Кто для вас Николай II
984,500 9,074
 

  Vstarik ( Слушатель )
31 янв 2016 02:11:13

Тред №1052362

новая дискуссия Дискуссия  115

Что то скромничаем,  забывает написать, сказать, напомнить, что образование в Российской империи было сословным и сословия в империи не пересекались, ибо на этом и держалась монархия.

Итак:

Для рабочих и крестьян:

I- Ступень -Церковно-Приходское училище
II -Ступень Уездное Училище
И всё.

Для некоторой категории дворян и детей священиков(попов)
Средние учебные заведения:
III Ступень
Реальные Училища и Гимназии.
В реальные училища и гимназии рабочим путь был закрыт изуверски, через учебные программы I и II Ступени.
А не окончившие III Ступень не могли поступить в ВУЗы и Университеты.
А без ВУЗа или Университета путь в управленцы(чиновник) был закрыт.

Средние специальные училища:
Кадетские корпуса, военные училища - это только дворянам.
Коммерческие училища - дети купцов I и II гильдии, мещане 1 и 4 категории.

Итак, кто мог  поступить в ВУЗы и Университеты? Догадайтесь с трёх раз.
  • +0.02 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  зарун ( Дилетант )
31 янв 2016 17:22:43

Вы сословие с кастовостью не путайте.
Никто не запрещал крестьянам и мещанам учиться в гимназиях. Более того, бессословный характер обучения приветствовался и декларировался  всеми
учебными заведениями России. Но существовали определенные традиции. Кстати, Царское правительство планировало ввести всеобщее среднее образование в
20-е годы.
Вы думаете многое изменилось с приходом к власти большевиков. Отнюдь. Они сломали, как многое другое, старую школу объявив в манифесте
 "Единой трудовой школе" царскую систему обучения глупой и неправильной. В обучении главным стало вкалывать, трудиться, а книжки читать - это пустое.
Большой урон всему образованию нанесла система "бригадно - лабораторного метода обучения". Эта, до невозможности губительная система, предусматривала
не индивидуальное обучение,  а ситема "Дальтон-план". Наступила эра лафы лентяем, бездельникам, дебилам, когда согласно этой системе всех учащихся
поделили на бригады - до 10 человек и всем оценку ставили ту, которую получил бригадир при ответе задания.
Были отменены ряд предметов, в частности история (до 1917 года не было истории страны), география.
Это в первую очередь было связано с тем, в стране была введена новая каста. т.н. "лишенцы". дети этих "лишенцев" были отстранены от получения среднего и высшего образования.
Только в 30-е годы большевики опомнились от прожектёрства, вернули частично элементы дореволюционной школы - классная система, уроки, расписание занятий,
индивидуальные оценки, раздельное обучение.
Высшую  школу также трехонула бездумная реорганизация.
В первые же годы новой власти, власть удосужилась начать деление народ на касты. Так появились "лишенцы".
К "лишенцам" отнесли  всех бывших  отпрысков "эксплуататоров", лиц имеющих не трудовые доходы - ремесленники, кустари, торговцы, практикующие врачи,
зажиточные крестьяне, крестьяне сдающие землю в аренду и многие другие. С каждым годом прейскурант изменялся новыми категориями населения.
Естественно в него вошли дети всех "врагов народа, раскулаченных... В некоторые годы каждый двадцатый в стране был "лишенцем".
Отпрыски лишенцев были отстранены от получения среднего и высшего образования. Учитывая, что не малое количество   студентов представляли лица,
чьи родители, родственники имели  в царское время определённый достаток, сословность, преемственность профессий и пр., то им  было отказано в получении
высшего образования, выгоняли из институтов.
Бригадный метод обучения студентов оставался до середине 30-х годов, когда власть оценив слабую подготовку выпускников, отменила его.
Дошло до абсурда отменив изучение латинского языка в мед. вузах.
В вузах резко упало количество студентов. Партией был дан клич о привлечение всех желающих к студенчеству. Преподаватели были шокированы, когда без
экзаменов (экзамены и дальше отменили, как и зачёты и опросы) принимали десятки тысяч имеющих только 4-х классное образование, с трудом умеющих
читать.
Mozgun как - то  копипастил фальсификатора буркина с его таблицей  сравнительного количества студентов в РИ и СССР и приводил цифру скачкообразного
увеличения количества студентов в первые годы  существования СССР. Надеюсь вам теперь понятно как искусственно  происходило увеличение этого
показателя, не соизмеримого с действительно качественной подготовкой. 
  • -0.01 / 5
  • АУ
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
31 янв 2016 17:40:52

