Вот это логистика!
Корпус приехалВечером 24 декабря 2015 года на конечную станцию Бобровники, построенную специально для сооружаемой Белорусской АЭС, прибыл корпус реактора ВВЭР-1200 для первого (из двух) блока.
Долгий путьКорпус стал первым, изготовленным на волгодонском "Атоммаше" после почти 30-летнего перерыва.
В постсоветский период завод переживал трудные времена и едва не закрылся. В 2012 году "Атоммаш" вошёл в состав машиностроительного дивизиона Росатома, после чего на заводе была запущена программа восстановления производства оборудования АЭС.
За доставку корпуса до площадки отвечала российская компания "Спецтяжавтотранс". Логистическая операция была сложной и многосоставной - транспортировка из Волгодонска началась 14 октября и заняла ровно 70 дней.
Сначала корпус реактора на колёсной автомобильной платформе доставили с завода на причал Цимлянского водохранилища. Далее начался водный этап пути - по Волго-Донскому каналу, Волге, Волго-Балтийскому каналу, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру, реке Волхов до причала в Великом Новгороде.
Из Великого Новгорода до Белорусской АЭС корпус добирался уже по железной дороге. Этот этап занял шесть дней по территории России и столько же по Белоруссии.
В Белоруссию реакторный поезд прибыл на станцию Езерище Витебской области. Транспортировка производилась только в светлое время и на скорости не более 40 км/ч.
Из Езерище поезд проследовал в Оршу, оттуда магистралью Москва - Брест до Минска, затем дорогой Минск-Вильнюс до пограничной с Литвой станции Гудогай, и оттуда по недавно построенной дороге на конечную станцию Бобровники производственной базы строительства Белорусской АЭС.
Реакторный поездКорпус реактора ВВЭР-1200 представляет собой вертикальный цилиндр высотой 13 метров и диаметром 4,5 метра с эллиптическим днищем, внутри которого будут впоследствии размещены активная зона и внутрикорпусные устройства. Толщина стенок корпуса - порядка 200 мм.
В состав, перевозящий корпус реактора, входит один локомотив М62 -
такие локомотивы в своё время использовались в БЖРК.За локомотивом - платформа. Следом крытый грузовой вагон с вешками габаритов. Далее три полувагона, они нужны для того, чтобы в случае задевания вешками габаритов препятствия поезд мог остановиться, не повредив ценный груз. Далее жилой вагон мехсекции рефрижиратора для сопровождающего персонала.
В середине состава управляемая платформа вагона-транспортёра с корпусом реактора. С двух пультов управления у обоих концов платформы с тяжёлым грузом два оператора регулируют положение груза до полуметра право-влево и вверх-вниз относительно железнодорожного полотна для преодоления препятствия.
Платформа с корпусом реактора имеет по 16 колёсных пар с каждой стороны. Эта платформа уже использовалась для транспортировки на Белорусскую АЭС частей парогенератора
За грузовой платформой с корпусом реактора вновь следуют жилой вагон мехсекции, три полувагона, вагон с вешками и платформа. То есть, локомотив может цеплять состав с любого его конца, что облегчает маневрирование и позволяет соблюдать меры безопасности.
По словам механика вагона-транспортёра Сергея Агулова, приходилось постоянно менять положение корпуса реактора, который вместе с креплением весит 418 тонн, чтобы не задеть объекты структуры железной дороги.
"Возможно, мы повезём статор. Он самый тяжёлый, почти 500 тонн весит", - добавляет Сергей.
ФоторепортажПрибытие корпуса реактора, фото Василий Семашко.