Кто для вас Николай II
984,432 9,074
 

  зарун ( Дилетант )
11 янв 2016 23:42:49

Тред №1044364

новая дискуссия Дискуссия  126

Один из нереализованных в Царском Селе проектов, задуманного в 1910-х гг в Царском Селе комплекса зданий в "неорусском" стиле.

Весьма символично, что последним проектом архитектора В. Н. Максимова для Царского Села в начале 1917 года стала Триумфальная арка («Белые ворота») в честь предстоящей победы в Первой Мировой войне.


Решенная не в традиционных формах триумфальных арок эпохи классицизма, она по-древнерусски приземиста и мощна. Этот куб, прорезанный аркой, напоминает о Золотых воротах первых русских городов — Киева (40-е годы XI века) и Владимира (1164) — повторенных русскими мастерами Золотых ворот Константинополя.

Чертеж представляет в цвете перспективу Триумфальных ворот и часть моста. Облака на чертеже изображены густыми мазками — прием, свойственный живописи, а не характерный для академической архитектурной графики. Также пастозным наложением белил выписаны рельефы моста и ворот. Внизу на листе помещена авторская подпись и дата — 1917. Двуглавый орел на мосту позволяет уточнить время исполнения — январь - февраль. Война еще продолжалась, но победа казалась уже близкой.

Максимов искренне верил в скорую победу и с энтузиазмом выполнил заказ на проектирование Триумфальной арки — для встречи воинов-победителей. Действительно, в начале 1917 года для императора и его ближайшего окружения победа казалась уже близкой. Наиболее объективный исследователь эпохи С. С. Ольденбург приводит убедительные данные о мощи русской армии на это время: «К концу 1916 г. производство военного снабжения увеличилось в огромных, поразительных размерах. Производство ружей — удвоилось против 1914 г. ... производство пулеметов возросло в шесть раз... для легких орудий отмечалось увеличение в девять раз... для 3-х дюймовых снарядов — в шестнадцать раз... В четыре раза возросло производство тяжелых орудий, утроилось число аэропланов».

«Белые ворота» на реке Кузьминке, с одной стороны, должны были зафиксировать новую границу города после создания комплекса, с другой — раскрыть перспективу лежащего за Кузьминкой в сторону Петербурга пространства Пулковских высот.

Петровское «окно в Европу» и николаевское «окно в Россию», в котором Пулковские высоты играли роль ппавного перехода городского пространства Царского Села в бескрайность Руси с ее холмами, степями, долинами рек и древними курганами. Этот невиданный в истории градостроительства прием, при условии реализации задуманного, раздвинул бы до бесконечности северную границу Царского Сепа, разорвав складывавшийся в течение двух столетии замкнутый круг исторического плана города. События 1917 года зачеркнули, сделали неактуальными обширные, рассчитанные на перспективу градостроительные начинания, оставив как память о них постройки «Николаевского комплекса» на севере Царского Села.


 
  • +0.02 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!