AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
14 янв 2016 21:28:59 |
Цитата: ЦитатаВ ноябре 2015 г. на Международном форуме по энергосбережению и энергоэффективности ENES-2015 реформатор российской электроэнергетики Анатолий Чубайс представил своё видение перспектив развития отрасли в мировом масштабе. По его мнению, тенденция внедрения альтернативных источников энергии уже настолько очевидна и детерминирована, что ожидать сюрпризов в этой сфере не приходится: доля ВИЭ в первичном энергобалансе будет постепенно увеличиваться. Появления каких-либо прорывных технологий в «большой энергетике» Анатолий Чубайс не ожидает – ни в генерации, ни в распределении. Однако потребление – совсем другое дело.
Когда будут готовы к широкому внедрению системы накопления электрической энергии (а нанотехнологии этому весьма способствуют), произойдёт переворот в энергетике. Потребитель станет практически независимым от производителя. Говоря языком маркетологов, рынок продавца сменится на рынок покупателя. Потребители смогут запасать энергию в одном месте и тратить её в другом, в любое удобное для них время. Принцип строгого равенства в каждый момент вырабатываемой и потребляемой электрической энергии, на котором зиждется современная энергосистема, придётся отправить на свалку истории, вместе с рядом служб диспетчирования.
В отдельных секторах экономики, согласно А. Чубайсу, произойдут кардинальные изменения. Это, например, автомобильный транспорт, который будет переходить на электрическую тягу. Анатолий Чубайс считает гибридные автомобили тупиковым направлением. По его мнению, будущее за чисто электрическим транспортом. Однако с ним не всё однозначно. Если заряжать электромобили от централизованной энергосистемы, топливная эффективность которой невысока (32—34%), особого выигрыша в общем КПД не получится. Нужно что-то другое.
Возможно, вы в курсе, что сегодня в мировой автоиндустрии идёт негласное соревнование между двумя концепциями развития автопрома — американской и японской. Японцы сделали ставку на выработку электроэнергии прямо на борту автомобиля с помощью топливных элементов. Имея КПД порядка 60—70%, топливные элементы помогут сделать транспорт более энергоэффективным. Американцы, образно говоря, противопоставили японской рачительности свою халяву. Например, владелец компании Tesla Motors Элон Маск предлагает внедрять электромобили на ионно-литиевых аккумуляторах, которые следует
заряжать от возобновляемых источников энергии, таких как Солнце и ветер. А какой смысл, собственно говоря, считать эффективность, если энергия даровая? Дарёному коню в зубы не смотрят.
С нашей точки зрения, подобный выбор вполне логичен. Для американцев, обладающих огромными пустынными территориями в центре страны, естественно полагаться на солнечную энергию. А японцам, живущим стеснённо на небольших гористых островах, приходится считаться с ограничениями и по ВИЭ.
На наш взгляд, Анатолий Чубайс не учёл одной вещи — что, возможно, конкуренция вынудит автопроизводителей кардинально переработать двигатель внутреннего сгорания, резко повысив его эффективность. Последние события подтверждают, что такой сценарий вполне возможен. Так, американское агентство ARPA-E, финансирующее прорывные разработки в энергетике, недавно выделило средства на создание инновационного бензинового двигателя. Во-первых, подобно дизелю, он будет использовать компрессионное воспламенение горючего. Во-вторых, в каждом цилиндре нового двигателя — по два поршня, расположенных симметрично друг напротив друга. Такая схема не только позволяет извлекать из теплоты сгоревшей смеси в полтора раза больше механической энергии, но и уравновешивать силы в системе. Блок цилиндров, а вместе с ним и весь двигатель, можно сделать более лёгким – несмотря на необходимость применения двух коленчатых валов.
Убеждённым сторонникам электромобилей, которые считают авто с ДВС чем-то вроде динозавров, обречённых на полное вымирание, неплохо вспомнить один факт. В конкуренции с млекопитающими на Земле выжили и прекрасно чувствуют себя птицы – прямые потомки летающих динозавров.
Анатолий Чубайс также не учёл, что электростанции на возобновляемых источниках энергии, которые принципиально непредсказуемы и непостоянны, привносят непостоянность и непредсказуемость в работу энергосистемы. В Германии регуляторы это прекрасно понимают, а потому приняли обязательство не вмешиваться в работу рынков и не устраивать расследования даже в том случае, если цена электроэнергии вдруг подскочит во много крат. Чувствуете, чем дело пахнет?
Обо всём этом пишет «Энерговектор» – газета энергетиков «ЛУКОЙЛа». Её январский номер за 2016 г. вы сможете прочитать в PDF-формате, щёлкнув на ссылке здесь. В газете, как обычно, много интересного, включая заметки по науке и технике, новости и советы для мастеров из серии «Сделай сам».