Советую..
О чучхэ и чучхэсон - оцениваем общее...Курмызов А. А.
Идеи чучхе и идеология чучхесон: попытка сравнительного анализаС момента своего возникновения в 1948 г. РК и КНДР оказались в состоянии конфронтации друг с другом. Это противостояние, несомненно, имело и продолжает иметь и идеологический аспект. Если КНДР провозгласила одним из приоритетов своей политики строительство социализма в северной части Корейского полуострова, то правительства Южной Кореи, пропагандировали жёсткий антикоммунизм. Однако, несмотря на враждебность, определявшую содержание политики двух государств по отношению друг к другу и явное противостояние в сфере идей, идеологические процессы в КНДР и РК обладали и немалым сходством. Это сходство проявлялось и в методах ведения пропаганды, и в путях выработки утверждения идеологий правящих режимов, и даже в ряде идеологических тезисов. В наибольшей степени оно проявилось в 1960 – 1970 – х гг., когда в обеих частях полуострова господствовали авторитарные режимы. Речь идёт о режимах Ким Ир Сена в Северной Корее и Пак Чжон Хи в Южной.
Характер и содержание политического развития КНДР и РК определялось целым рядом факторов - таких, как раскол полуострова в условиях «холодной войны», влияние СССР и США на становление политических и социально – экономических структур двух государств и политические традиции Кореи. Без учёта этих факторов невозможно понять общее и специфическое в развитии двух корейских государств.
Создание РК и КНДР происходило под влиянием и при активном участии сверхдержав – США и СССР. Неудивительно, что на первом этапе своего существования оба корейских государства подчёркивали идеологическую близость к своим зарубежным покровителям. Раздел страны и кровопролитная Корейская война 1950 – 1953 гг. способствовали формированию «образа врага» по обе стороны 38 параллели, а соответственно - укреплению силового компонента в лице армии и спецслужб как на Севере, так и на Юге.
На становление политических режимов по обе стороны от 38 параллели оказывали влияние и наследие традиционной политической культуры Кореи, основанной, прежде всего, на конфуцианстве. Основной ценностью в конфуцианском учении об обществе были не права человека (что характерно для европейской политической культуры), а стабильность и гармония . Государство мыслилось как большая семья, а правитель уподоблялся отцу. Подданные были обязаны повиноваться ему, а, следовательно, ограничение свобод не воспринималось как что – то болезненное и неестественное. Подобные общественно – политические ценности расходятся с нормами западной демократии и могут способствовать укреплению авторитарных тенденций.
Постепенно политический курс КНДР и РК претерпел эволюцию в сторону большей самостоятельности, что потребовало создания «идеологии с корейской спецификой» по обе стороны от 38 параллели. На этом этапе произошёл синтез ценностей, заимствованных извне с элементами традиционной корейской политической культуры.
Первой на этот путь ступила Северная Корея. Охлаждение отношений с СССР, вызванное осуждением культа личности Сталина в 1956 г., нарастание советско – китайских противоречий и стремление Ким Ир Сена к проведению более независимой политики подтолкнули северокорейский режим к выработке новой идеологии, должной заменить марксизм – ленинизм в его советской интерпретации. Поворотным пунктом стала речь Ким Ир Сена 28 декабря 1955 г. «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе», в которой впервые употребил термин «чучхе». В этой речи, адресованной работникам партийной пропаганды и агитации, северокорейский лидер осудил низкопоклонство перед Советским Союзом и Китаем и, по сути дела, выдвинул идею особого чучхейского пути Северной Кореи. Он заявил: «Хотя и некоторые предлагают либо советский, либо китайский метод, не пора ли, однако, нам создать свой собственный метод?» .
