Тред №1042941
новая дискуссия
Дискуссия
125
Кто им был виноват, имею ввиду Временное правительство. Они бросили власть на панель и шарахнулись от неё. Рабочим пришлось требовать от партий взять наконец кому-нибудь власть и употребить её во благо.
Временное правительство - высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., существовал с 15 марта по 7 ноября 1917 г. 27 февраля 1917 г. руководство IV Государственной Думы сформировало Временный комитет Государственной думы под председательством М.В. Родзянко. После отречения Николая II от престола Временный комитет Государственной думы приступил 2 марта 1917 г. к формированию Временного правительства.
В его состав вошли: министр-председатель и министр внутренних дел - князь Е.Г. Львов;
министры:
иностранных дел - П.Н. Милюков (кадет);
военный и морской - А.И. Гучков (октябрист);
путей сообщения - Н.В. Некрасов (кадет);
торговли и промышленности - А.И. Коновалов (прогрессист);
финансов - М.И. Терещенко (внепартийный);
просвещения - А.А. Мануйлов (кадет);
земледелия - А.И. Шингарев (кадет);
юстиции - А.Ф. Керенский (трудовик, а с марта 1917 г. - эсер);
обер-прокурор Синода - В.Н. Львов (центрист);
государственный контролер - И.В. Годнев (октябрист).
Неспособность Временного правительства решить насущные проблемы страны привели к радикализации народных масс и антиправительственным выступлениям.
В апреле 1917 г. разразился первый правительственный кризис. Он был вызван заявлением П.Н. Милюкова 18.4.1917 г. о продолжении войны "до победного конца".
В результате П.Н. Милюков и А.И. Гучков ушли в отставку.
Их места заняли М.И. Терещенко и А.Ф. Керенский.
5 мая 1917 г. было создано первое коалиционное правительство, в состав которого вошли 6 министров-социалистов. Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные партии, получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6 мая была обнародована декларация, в которой Временное правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу. Но и эти намерения оказались обещаниями.
Ситуация в стране ухудшалась. Недовольство народных масс политикой коалиционного правительства вылились во второй правительственный кризис.
18 июня массовая демонстрация, организованная лидерами Исполкома Петроградского Совета, прошла уже под лозунгами большевиков.
Правительство попыталось укрепить свое положение с помощью широкомасштабного наступления на фронте, но оно провалилось.
Это вызвало третий правительственный кризис в стране. 2 июля министры-кадеты уходят в отставку.
3 июля на улицы Петрограда вышли солдаты пулеметного полка, отказавшиеся сдать оружие по требованию властей. К вооруженной колонне присоединились солдаты других частей, рабочие заводов. Временное правительство расстреляло демонстрацию, ввело в Петрограде военное положение, начало преследование большевиков, расформировало части, принимавшие участие в демонстрации, ввело смертную казнь на фронте.
24 июля было сформировано второе коалиционное правительство, в которое вошли 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных.
Председателем правительства стал А.Ф. Керенский.
Итак, доверие низов российского общества утратили кадеты, которые провозгласили основой своей тактики противодействие наступлению большевиков.
Значительное число своих приверженцев оттолкнули меньшевики и эсеры, лидеру которых в большинстве своем по-прежнему были против создания однородного социалистического правительства и склонялись к коалиции с цензовыми (т. е. имущими) элементами и либералами.
Отнюдь не способствовало усилению позиций эсеров и то, что в октябре 1917 г. среди них произошел раскол и из партии выделилось ее левое крыло (будущая партия левых эсеров). По сути власть перестала осуществлять свои функции.
Доходило до того, что рабочие требовали у власти приступить наконец к выполнению своих функций
Цитата (из П.Милюков, История второй русской революции, София, том 1, стр. 243 ) один возмущенный рабочий кричал Виктору Чернову, министру сельского хозяйства и лидеру эсеров: "Бери власть, сукин сын, когда ее тебе дают!"
Кроме того, Февральская революция резко изменила соотношение сил в пользу рабочих - царская полиция была расформирована, новая милиция уже не находилась в распоряжении имущих классов, а солдаты подчинялись исключительно Cоветам рабочих и солдатских депутатов.
К тому же, у рабочих появилось чувство ответственности за судьбу революции, в том числе и за свою судьбу, и они не забыли прошлого сотрудничества промышленников с царскими властями в борьбе против рабочего движения, поэтому они больше не собирались сидеть сложа руки, если видели со стороны заводоуправления угрозу предприятию.
К концу апреля ухудшение экономического положения в стране стало одним из центральных вопросов революции.
За последнее время, - писала в 10 мая меньшевистская газета "Новая жизнь", - на целом ряде предприятий наблюдается сокращение производства. Это явление пока обозначилось в мелких и средний предприятиях, но все же оно начинает основательно тревожить рабочие массы.
Кадетская газета "Речь" (13 мая), отражавшая настроения имущих классов, еще более пессимистично предсказала: Пройдут недели две-три, и заводы начнут закрываться один за другим.
