Мировая Закулиса или Театр Теней
7,839,797 11,091
 

  Selina2 ( Слушатель )
30 янв 2016 15:45:26

Тред №1052142

новая дискуссия Дискуссия  121


 
28 ЯНВАРЯ 2016
 
 Мьянма вступила в новую эру, Вашингтон и Пекин соперничают за влияние
 
 

 НИЛ БОУИ
 
Мьянма - страна стремительно движущаяся в сторону неизведанной политической территории. В марте 2016 года, Национальная Лига за демократию (НЛД) возьмет  власть впервые в истории, положив конец пяти десятилетиям правления военного истеблишмента. После подавления   военной хунтой, НЛД во главе с давней диссиденткой и нобелевским лауреатом  Аун Сан Су Чжи – обеспечила бесспорную победу в этой стране на выборах  в ноябре 2015 года, получив большинство в обеих палатах парламента.
 
Восхождение НЛД происходит в то время, когда Мьянма оказалась  на  новом стратегическом перекрестке, испытывая  притяжение в  сторону геополитических орбит крупных держав: США и Китая, а также Индии. Поскольку уходящее военное правительство  открыло страну для западных инвестиций в 2011 году,  то США в первую очередь рассматривают  свои  отношения с  Мьянмой  как часть своей стратегии  по  восстановлению своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В страну совершались   многочисленные визиты высокопоставленных лидеров, включая два визита Президента Обамы.
 
Китай, сосед и крупнейшим торговый партнер страны, уже давно подозревает Вашингтон в стремлении оказывать  влияние на  Мьянму,  взращивая  режим с антагонистической позицией  по отношению к Пекину. В то время как НЛД  формирует  новое правительство, подъем этой политической силы с сильной  прозападной ориентацией, уже давно закрепившей себя в качестве демократического движения, которую  хвалит   весь  Запад, напрашивается вопрос о месте  Мьянмы в текущем геополитическом раскладе.


Конституционный Вопрос

 
При поддержке военных  партия   Союз солидарности и развития (УСДП) готовится к передаче власти НЛД, похоже, что политическая динамика нынешнего  переходного процесса  основана на  прагматизме военного  истеблишмента и демократического  лагеря, оба из которых имеют   старую вражду. Военные выдали примирительный ответ и выразили заинтересованность в совместной работе с НЛД, сигнализируя желание мирно передать власть.
 
Согласно действующей Конституции, проект которой был разработан военными в 2008 году, Аун Сан Су Чжи не имеет права стать президентом из-за ее детей, имеющих  иностранное (британское) гражданство. Несмотря на широкую оппозицию НЛД к Конституции, Су Чжи будет фактически  назначать следующего президента, чтобы избежать любых столкновений с военными, сигнализируя, что партия  не смотря ни на что будет   продвигать    конституционные  изменения в ближайшей перспективе.
 
Военные являются наиболее влиятельным институтом в стране, де-факто и конституционно. Под условиям разработанной военными  Конституции, 25 процентов в парламенте отведено для назначаемых представителей вооруженных сил, в то же  время силовая   составляющая бюрократии будут оставаться под непосредственным контролем военных, в том числе контроль над полицией, военными и аппаратом  национальной безопасности  и выдачей  паспортов.
 
После решительной победы НЛД, Су Чжи нацелилась на приготовленный военными проект  Конституции, сказав, что она будет стоять  над президентом, которого  она охарактеризовала  как лицо подчиненное ей, как лидеру партии. Несмотря на эту риторику, существует много признаков того, что НЛД понимает, что ключевым для функционирования правительства будет  сотрудничество с военными. Было бы просто невозможно управлять страной без поддержки МВД и  генералов Мьянмы, и НЛД не готова  к прямому вызову военным.
 
Степень этого сотрудничества еще предстоит увидеть. Несмотря на официальное  принятие  НЛД   исполнительной власти, следует понимать, что молчаливое согласие военных на мирную  передачу  власти предполагает, что новая политическая система это  де-факто договоренность  о распределении полномочий между Су Чжи и военными. Несмотря на спорное прошлое, в котором было  жестокое подавление НЛД и осуждение  её лидера на два десятилетия  домашнего  ареста, Су Чжи находится сейчас на   одном поле   с ее бывшими гонителями .
 
Вопрос развития
 
Степень,  на которой  НЛД и военные сегодня нашли общий язык по широкому кругу позиций,  вызвала  разочарование от западных борцов за права, которые рассматривают ее прагматический политический консерватизм как отступление от защиты прав человека. Особенно примечательно то, что Су Чжи промолчала об  официальной дискриминации мусульман Рохингья  в разных лагерях для перемещенных лиц в западной части Мьянмы, а также об атаках  нынешнего правительства на представителей этнических меньшинств в различных частях страны.
 