Вы сравните учебные программы I и II ступени и поймёте, что даже если закончили образовательное учреждение первой и второй ступени на круглые пять, то при сдачи экзаменов для поступления  в III ступень у ребенка будет недоставать знаний для успешной сдачи вступительного экзамена.
Поэтому я вставил термин "изуверская" . Тему надо знать, прежде чем начать рассуждать о ней.
В царской России каст не было, а было сословное деление и сословия не пересекались согласно свода законов.
 Да и кастах я речь и не вел. Откуда это вы взяли?
  • +0.00 / 5
  • АУ
 
 
 
  зарун ( Дилетант )
31 янв 2016 18:10:07

Это вы делите народонаселение Российской империи на касты, когда социальные группы  не имеют не имеют право пересекаться по жизни.
Этого не было в России. Так, образование было доступно и обучение проходило совместно в вузах страны. Например, в технических вузах
совместно обучались в 1914 году сыновья дворян, чиновников 2383 чел., сыновей крестьян, мещан - 5107,
в университетах, соответственно 12833 чел. и 13433 чел.
  • -0.03 / 7
  • АУ
 
  Полячка ( Слушатель )
31 янв 2016 17:56:59


А кто Вам это сказал? Может Вы в архивах работали, али какие научные статьи читали? Или у Вас мания величия на фоне комплекса неполноценности, что Вы глядя в потолок пишете очередной поклеп, (не соответствующий  историческим данным)  на мою страну.? Интересно вы в  самом деле  невежда не знающий элементарных данных о том времени или обычный русофоб- лжец, рассчитывающий на неосведомленность в данном  вопросе   Форумчан?
 А теперь по сути:
 В Российской империи система образования была весьма разнообразна и сложна. Она строилась на системе – каждому сословию по потребностям. Условно говоря, для крестьян было одно образование, для мещан — другое, для аристократии — третье. При этом никто не запрещал крестьянину учиться в университете или дворянину в земской школе. В начале XIX века самым популярным начальным образованием была церковно-приходская школа, однако с введением в 60-е годы земств ситуация изменилась, поскольку земствам также разрешалось создавать свои школы. Финансировались учебные заведения из различных источников. Были земские школы, финансируемые земствами, церковно-приходские, за счет церкви и частных пожертвований, и финансируемые из госказны или частными лицами. В этих школах учились в большинстве своем крестьяне, а также дети не слишком обеспеченных слоев населения. Обучение в начальной школе было бесплатным и состояло из 2-4 летнего курса Закона Божьего, арифметики вплоть до дробей, правописания и чтения. По окончании этой школы проводились экзамены, скорее в форме собеседования, чем экзаменов, причем делали это не учителя, а специальные чиновники из уездных комиссий.
Однако все желающие могли продолжить образование в городских училищах (перед революцией их переименовали в высшие начальные училища), где требовалось окончить уже четырехлетний курс. Там к предметам из начальной школы добавлялись геометрия, история, география, черчение, физика и т.д. Обучение в них было платным, но недорогим. Как правило, 10-15 рублей в год (даже меньше средней месячной зарплаты дворника). Окончание такого училища уже позволяло при желании получить чин. Требование обязательного окончания этого училища было минимумом, выдвигавшимся к коллежским регистраторам. Также с окончанием этого училища можно было поступить в учительскую семинарию, готовившую учителей для начальной школы. Или поступить в гимназию или реальное училище.


