«Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954.»
«Владычествовавшая в течение многих веков, казавшаяся всемогущею, русская царская власть сдала все свои позиции не только без бою, но и, можно сказать, без малейшего сопротивления. Блестящий русский царский трон рухнул, никем не поддержанный. На место царской пришла
новая власть, наименовавшая себя Временным Правительством, составленная из людей, расстраивавших аппарат прежней власти, подготовлявших революцию, но ничего не предусмотревших и ничего не подготовивших для создания сильного аппарата новой власти.
Справка:
Георгий Иванович Шавельский – в то время была личность хорошо известная и значимая. В России его знают, как военного священника, участника Русско-японской войны, а также как главу военного духовенства Русской армии в 1911 – 1917 гг.
В 1911 г. был назначен Протопресвитером военного и морского духовенства. Затем до 1920 г. о. Георгий возглавлял военное духовенство вооруженных сил Юга России. Здесь он стал инициатором создания Высшего Церковного управления на Юге России, которое стало основой для Зарубежного Церковного управления. До конца своей жизни оставался врагом большевизма. До революции существовала некоторая очерёдность в поминовении государственной и церковной властей. На мирных ектениях первым молитвенно поминался синод, а после него - император и Царствующий Дом, а на
сугубых (от “сугубити, усугубити” – “усиливать, удваивать”) ектениях, на великом входе и многолетиях - в первую очередь Император и Царствующий Дом, а во вторую – синод.
Однако к концу истории нашей Империи произошли симптоматические изменения. В издании Служебника карманного формата
1916 г. на обычной схеме расположения частиц на Дискосе не изображено особой частицы за Императора .
Как видим, даже в недрах Святейшего Синода прокладывал себе путь антимонархизм, в данном случае на волне клерикальных настроений. Именно в этом нужно видеть причину позорной пассивности Синода в судьбоносном феврале перед тем, как он покорно самоликвидировался по указке новой, «демократической» власти.
В определении синода от 7 марта 1917 года устанавливалась новая последовательность: государственная власть (Временное правительство) на всех основных службах стала поминаться после церковной.
То есть "первенство по чести" в изменённых церковных богослужениях отдавалось синоду: церкви, а не государству. Понятно, каким ударом была отмена всех молитв о царе сразу после «великой бескровной», притом что Россия не провозглашалась республикой вплоть до сентября 1917 г
4 марта 1917 г. синодом были получены многочисленные телеграммы от российских архиереев с запросом о необходимой форме моления за власть. В ответ первенствующий член Св. синода митрополит Киевский Владимир 6 марта разослал от своего имени по всем епархиям РПЦ телеграммы с распоряжением, что "моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство ея".
Иными словами, уже 6 марта российский епископат перестал на богослужениях поминать царскую власть. В рассматриваемом же определении синода от 7 марта устанавливалась новая последовательность: государственная власть (Временное правительство) на всех основных службах стала поминаться после церковной.
Таким образом, через несколько дней после начала Февральской революции Российская Церковь перестала быть "монархической", фактически став "республиканской": Св. синод РПЦ, повсеместно заменив поминовение царской власти молитвенным поминовением народовластия, провозгласил в богослужебных чинах Россию республикой
Если Россия была провозглашена А.Ф. Керенским республикой через шесть месяцев после революционных событий февраля - марта 1917 г., то Св. синодом "молитвенно-духовно" (и "богословски", и "богослужебно") - уже буквально через шесть дней. Члены Св. синода,
приведя православную паству к присяге на верность Временному правительству и не освободив народ от действующей присяги на верность императору, по сути, благословили клятвопреступление. Действия синода в феврале - марте 1917 г. послужили одной из причин безмолвного исчезновения с российской политической сцены правых партий, православно-монархическая идеология которых с первых чисел марта 1917 г. оказалась фактически лишена поддержки со стороны официальной церкви.
Вывод:
Таким образом, членам Святейшего правительствующего синода Православной Российской Церкви принадлежит одна из ведущих и определяющих ролей в свержении русского самодержавия, в закреплении завоеваний Февральского переворота.глубокое и серьёзное историческое исследование основанное на церковных документах той поры, которые показывают, что дело об участии РПЦ в событиях 1917 года отражаются официальной церковью немножечко не так.
М. Бабкин «РОССИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ В 1917 ГОДУ Материалы и архивные документы по истории Русской православной Церкви»(2006 год) и “Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало ХХ в. - конец 1917 г.” (2007). Первое исследование опубликовано в 2006 году, второе в 2007 году
Соответственно, на членах Святейшего правительствующего синода РПЦ состава зимней сессии 1916/1917 годов, как
сыгравших одну из ведущих и определяющих ролей в свержении монархии как института
(не путать со свержением Николая II), лежит, на мой взгляд, немалая доля ответственности за исторические перипетии
России в XX веке. Из интерьвью М. Бабкина « Священство и Царство в начале XX века»
http://www.taday.ru/text/1214700.html