По вопросам развития, НЛД не сумела сформулировать детальную стратегию и есть основания полагать, что контроль Су Чжи над экономикой будет продлением статус-кво, характеризующимся проблемами  в области прав человека и  огромным влиянием мирового инвестиционного капитала. Стремительная либерализация экономики Мьянмы привела к реформам, которые привели  к нарушению прав человека  и социальным волнениям,  дали импульс роста для  городского среднего класса за счет эксплуатации низшего класса.

В последние годы Су Чжи тесно сотрудничала с УСДП путем привлечения иностранных инвестиций и поощрения более тесных дипломатических связей с США и их союзниками. Мьянма обязана своим инвестиционным бумом  в немалой степени личности Су Чжи, которая использовала  ее тесные связи с Западом, чтобы покончить с санкциями США и открыть дорогу иностранным капиталам, принося вместе с тем  нищенские зарплаты, изнурительные часы работы  и небезопасные условия труда для большого сегмента отечественного рынка труда.
 
НЛД и УСДП одинаково смотрят  на прорыночную  реструктуризацию,  стимулирующую  международные инвестиции и экспортоориентированную  стратегию  индустриализации, которая до сих пор не была скомпенсирована увеличением расходов на базовые услуги. Склонность  Су  Чжи к  неолиберализму и нежелание отстаивать права человека с момента прихода  в политику сигнализирует о том, что НЛД будет рассматривать  права  человека и общее благосостояние рабочих и этнических меньшинств ниже, чем права  иностранных инвесторов.
 
 
Вопрос федерализма
 
 
НЛД уже давно пользуется  поддержкой разных этнических групп, из деревень и городов, хотя её руководство представляет  большинство этнических бирманских групп   элит, чьи интересы были подорваны десятилетиями военной монополии над важными секторами экономики. Несмотря на захват большего, чем ожидалось, сегмента голосов  этнических меньшинств, Су Чжи тщательно избегает  риторики во время своей кампании, которая бы нарушила   этно-националистические  и шовинистических настроения  бирманцев.
 
Мьянма является одной из самых этнически разнообразных стран на планете, с более чем 100 этническими меньшинствами  и подгруппами, каждая с отдельным языком, культурой и обычаями. Вооруженные конфликты между группами повстанцев продолжались почти семь десятилетий независимости Мьянмы, и вопрос федерализма является одной  из крупнейших политических задач нового правительства. Попытки достичь прекращения огня во всей стране были неудачными в последние годы, несмотря на активное взаимодействие между УСДП и этническими лидерами в  нескольких  раундах переговоров.
 
В последнее время этнические партии начали более решительно  призывать  к федеративной  структуре, состоящей из политически автономных этнических государств, а также к  большему  самоуправлению в администрировании, культуре, образовании  и рациональном  использовании  природных ресурсов. НЛД  публично озвучила  обязательства  обеспечения федеративной  системы, но предложила  мало конкретики, хотя она по-прежнему широко рассматривается представителями этнических меньшинств как больше идущая на  уступки в отличие от военных.
 
Президент Тейн Сейн выразил поддержку федеративной  системе в теории, но высокопоставленные   военачальники противостоят основным  требованиям  многих этнических лидеров: интеграции этнических ополчений в федеральную армию. Правительство УСДП  также не смогло интегрировать некоторые из самых мощных и влиятельных вооруженных группировок в переговоры  о прекращении огня, такие как сепаратистские партизаны из этнических китайцев, которые работают в удаленном регионе Коканг на границе с китайской провинцией Юньнань, а также Качинскую армию независимости и армию области Шан.
 
Партизаны Коканга воевали  с военными в течение четырех месяцев 2015 года в одном из самых напряженных противостояний  за  десятилетия, предшествовавшего объявлению об одностороннем прекращении огня под давлением со стороны Пекина. Военным, понесшим  сотни жертв, так и не удалось добиться значительного прогресса против сил Коканга, несмотря на отправку в горный район  десятков тысяч войск,  поддерживаемых авиацией и артиллерией.
 
В ходе наступления в марте прошлого года против повстанцев Коканга, Мьянма ошибочно сбросила бомбу на китайскую сторону границы, убив пятерых китайских фермеров, работающих  на поле  сахарного  тростника. Пекин гневно отреагировал и призвал правительство УСДП начать мирные переговоры с Кокангом, от  которых  правительственные чиновники отказались. Проблема федерализма и национального режима прекращения огня между правительством и всеми  вооруженными группами является центральной не только для содействия развитию и национальному согласию, но и для стратегических интересов Китая в Мьянме и собственного выхода к морю провинции Юньнань на юго-западе области.
 
