Цитата: rommel.ua от 16.01.2016 15:35:01а теперь еще сравните полезную нагрузку, собственно, Бурана и, собственно, Шаттла
Камрады, процентные разницы в общих стартовых массах и массах выводимой ПН на сходные орбиты у нас и у пиндосов не имеют принципиального значения. Значение имеет то, что Энергия могла летать без Птички (тут справедливо говорилось, что она у нас не имела маршевых двигателей), а у пиндосов нет: центральный блок - просто бак для маршевых двигателей птички. Т.е. Энергия могла вывести до ста тн на низкоорбиталку без птички, а СШ только 30 тн, потому. что без птички - никак. Кстати, первый запуск Энергии был с грузо-весовым макетом (БЛС "Алмаз) в 86-м году. И только потом, через два года, с Бураном. Был там (на Байке, на практике в 91 году) и видел стенд-старт, с которого пускали саму Энергию и СК, с которого пускали уже с Бураном - эпические сооружения скажу я Вам. Особенно - первый. Он потому стенд-старт, что на нем все система могла "прожигаться" без ее ухода с СК - можете представить себе конструкцию, которая держит, что бы она не улетела, херню, у которой реактивная тяга в почти 2.5 тыс. тн. Заодно, представьте себе газоотводящие тракты этой системы с учетом того, что работать она должна минимум 160-200 секунд (не помню точно за давностью лет).
Вообще, считаю, что сама подобная концепция, что наша Э-Б, что пиндосовский СШ, порочна в принципе - около семидесяти тонн (сама птичка) летает тупо балластом. Оттого и КПД у таких систем такой низкий - 1.5%, против (в среднем) 4% у обычных одноразовых. А если еще добавить расходы на обслуживание типа многоразовых частей этой системы перед следующим запуском - то аут вообще. Потому и закрыли их, что у нас, что у них. Тупиковая ветвь эволюции. Единственное, что они могли делать, чего не могут делать другие системы - спустить что-нибудь нежное с орбиты, что само не может пролететь через плотные слои атмосферы, но, при этом, влазит в грузовой отсек птички. Но таких задач, пока, с гулькин нос...