Для завкомв фабкомов вывод был очевиден: чтобы предотвратить катастрофу, необходимо немедленно ввести государственное регулирование народного хозяйства. Соответственно 16 мая Исполнительный Комитет Петроградского Совета принял план, выработанный его Экономическим отделом. План предусматривал введение широкого государственного регулирования производства, распределения и финансов.
Но 18 марта промышленник А. Коновалов, Министр Торговли и Промышленности (он считался за либералом среди этого вообще реакционного класса), подал в отставку в знак протеста против плана Петроградского Совета. Объяснил он это тем, что экономический кризис можно будет предотвратить, только если "Временное правительство, по крайней мере, вышло бы на путь восстановления нарушенной дисциплины и проявляло энергию в борьбе с непомерными требованиями крайне левых".
Российские промышленники категорически отвергали любое вмешательство государства в экономику. Вместо этого они настойчиво требовали обуздать экономические требования рабочих и устранить влияние их организаций, особенно советов. Московский банкир и промышленник П. Рябушинский так объяснял, почему вмешательство государства в экономику, хотя и с успехом применяемое в других странах, не подходит для России:
В Европе государство, вмешиваясь в область государственной (экономической) жизни, получает всю полноту контроля, против чего мы не возражаем. Но мы боимся, что у нас такой контроль невозможен в смысле его полезности и целесообразности для государства в целом, доколе наше правительство само продолжает находиться в положении подконтрольном
И по мнению Рябушинского и его коллег, советы рабочих и солдатских депутатов и другие рабочие организации оказывали слишком большое влияние на правительство.
Благодаря сопротивлению представителей имущих классов Временное правительство по-прежнему не могло принять решение по вопросу об экономическом регулировании и поскольку Временное правительство ничего серьёзного не предпринимало против углубляющегося экономического кризиса, рабочие вынуждены были действовать сами.
Таким образом, на политическом уровне рабочие реагировали на экономический кризис требованием перехода государственной власти Советам. Опыт им подсказывал, что государственное регулирование экономики осуществится на практике только тогда, когда государство будет освобождено от влияния имущих классов, то есть только при правительстве, состоящем исключительно из представителей трудящихся классов, рабочих, крестьян и солдат. Конкретным воплощеним этой власти для них были Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Не случайно, что впервые Рабочая секция Петроградкого Совета приняла резолюцию с требованием перехода власти от коалиционного Временного правительства к Советам ещё 31 мая как раз в связи с дискуссией о государственном регулировании и о правительственном плане для "разгрузки" Петрограда от промышленных предприятий. Хотя Временное правительство так и не смогло принять какую-либо программу регулирования экономики, оно сочло возможным предложить план перевоза Петроградских заводов в провинцию под тем предлогом, что в условиях кризиса целесообразнее разместить заводы поближе к источникам топлива и сырья. Рабочие же увидели в проекте стремление буржуазии освободить столицу от самых её боевых элементов и рассеять их по провинции.
Другими словами, в России революция выходила за рамки своих первоначально буржуазно-демократических задач.
А после разгрома корниловщины естественно на местах началась и большевизация Советов. 31 августа большевистскую резолюцию о переходе власти в руки представителей революционных рабочих и крестьян, принял Петроградский Совет.
Рабочие, представители завкомов были настроены решительно и отчётливо понимали обстановку:
Буржуазия вполне понимает свое положение и высказала это вполне определенно словами Рябушинского, сказавшего, что нужно подождать, пока голод возьмет за горло рабочий класс и уничтожит все его завоевания. Но пока они схватят за горло, мы еще поборемся, и если мы погибнем, то в честном бою, а от своей борьбы не откажемся.
Таковы были взгляды и настроения рабочих в 17 году. Рабочие требовали передать всю власть Советам.
Эти события дали В. И. Ленину повод рассчитывать на мирное развитие революции. В начале сентября он предложил пойти на политический компромисс с меньшевиками и эсерами, с тем чтобы они сформировали ответственное перед Советами правительство, однако лидеры подавляющей части меньшевиков и эсеров отказались идти на блок с РСДРП(б).
Что оставалась делать, если Россия на полных парах летела в пропасть и это понимали не только большевики, это понимали и рабочие.
И 7 октября после заявления Троцкого о контрреволюционном характере Временного правительства и Предпарламента, или Демократического совещания - представительного органа, созванного для поиска путей общественного компромисса, большевики покинули Предпарламент. И для спасения ситуации окончательный курс на вооруженный захват власти был принят на заседаниях ЦК большевистской партии 10 и 15 октября, кстати после острейших дискуссий.
Вопрос стоит не об организации власти, а об ее свержении, а когда мы получим власть в свои руки, сорганизовать её мы сумеем И.В. Сталин
За очень короткий срок – с конца октября 1917 г. по февраль 1918 г,большевистская власть установилась на большей части территории бывшей Российской империи, ибо людям нужна была реальная власть, а не болтовня в парламенте.