Как дочь  героя   борьбы за  независимость Мьянмы  Аун Сана (который продвигал федеративную систему до его убийства в 1947 году), Су Чжи и НЛД имеют уникальные возможности для того, чтобы возглавить мирный процесс. Ее неспособность найти выход из тупика и достичь результата по  федерализму, приемлемого  для мощных этнических меньшинств может углубить расовые трения и углубить  понимание того, что она стала кооптирована в альянс с военными.
 
Вопрос Китая
 
За выборами  в Мьянме  внимательно наблюдали  из Пекина, который публично приветствовал результаты, но тем не менее имеет  опасения по поводу ориентации правительства  НЛД. Поскольку Мьянма является крупнейшим торговым партнером и соседом, Китай обладает незаменимым влиянием на    геополитическое и экономическое развития   страны. С 2011 изменение политики, однако, Нейпьидо привело к сближению с Вашингтоном, эффективно снижая  её отношения с Пекином.
 
Китай был главным сторонником военной хунты Мьянмы и крупнейшим инвестором в годы международной изоляции, потратив миллиарды на инфраструктуру, такую как трубопроводы, порты и плотины. Несмотря на крупные инвестиции, антикитайские настроения сильны  по всей Мьянме из-за спорной  реализации масштабных проектов,  при которых были насильственные переселения  и крупные земельные конфискации. После отмены законов  о цензуре, публичная критика Китая является сейчас обычным делом в местных  СМИ.
 
Хотя нет явных признаков враждебности между Пекином и Нейпьидо, постепенное ухудшение отношений произошло в последние годы, о чем свидетельствует то, что китайские  прямых иностранных инвестиции сократились с $8,2 млрд. в пиковом 2010/11годах до всего  лишь $56 млн в 2013/14 годах. Поддержаные  Китаем  такие  проекты, как плотина Myitsone и медный рудник Letpadaung были предметом протестов, подстрекаемых США, финансируемых НПО и СМИ.
 
Пекин принял прагматичный подход к пришествию  Аун Сан Су Чжи и НЛД, и, как представляется, желает ужиться  с ней. Есть, однако, глубокий скептицизм по отношению к Су Чжи и опасения, что она может проводить политику, которая подрывает интересы Китая. Как  редкий  случай взаимодействия на  государственном   уровне  с лидером оппозиции, Китай пригласил Су Чжи в Пекин в июне прошлого года, где она встретилась с председателем КНР Си Цзиньпином.
 
Пекин был явно предполагал   победу НЛД и сработал  на опережение, чтобы открыть диалог с Су Чжи, чтобы способствовать развитию отношений. Для компенсации любого антагонизма между Китаем и НЛД, вполне вероятно, что Пекин предоставит свои финансовые возможности  для  различных благотворительных проектов и окажет  помощь в качестве посредника во внутреннем мирном процессе новому  правительству.
 
Китай будет добиваться повторного открытия приостановленного  проекта плотины Myitsone, а также решений по  многочисленным экономическим инициативам, таким, как особая  экономическая зона Kyaukphyu,  планы постройки китайско-мьянмаского шоссе  и различные совместные транспортные инициативы. Несмотря на попытки гражданского общества в Мьянме  распространять  враждебность против Китая, в  НЛД появляется осознание, что конструктивные отношения с Пекином является важным условием обеспечения инвестиций для крупных капиталоемких проектов развития.
 
Индии приняла во внимание присутствие Китая в Индийском океане, где китайские государственные компании управляют  в Kyaukphyu  и в пакистанском порту Гвадар. Ответом  Дели было развитие  порта в Ситуэ,  на западном побережье Мьянмы, который  в настоящее время находится в завершающей стадии строительства. Политический истеблишмент Мьянмы  положительно относится  к Индии и сохранил  прекрасные двусторонние отношения, хоть Дели не в состоянии соответствовать уровню финансирования,  который демонстрирует готовность предоставить Пекин.
 
Су Чжи во время визита в Китай подчеркивала, что не будет полного отказа от китайских инвестиций и помощи, несмотря на неправильные прошлые проекты  Пекина с военными  Мьянмы  и пренебрежение демократическим лагерем Мьянмы. Китай играет важную роль в стабильности Мьянмы, потому что военные конфликты внутри страны мешают  экономическим  и стратегическим программам. Кроме того, Пекин является самым квалифицированным кандидатом на мониторинг мирного процесса в Мьянме, учитывая его географическое положение и знакомство с внутренней динамикой  региона.
В  интересах Китая переоценить свое  экономическое сотрудничество  с Мьянмой в целях обеспечения благосостояния и интересов местного населения на низовом уровне , то есть  общин  в районах, обозначенных для развития  проектов. Пекин должен  лучше регулировать производительность китайских предприятий, которые давно заслужили репутацию спорных  в Мьянме, делать больше , чтобы  китайские инвесторы соблюдали  верховенство закона.
 