Однако термин «чучхе» начал активно применяться лишь в 1960 – е гг. Тогда он стал трактоваться как независимость в политике, самостоятельность в экономике и самооборона при защите страны. В 1970 – е гг. идеи чучхе стали безраздельно господствовать в идеологии северокорейского режима. В это время в чучхейской идеологии усилилась националистическая составляющая, а также культ личности вождя – основателя, т. е. Ким Ир Сена. Статья 4 Конституции КНДР объявила, что государство руководствуется в своей деятельности идеями чучхе, которые являются творческим применением марксизма – ленинизма в условиях Кореи. Подробное философское обоснование чучхейские постулаты получили в 1980 – х гг. в теоретических работах Ким Чен Ира.
В середине 1960 – х гг. выработка «идеологии с корейской спецификой» началась и в Республике Корея. Она получила название чучхесон. Президент Пак Чжон Хи, пришедший к власти в результате военного переворота 16 мая 1961 г., взял курс на всестороннюю модернизацию страны. Стремясь к легитимации своего правления и проводимого им политического курса, он сформулировал программу модернизации Кореи в своих трудах «Путь нашей нации: идеология социальной реконструкции» (1962) и «Страна, революция и я» (1963). В дальнейшем усилиями самого Пака и ряда южнокорейских теоретиков – Хан Сын Джо, Пэк Ван Ги, Ким Ун Тхэ и других - была создана идеология чучхесон. Идеологи чучхесон стремились соединить приверженность корейским национальным традициям с идеей модернизации Южной Кореи, превращения её в современное государство. Апогей торжества этой идеологии пришёлся на 1972 – 1979 гг.
Таким образом, пути выработки идеологий чучхе и чучхесон обладали немалым сходством. И на Севере, и на Юге были предприняты попытки совместить «импортированные» извне ценности с корейской спецификой. Даже названия северокорейской и южнокорейской идеологий выглядят весьма похоже. Так что же означает слова «чучхе» и «чучхесон»? Термин «чучхе» обычно переводят на русский как «самобытность», «самостоятельность». В принципе такая трактовка верна, однако это слово имеет несколько более глубокий смысл. «Чучхе» - слово иероглифического происхождения. «Чу» означает «хозяин», а «чхе» - «тело, сущность, субстанция». С. О. Курбанов трактует чучхе как обозначение ситуации, при которой «человек является хозяином себя самого и всего окружающего мира» . Действительно, основной философский принцип чучхе, сформулированный Ким Ир Сеном и обоснованный Ким Чен Иром в работе «Об идеях чучхе» (1982 г.) так и звучит: «Человек – хозяин всего и он решает всё» . Отсюда вполне закономерно вытекает принцип самостоятельности и независимости, характерный для чучхе (как, впрочем, и для чучхесона). Термин «чучхесон» в работах отечественных корееведов советского периода переводится как «национальный субъективизм», дабы затушевать его сходство с чучхе. Однако правильней перевести это слово как «самостоятельность, самостийность», т. е. оно имеет схожее значение с «чучхе».
Идея самобытности и особого пути Кореи – одна из главных черт и чучхе, и чучхесон. Обе идеологии выступают против национального нигилизма и слепого подражания иностранным образцам. Так, в речи 18 февраля 1960 г. на пленуме партийного комитета уезда Кансо Ким Ир Сен заявляет: «Чучхе – это значит делать всё в соответствии с действительностью нашей страны, творчески применять к нашей действительности общие положения марксизма – ленинизма и опыт других стран… Но можно ли совершить революцию в соответствии с условиями своей страны, не зная своё общество, не зная свой народ, не зная революционные и культурные традиции своей страны? Как же может развивать своё личность, которая его презирает и преклоняется перед чужим?» .
Здесь можно видеть, что как самостоятельная творческая позиция противопоставляется низкопоклонству (садэчжуый), т. е. преклонению перед другими государствами. Более подробное объяснение тому, что такое низкопоклонство, дано Ким Чен Иром: «Низкопоклонство – это рабское, угодливое преклонение перед большими и развитыми государствами, это нигилистическое отношение к своей нации, которое заставляет низко и презрительно относиться к своей стране и своей нации» .
