из ведущих наблюдателей, СБ не является «органом принятия решений», а скорее координатором и «исполнителем» политики в российском разведывательном сообществе.
Некоторые члены Конгресса США
выразили обеспокоенность относительно угрозы, которую представляют российские службы внешней разведки. Конгрессмены могут быть заинтересованы в оценке американских санкций и их эффективности; степени угрозы, которую представляют российские службы внешней разведки; возможных ответных мер США и Конгресса, в том числе посредством требований к отчетности исполнительной власти.
Например, раздел 1618 HR 3838
поручает директору национальной разведки в координации с министром обороны и государственным секретарем представить «Доклад о российских активных мероприятиях на территории НАТО».
Члены также
могут рассмотреть вопрос о сохранении или корректировке текущих санкций и могут оценить другие варианты реагирования на обеспокоенности по поводу российских служб внешней разведки, в том числе посредством надзора за политикой исполнительной власти.
https://t.me/the_agenda/1993