Вопрос "поворота к Азии" Вашингтона
 
Начиная с 2011 года, масштабная переориентация американской корпоративной и военной мощи в Азиатско-Тихоокеанский регион была ключевой целью внешней политики Вашингтона.  Открытость  Нейпьидо  для  Соединенных Штатов  является одним из компонентов всеобъемлющей политики использования  возможностей развивающихся стран по всей Юго-Восточной Азии  в качестве   экономического противовеса Пекину.
 
США пытается реализовать эту цель с помощью таких  инструментов, таких как согдашение  Транс-Тихоокеанское партнерства (ТТП) – широкого торгового соглашения, которое включает в себя ряд  наций  АТР, но исключает Китай, цель соглашения  – разработать новые правила международной торговли,  основанных на  американских стратегических интересах. Хотя Мьянма не является частью ТЭС и была когда-то в орбите  Пекина, но сейчас перестроилась под  Вашингтон.
 
Сдвиг политики Нейпьидо и последующий триумф Аун Сан Су Чжи, безусловно, будет использован для продвижения  интересов США в регионе, под предлогом содействия универсальности Западной демократии. Хотя НЛД заявило о своей склонности к прагматизму в  подходе к  Пекину, еще неизвестно, в какой степени Су Чжи поддастся  попыткам  Запада вбить клин между Китаем и Мьянмой.
 
Кроме того, она может продемонстрировать поддержку демократических движений в Китае или таким  Нобелевским лауреатам, как Далай-Лама или активист Лю Сяобо по  ее собственной воле. В прошлом Су Чжи, избирательно критиковала практику китайских государственных предприятий, приветствуя поведение западных энергетические компаний, как Total, несмотря на противоречивую историю её сотрудничества с военной хунтой.
 
Хотя она может быть предрасположена к преференциальному режиму для западных инвестиций, в частности, она одобрила поддержанный Китаем проект медного рудника  Letpadaung как руководитель комитета, который занимается оценкой проекта. Несмотря на значительное сопротивление со стороны местных жителей Мьянмы и общества в целом, она относится  с   прагматизмом к  крупному  китайскому проекту, в данном случае даже ценой отчуждения ее собственных сторонников.
 
Несмотря на то, что идеологически она  согласована с Западом, НЛД, кажется, поняла, что сбалансированные отношения с Китаем и другими азиатскими странами являются самым надежным средством защиты инвестиций для масштабной инфраструктуры, в то время как американские компании  всего лишь зондируют почву для  расширения их деловых связей  с Мьянмой в таких областях, как туризм, энергетика и телекоммуникации.
 
Военные связи между Вашингтоном и Нейпьидо были скромными на данном этапе, с включением наблюдателей из Мьянмы в во время ежегодных  региональных военных учений во главе с США и Таиландом Cobra Gold. По-прежнему сохраняется высокая степень недоверия между членами Конгресса США и генералами  Мьянмы, но эти опасения могут быстро исчезнуть, если военные займут  примирительный подход к НЛД. Возросшее военное присутствие США в Мьянме будет негативно воспринято в Пекине.
 
НЛД готовится возглавить следующее правительство и существуют огромные ожидания, что  Су Чжи уберет  коррупцию и повысит эффективность давно заброшенных и недостаточно финансируюемых  государством услуг. Мьянма в настоящее время выходит  из шести десятилетий изоляции, и политическая стабильность имеет решающее значение, чтобы страна смогла  восстановить ее экономические  и социальные  институты, чтобы обратить вспять серьезные недоинвестирования в образование и инфраструктуру.
 
К сожалению, НЛД еще предстоит сформулировать особенности политики и стратегий для  будущего страны. Внимание  правительства направлено на маневрирование на  политического ландшафта,  который  еще в военной . В Мьянме генералы заключил сделку с Западом и получил то, зачем пришли: огромный приток иностранного капитала и безопасное выведение ее в  мировую экономику. Если Су Чжи сможет обещать генералам, что они не должны бояться репрессий при  управлении  государством  НЛД, возможно только тогда военные дадут согласие на конституционную реформу, позволяя ей занять  пост главы государства.
 

 

 
Нил Боуи - обозреватель   Россия сегодня (RT) и научный сотрудник Международного движения за справедливый мир (просто), НПО, базирующаяся в Куала-Лумпуре, Малайзия.
  • +0.84 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!