В то же время Ким Ир Сен отрицает какую – либо связь чучхе с национализмом и шовинизмом и призывает перенимать технические достижения других стран . Его отношение к допустимости заимствований извне в концентрированном виде содержится в следующей фразе: «Нам следует перенять хорошее и передовое у других стран, но нет надобности перенять то, что не соответствует реальным условиям нашей страны» .
Анализируя вышеприведённые цитаты, можно сделать вывод о чучхе как идеологии, ставящей задачу утверждения приоритета корейских ценностей во всех сферах жизни северокорейского общества (разумеется, в чучхейской трактовке). Несмотря на марксистскую оболочку, идеология чучхе носит отчётливо «корее-центристский» характер.
Южнокорейский чучхесон также активно поддерживает идею национальной самобытности. Подобно тому, как Ким формально не отмежёвывается от марксизма, Пак Чжон Хи не отрицает демократические принципы. Это вполне объяснимо, ведь откровенно антидемократическая риторика не встретила бы понимания как среди немалой части южнокорейского общества, так и за рубежом. В то же время Пак заявляет, что демократия в Корее должна быть построена на базе «здорового национализма», то есть с учётом национальных традиций. Он критикует подражание западным политическим порядкам и утверждает, что «демократия западноевропейского образца не подходит для Кореи» . Взамен этого он предлагает создать «кореизированную демократию». В книге «Путь нашей нации» он пишет: «Извлекая урок из неудачной попытки заимствованной демократии пустить корни в корейскую почву, необходимо приложить все силы к тому, чтобы заложить фундамент кореизированной формы демократии» . В своих работах южнокорейский лидер использует и другие термины для обозначения пропагандируемого им политического строя – «административная демократия», «национал – демократия», «управляемая демократия». Суть этих теорий в пропаганде необходимости усиления роли государства в жизни общества, что, по мнению автора, будет способствовать успеху модернизации Республики Корея. При этом отход от либеральных ценностей оправдывается ссылками на национальную специфику.
Учебник для членов правящей Демократической Республиканской партии (ДРП), опубликованный в январе 1968 г., также содержит словосочетание «национальная демократия». Авторы утверждают, что « в рамках национальной демократии» предполагается не только «усвоить сущность европейско – американской демократии, но и воплотить исконные исторические, культурные и национальные особенности Кореи». Другими словами, идеологи военно – бюрократического режима ставят перед собой задачу «национализации» (адаптации к условиям РК) либеральной демократии и демократизации национализма .
Здесь следует отметить и концепции других южнокорейских теоретиков. Так, политолог Хан Сын Джо разработал концепцию о трёх типах демократии. По его мнению, существуют западная (классическая) демократия, восточная демократия (коммунистические режимы) и демократия развивающихся государств. К последнему типу была отнесена РК. Согласно этой концепции, демократии развивающихся государств, хотя и отстают по части прав и свобод от западных, но способны противостоять коммунистическому тоталитаризму . Также, по мнению Хана, разделение властей и полное обеспечение прав и свобод могут привести к ослаблению государства. Подобные концепции, несомненно, оправдывали усиление режима личной власти Пак Чжон Хи и специфику южнокорейского политического развития.
Апология специфики южнокорейской «демократии» достигла пика в 1970 – х гг. В октябре 1972 г. президент Пак Чжон Хи совершил переворот, позволивший ему добиться фактически неограниченной власти. Принятая Паком конституция получила название Конституции «Юсин», а политический строй IV Республики также известен под названием «системы Юсин». Этот термин заимствован из японской лексики и является синонимом слова «исин» (реставрация, революция, реформы). Очевидно, Пак Чжон Хи стремился провести параллели между великими реформами Мэйдзи в Японии и переворотом октября 1972 г .
Анализ работ и речей южнокорейского президента, относящихся к периоду существования системы Юсин, позволяет выявить немало черт сходства с постулатами северокорейских лидеров. Чтобы не быть голословными, приведём некоторые примеры.
