Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,099,871 101,325
 

  Удаленный пользователь
28 янв 2016 13:19:30

"По полмесяца мы работаем на банк…" Будут ли спасать аграриев самой проблемной области страны

новая дискуссия Новость  81

"По полмесяца мы работаем на банк…" Будут ли спасать аграриев самой проблемной области страны
Источник: http://news.tut.by/economics/482416.html

«Проблем в Витебской области предостаточно, и некоторые из них носят хронический характер, некоторые еще с советских времен», — признал президент Беларуси Александр Лукашенко в декабре 2015 года, принимая новых назначенцев местной вертикали.

«Проблем в Витебской области предостаточно, и некоторые из них носят хронический характер, некоторые еще с советских времен», — признал президент Беларуси Александр Лукашенко в декабре 2015 года, принимая новых назначенцев местной вертикали. Виктор Аскерко, заместитель председателя Витебского облисполкома, как раз тогда и получил нынешнее назначение. «Проблемная область, — констатирует он. — Без господдержки не окупается и работать область не может». Но есть вариант, уверены в облисполкоме, который может позволить разрулить нынешние проблемы.

Уже подготовлен, но пока не всеми заинтересованными согласован проект указа, согласно которому в Витебской области 37 валообразующих сельхозпредприятий (в том числе 21 — проблемное) объединят в пять интеграционных структур, а проблему долговой нагрузки решат за счет отсрочки выплаты основного долга на пять лет и компенсации за счет бюджета половины процентной ставки по кредитам. Кроме того, государство увеличит свою долю в комбинатах хлебопродуктов на 1,5 трлн рублей, на сумму исполненных гарантий правительства по кредитам, которые КХП брали на выкуп зерна по госзаказу и не смогли рассчитаться.
«С такой высокой кредитной ставкой работать проблематично, — говорит Аскерко, объясняя необходимость бюджетной помощи. — Если бы проценты, которые мы платим банкам, остались в организациях АПК, нам бы не пришлось искать дополнительные ресурсы».
Сегодня все долги предприятий агропромышленного комплекса области составляют более 28 трлн рублей, из них более 50% — задолженность по кредитам и займам.
Основные краткосрочные долги в области — у переработчиков, по ним платятся самые высокие проценты, средняя ставка — 34% годовых. «Надо снять долговую нагрузку, в первую очередь, с мясо- и молокопереработчиков, они давали в долг сельчанам, авансировали закупки сырья. Сегодня по полмесяца они работают на банк», — рассказывают в облисполкоме.