Гимназии были учебными заведениями, которые в полной мере давали среднее образование. Причем гораздо более разностороннее. Там изучали сразу несколько иностранных языков: начиная от латыни или греческого и заканчивая французским и немецким. Давалось разностороннее гуманитарное и техническое образование: география, физика, рисование, черчение, история, математика и т.д., вплоть до поэзии в некоторых учебных заведениях. При этом в гимназии не учили читать и писать, как в советских школах, туда приходили уже грамотными: либо после домашнего образования (в основном для дворян) либо после подготовительных курсов (которые были при каждой гимназии), либо после начальной школы. В гимназию еще нужно было поступить, то есть сдать экзамены: диктант, арифметика и устный экзамен по русскому языку. Каждый год для того, чтобы перейти в другой класс, необходимо было также сдавать экзамены. Посолиднее советской семилетки, не правда ли? Зато все эти труды компенсировались тем, что гимназия открывала множество дверей: выпускников гимназии, получивших аттестат зрелости, без экзаменов принимали в университеты, а при поступлении на государственную службу они получали преимущество перед остальными. Те же, кто заканчивал курс гимназии с медалью и желал поступить на госслужбу, автоматически воспроизводились в чин коллежского регистратора. Обучение в гимназиях первоначально было рассчитано на 7 лет, позднее было увеличено до 8. В гимназиях отсутствовали телесные наказания (для сравнения: в Британии их окончательно отменили только в 1999 году, а в некоторых южных штатах США не отменили до сих пор). Плата за учебу в гимназии была выше, чем в начальных училищах (до 60 рублей в год). Для сравнения: дворник до революции получал порядка 18 рублей в месяц, а неквалифицированный чернорабочий — около 22-23 рублей. При этом гимназисты, показывавшие способность к обучению, могли освобождаться от платы. Стоны и жалобы советских историков о недоступности образования для бедных детей рабочих и крестьян разбиваются о суровую статистику: по состоянию на 1914 год из 152 тысяч гимназистов 71,5 тысячи (примерно в равных пропорциях) принадлежала к крестьянам и мещанам и только 49 тысяч — к дворянам.

Помимо гимназий,существовали и реальные училища. Там образование было более узконаправленным, с упором либо на коммерцию, либо на естественные науки. Выпускники этих училищ не могли поступать в университеты без экзаменов, но могли поступать в технические вузы.

Также, в основном в провинциальных городах, существовали прогимназии, которые практически являлись усеченным вариантом обычной гимназии, где учились только четыре года. По своей сути они были близки к высшим начальным училищам.

Военные получали среднее образование в кадетских корпусах, а духовенство – в семинариях. При желании они могли продолжить обучение в высших учебных заведениях по своему профилю, не сдавая экзаменов.

Поскольку среднее и высшее образование в Российской империи было раздельным (в отличие от начального), для женщин существовали свои учебные заведения – Институты благородных девиц (среднее) и Высшие женские курсы. Существовали также специальные коммерческие школы, где учили, как вы понимаете, коммерции, и частные учебные заведения.
 Список литературы:

1.Миронов Б.Н.

Развитие грамотности в России и СССР за тысячу лет. Х–ХХ вв., С. Петербург 1996г

2.Журнал Министерства народного просвещения. 1854. Часть 84, Отдел VII. С. 53-60

3.Булгаков М.Б. Грамотность помещичьих крестьян Коломенского и Волоколамского уездов Московской губернии накануне реформы 1861 г. (по описаниям помещичьих имений 1858 г.)


4.А.Г. Дружинин  Начальное образование в Тульской губернии с 1800 по 1900 год. Тула, 1901

5.Семевский М.И. Грамотность в деревнях государственных крестьян Псковской губернии в 1863 Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М., 1896году. СПб., 1864

6.Eklof В. Russian Peasant School: Officialdom, Village Culture, and Popular Pedagogy, 1861 — 1914. Berkely etc., 1986

 7.Корф Н.А. Образовательный уровень взрослых крестьян // Русская мысль. 1881. Кн. 10. С. 30-31; кн. 12.

8.Чарнолуский В.И. Вопросы народного образования на Первом общеземском съезде. СПб., 1912.

9.Чехов Н.В. Народное образование России с 60-х годов XIX века. 1912. М.,

10Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М., 1896

11.Гавришев Л.Л. О влиянии общего образования рабочих на продуктивность их труда // Труды съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1895—1896 гг. Секция 4. СПб.,

12.Гавришев Л.Л Труды съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1895—1896 гг. Секция 4. СПб.,

 13.Гавришев Л.Л Образование мастеровых Экономическая оценка народного образования: Очерки. СПб., 1899. С. 119-135

 14.Козьминых-Ланин И.М. Грамотность и заработки фабрично-заводских рабочих Московской губернии. М., 1912

 
  • -0.03 / 6
  • АУ