В своих работах Пак неоднократно использует понятие «чачжу», которое переводится на русский язык как «независимость», «самостоятельность» и таким образом по значению схоже с чучхе. В своём последнем теоретическом труде, вышедшем в свет в 1979 г. «Возрожденная Корея: модель развития» Пак Чжон Хи так трактует принцип чачжу: «Кратко говоря, чачжу означает то, что мы должны быть хозяевами в своем собственном доме. Также это значит, что мы, корейцы, обитаем на этой прекрасной земле и что именно мы, корейцы – наследники её древней истории, которая насчитывает более 5 000 лет» . Показательны и следующие слова южнокорейского президента: «Юсин – это творческое проявление национальной воли для создания стабильности, процветания и новой истории объединения на основе нашего великого самосознания, которое мы вновь обретаем» . В свою очередь, в беседе с журналистами японской газеты «Иомиури симбун» 10 января 1972 г. Ким Ир Сен заявляет: «Установить чучхе – это значит по – хозяйски подходить к революции и строительству в своей стране. Другими словами, это значит воплощать самостоятельность и творчество, а именно: решать все вопросы, выдвигающиеся в революционной борьбе и строительстве, с самостоятельной и творческой позиции, главным образом опираясь на собственные силы, в соответствии с действительностью своей страны» .
Таким образом, и Ким Ир Сен, и Пак Чжон Хи используют похожую риторику. И тот, и другой говорят о необходимости решать проблемы развития Кореи путём «хозяйского», самостоятельного подхода к ним. Впрочем, это далеко не единственная параллель между идеологиями, господствовавшими в 1970 – е гг. по обе стороны от 38 параллели. Известно, что центральный орган, созданный Паком параллельно Национальному собранию, получил название Объединительного самостоятельного гражданского собрания (Тхониль чучхе кунмин хвеый). Достойно внимания то, что слово «самостоятельное» передано понятием чучхе. С чем же это связано? Здесь стоит напомнить о том, что создание этого органа приходится на период межкорейского диалога, и в Совместном заявлении Севера и Юга фиксируется, что объединение Кореи должно быть самостоятельным, мирным и на основе «великой национальной консолидации». А в одной из своих речей Пак Чжон Хи утверждает, что «идеология меняется, а нация остаётся». Вероятно, южнокорейский лидер стремился к утверждению корейского национализма в качестве приоритета над другими идеологическими установками (в том числе и антикоммунизмом) и таким образом сделал шаг, демонстрирующий Северной Корее готовность к продолжению диалога.
И чучхе, и чучхесон рассматривают как идеал сильное государство, опирающееся на собственные силы, проводящее независимую внешнюю политику и обладающее самостоятельной экономикой. Так, в лекции «О социалистическом строительстве в КНДР и южнокорейской революции», прочитанной в Академии общественных наук «Али Архам» 14 апреля 1965 г. в ходе визита в Индонезию Ким Ир Сен так разъясняет политические принципы идей чучхе: «Чучхе в идеологии, независимость в политике, самостоятельность в экономике, самооборона в защите страны – вот та позиция, которой наша партия неизменно придерживалась» .
Более подробное обоснование эти идеи получили в уже упоминавшейся работе Ким Чен Ира «Об идеях чучхе» (1982). По его мнению, «независимость в политике» предполагает соблюдение полного суверинитета страны, недопустимость вмешательства извне, отрицание внешнего давления. «Самостоятельность в экономике» достигается путём опоры на собственные силы, преимущественного развития тяжелой промышленности. «Самооборона в защите страны» обеспечивается путём вооружения всего народа и превращения страны в крепость.