Только мясо- и молокопереработка области заплатили в прошлом году больше 1 трлн рублей процентов банкам. «Это огромная сумма — 35−40% их выручки», — уточняет зампред комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Анжелика Никитина. Еще 392 млрд заплатили сельхозорганизации.
Витебская область — самая сложная для ведения сельскохозяйственного производства из-за высокой контурности полей и низкого балла почвы, признают специалисты. В 2015 году, по предварительным данным, отрасль сработала с убытками — рентабельность продаж составила минус 2%. «Это не потому, что здесь не соблюдаются технологические регламенты или есть кадровые упущения. Основная причина в том, что у нас полностью вымыты оборотные средства», — констатирует Никитина.
Из более чем 800 ферм в области модернизировано и готово работать на общих условиях всего около четверти (в среднем по стране — 61,7%, в Гродненской области — 80%). «Их надо переоснащать, — рассказывает зампред облисполкома. —  Без льготных кредитных линий с этим не справиться. Есть районы, которые производят 25−30 тонн молока в сутки — как одно серьезное хозяйство. Возможно, что-то придется объединять, но это вопрос социальный».
Сегодня в Витебской области из 254 сельхозорганизаций 126, по данным на 1 октября 2015 года, — неплатежеспособны. Реформирование сектора пойдет не только через создание кооперированно-интеграционных структур, но и через санацию и банкротство наиболее проблемных предприятий. Процедура банкротства ждет 51 организацию, в том числе 21 идет сразу на ликвидацию, а 30 сперва попробуют привести в чувство через процедуру санации.
В качестве примера Анжелика Никитина приводит судьбу Городокского райагроснаба: 16 декабря прошел суд, признавший экономическую несостоятельность предприятия, процедура защитного периода продлится до середины марта, затем будет решаться его судьба: подготовка бизнес-плана и санация — или ликвидация. «Было огромное предприятие, объединявшее 6 сельхозорганизаций, но окупать себя оно не могло, — рассказывает она. — Одну их молочно-товарную ферму вместе с землями отдали в интеграционную структуру, часть земель — частному российскому предприятию. Самому райагроснабу оставили ровно половину. Число работающих сократили с 260 до 140. Были вопросы с выплатой зарплаты, но уже в феврале по месячной выручке они выходят на плюс по молоку, а в следующем месяце хозяйство сможет обеспечить и выплату зарплаты».
Но основную ставку в области делают все-таки на пятерку интеграционных структур. «Это не панацея, но сейчас для нашего региона важный шаг — сосредоточить ресурсы в одних руках, в частности, в руках перерабатывающей промышленности, которая сегодня является экспортоориентированной. Переработка обязана работать напрямую с производителем. Производителей сельхозпродукции приходится дотировать, мы знаем, что сегодня у страны нет лишних денег. Поэтому вариант один — оптимизировать затраты, поделить заработок промышленности с сельчанами», — констатирует Виктор Аскерко.
Сосредоточить ресурсы — значит создать пять интеграционных структур, которые уже фактически действуют, но нужна законодательная база для их объединения. Пока с июля прошлого года структуры работают в основном по договорам о совместной деятельности, оптимизируется численность, подбираются кадры, решаются технологические вопросы.

В состав кооперативно-интеграционных структур предполагается включить большинство свинокомплексов области, все комплексы по выращиванию крупного рогатого скота, все птицефабрики, все зерноперерабатывающие предприятия, большинство молоко- и мясоперерабатывающих предприятий:
свиней — 241 тысяча голов (81% от общей численности);
крупного рогатого скота — 103 тысячи голов (19% от общей численности);
птицы — 5,3 млн голов (82% от общей численности);
сельхозугодий — 300 тысяч га (23% от общей площади);
пашни — 200 тысяч га (24% от общей площади).
Ожидаемый объем товарной продукции — 15 трлн рублей, ожидаемый объем выручки по каждой из структур — 2,5−3 трлн рублей. До 2020 года поголовье свиней в интеграционных структурах должно вырасти в 2,6 раза, зерна — в 1,7, яйца — в 1,6, молока — в 1,5.
В результате объединения, рассчитывают в облисполкоме, снизятся издержки, сырье будет на 18−20% дешевле, конкурентоспособность готовой продукции вырастет. «Дополнительная прибыль позволит пополнить собственные оборотные средства и точечно инвестировать в модернизацию», — уверен Аскерко.
В декабре про эксперимент по созданию интегрированных сельхозобъединений рассказали президенту. Александр Лукашенко отметил, что все необходимо тщательно просчитать, чтобы была максимальная эффективность от подобных новшеств: «Не делайте ничего на авось. Если увидите перспективу таких интегрированных структур, создавайте их. Не убеждены в этом — не торопитесь. Идите шаг за шагом. Увидели, что это правильный путь — хорошо, но огулом не делайте того, что не сможете потянуть. Нужен результат». В конце года проект защитили в Совете Республики. «Михаил Мясникович — человек мудрый, одобрил», — рассказывает председатель комитета по сельскому хозяйству Витебского облисполкома Сергей Догель. В январе нынешнего года поддержал проект и премьер-министр Андрей Кобяков.
«Сельское хозяйство должно работать самостоятельно, но сегодня без льготных ресурсов оно работать не сможет», — резюмирует Аскерко. Пока сдержанный оптимизм представителей АПК финансисты не разделяют, но местные власти ожидают, что в ближайшее время документ все-таки согласуют.
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.09 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!