Пак Чжон Хи ещё в своих первых произведениях – «Путь нашей нации» и «Страна, революция и я» провозглашает создание «самостоятельной национальной экономики» одним из приоритетов в своей политике модернизации. По его мнению, она также может послужить инструментом в противостоянии с КНДР. С 1968 г. в речах Пака всё чаще встречается понятие «самооборона», а с 1970г. – тезис «о духе опоры на собственные силы, самостоятельности и независимости». В новогоднем послании нации от 1 января 1971 г. Пак Чжон Хи замечает, что для модернизации РК и объединения страны необходимы опора на собственные силы, независимость и процветание . В декларации 17 октября 1972 г., положившей начало системе Юсин, президент упоминает о «духе национальной независимости, базирующемся на самостоятельности, опоре на собственные силы и самообороне» . Таким образом, сходство с кимирсеновской риторикой налицо.
Определённое сходство видно и в представлениях идеологов чучхе и чучхесон об обществе и государстве. По сути дела, в обоих случаях предлагается модель иерархического подчинения в отношениях между людьми. В Северной Корее культивируется «огнеподобная верность» Вождю. Верность правителю, как известно, - это конфуцианский постулат. С. О. Курбанов обращает внимание на то, что в работах Ким Чен Ира 1980 – х гг. говорится о том, что нижестоящие должны с уважением относиться к вышестоящим, а последние, в свою очередь, обязаны заботиться о первых . Данный принцип имеет мало общего с марксизмом и является конфуцианским по духу.
Известно и то, что в северокорейской пропаганде Ким Ир Сен именуется «Вождь – отец», «отец народа» . Действительно, некоторые легенды о Киме (содержащиеся, к примеру, в небезызвестном отечественному читателю журнале «Корея») представляют его как заботливого отца народа. Налицо конфуцианская трактовка отношений между правителем и подданными, где первый предстаёт отцом, а вторые – его детьми.
А как обстоит дело с чучхесон? Южнокорейские идеологи (например, Пэк Ван Ги) использовали термин «патриархальный авторитаризм». Теоретики чучхесон стремились представить авторитет родителей в качестве примера «политического авторитета», а отношения в семье сравнивали с «политическим процессом» . При этом, в отличие от Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, они не скрывали конфуцианский характер подобных концепций.
В своих работах 1970 - х гг. Пак Чжон Хи упоминает о принципе «хоньик инган», что означает «человек великих благодеяний» . Разъясняя его, Пак говорит о необходимости гармоничных отношений в обществе между правительством и народом. Южнокорейский лидер также обращается к образу Тангуна – легендарного основателя корейской нации. Другой пример для подражания он видит в хваранах – членах военно – религиозной молодёжной организации в древнем королевстве Силла. Если Тангун в интерпретации Пака выступает в качестве идеального правителя, то хвараны – как идеальные подданные и образец гармонично развитых людей, что является конфуцианской трактовкой. В своём последнем теоретическом труде «Возрождённая Корея: модель развития» президент РК апеллирует к таким понятиям, как «чхун» (преданность государству) и «хё» (сыновняя почтительность). Он пишет: «Подобно тому, как сыновняя почтительность (хё) является естественным выражением любви человека к своим родителям, столь же естественной является и наша преданность (чхун) той коллективной организации, которая называется «государством». От человека, который не в состоянии поддерживать прочный порядок в семье, нельзя ожидать и горячей преданности государству» . В данном случае Пак прямо отождествляет эти два понятия, что характерно для конфуцианства.
Вышеприведенные примеры показывают сходство ряда идеологических постулатов северокорейских идей чучхе и южнокорейского чучхесон. Чем же можно объяснить его? Конечно, прямо говорить о влиянии северокорейских идей чучхе на формирование взглядов Пака и чучхесон сложно, так как идеологией сеульских властей и Пак Чжон Хи лично был жёсткий антикоммунизм. Южнокорейские авторы стараются не замечать очевидного сходства между чучхе и чучхесон. Однако известно, что в молодости Пак Чжон Хи под влиянием брата принял участие в деятельности тайной коммунистической организации в вооружённых силах РК и едва не был казнён. Возможно, эти увлечения не прошли бесследно. К тому же, Пак и правящие круги РК, находившиеся под впечатлением определённых успехов КНДР в экономическом развитии, имевших место на рубеже 1950 – 1960 – х гг., возможно, стремились сконструировать идеологию, могущую поставить заслон на пути распространения левых идей в Южной Корее, и посчитали нужным включить в её состав действительно полезные, с их точки зрения, элементы. Вероятно, и обратное влияние чучхесон на чучхе. В 1990 – х гг. с крушением социалистического лагеря националистическая составляющая идей чучхе вытеснила коммунистическую. Об этом говорят такие факты, как «обнаружение» гробницы Тангуна под Пхеньяном, отсутствие в Конституции 1992 г. упоминания о связи чучхе с марксизмом – ленинизмом, идея первородства корейской нации. Так, идея «приоритета корейской нации», утверждающая приоритет национального объединения над классовыми интересами, над всеми идеологиями, весьма похожа на идею Пак Чжон Хи о том, что «идеология уходит, нация остаётся». В то же время было бы неправомерно сводить всё сходство между чучхе и чучхесон к взаимным заимствованиям. Некоторые схожие черты скорее являлись следствием произвольных или непроизвольных заимствований из наследия традиционной культуры (например, представление о государстве как большой семье).
В то же время существуют различия между чучхе и чучхесон. Обе этих идеологии возникли и получили развитие в ходе модернизации двух корейских государств, однако типы модернизации в Северной и Южной Корее были неодинаковыми. При всех отличиях чучхе от советского социализма классического образца Ким Ир Сен в своих выступлениях постоянно говорит о необходимости строительства социализма и коммунизма в КНДР. Пак Чжон Хи, хотя и выступает за усиление государственного контроля в экономике, представляет её вполне капиталистической и рыночной. По его мнению, частная собственность должна быть неприкосновенной . Южнокорейский лидер, подобно Ким Ир Сену, считает экономическое планирование необходимым, но в то же время выступает против «сдерживания свободы и инициативности частного предпринимательства» . Кроме того, одним из важнейших элементов теоретических построений Пака и других южнокорейских идеологов является антикоммунизм, носящий антисеверокорейскую направленность. Хотя в 1970 – е гг., с началом межкорейского диалога, когда обе стороны стали провозглашать приоритет национальных интересов над идеологическими, антикоммунизм ушёл на второй план, уступив место национализму, но сохранился в качестве одного из компонентов идеологии правительства РК.
Как уже говорилось неоднократно, и чучхе, и чучхесон испытали значительное влияние конфуцианства. Однако если южнокорейские идеологи не отрицали связи своих теоретических постулатов с традиционной корейской философией, то Ким Ир Сен и Ким Чен Ир объявили чучхе революционной идеологией, свободной от «пережитков прошлого», а потому старались не афишировать сходство с конфуцианством и другими традиционными для Кореи учениями. В то же время, как это ни парадоксально, многие аспекты северокорейского чучхе являются более традиционными и архаическими по духу, чем положения чучхесон. Так, хотя обе идеологии способствовали развитию авторитарных тенденций по обе стороны от 38 параллели, в РК в силу большего проникновения западноевропейской политической культуры не сложился культ личности лидера, тогда как в КНДР он расцвел пышным цветом, а постепенно (особенно после смерти Ким Ир Сена в 1994 г.) приобрёл квазирелигиозный характер.
В заключение стоит отметить, что идеи чучхе, утвердившиеся в КНДР несколько десятилетий назад, до сих пор остаются идеологией этого государства, чему способствовала передача власти по наследству от Ким Ир Сена Ким Чен Иру. В то же время идеология чучхесон, разработанная в период правления Пак Чжон Хи, исчезла с общественно – политической арены после гибели Пака в октябре 1979 г., а идеологические концепции, разработанные в правление последующих южнокорейских лидеров, отличались меньшей стройностью и последовательностью.
Ссылка