Ещё немного про Утикаву Масафу...
С дипломатическим паспортомПодобным же образом закончилась разведывательная поездка в СССР не начинающего шпиона, а опытного японского разведчика Утикава Масафу.
Специализируясь на сборе разведывательной информации об СССР, Утикава в течение нескольких лет занимался опросом репатриантов, возвращавшихся в Японию из Советского Союза. Позднее он сам дважды побывал в Советском Приморье в качестве переводчика смешанной советско-японской комиссии по рыбоохране и попутно собирал сведения о советском Военно-Морском Флоте.
Опытный разведчик Утикава получил задание осуществить месячную поездку по советскому Дальнему Востоку и Монгольской Народной Республике и собрать по мере возможности шпионскую информацию об обстановке на границе с Китайской Народной Республикой, о дислокации советских войск, расположении и оснащении военный и гражданских аэродромов, о действующих и строящихся промышленных предприятиях и линиях высоковольтных передач, о материальном уровне жизни советского народа, об экономической помощи, оказываемой Монгольской Народной Республике со стороны СССР, об отношении монгольского населения к Китайской Народной Республике.
Столь ответственная и сложная поездка требовала большой подготовки. Профессиональный разведчик Утикава не нуждался в наставлениях, которые получил в свое время Петровски. Однако и Утикаву много раз дотошно инструктировали более опытные его коллеги по разведке. В качестве одного из его инструкторов выступал матерый разведчик Кото Кавогаси, судимый в 1949 году военным трибуналом на Дальнем Востоке как военный преступник.
Самое серьезное внимание в подготовке к поездке было обращено на обеспечение надежной конспирации всех разведывательных акций и выработку мер защиты на случай провала. Не беремся утверждать, что для прикрытия деятельности только одного Утикавы была задумана и организована поездка в СССР из Японии группы иностранных туристов из 120 человек, хотя и это не исключено. Во всяком случае расчет на то, что разведчик затеряется среди столь большой компании, не вызывает сомнений. Утикава был официально «уволен» из разведывательного органа и оформлен в качестве служащего небольшой торговой фирмы «Такэда», от имени которой ему и были выданы документы на проезд.
С того момента как Утикава сошел на берег с группой японских туристов, прибывшей из Японии на теплоходе «Туркмения», и до задержания он действовал очень осмотрительно. Но несмотря на высокую профессиональную квалификацию, дипломированный шпион настолько увлекся, что забыл о том, что по туристским документам он — коммерсант. Это обстоятельство и послужило причиной его провала.
Утикава был задержан с поличным при фотографировании военных объектов. На следствии он упорно утверждал, что является представителем японской коммерческой фирмы «Такэда». Ложность этого утверждения была быстро опровергнута неопровержимыми уликами: на изъятых у задержанного 17 фотопленках после проявления оказалось 806 отснятых кадров с изображением военных, промышленных и транспортных объектов, а в записях — сведения, составляющие государственную и военную тайну СССР.
Нам остается добавить, что вопреки официальному заявлению членов японского кабинета министров о том, что Утикава не имеет ни малейшего касательства к японским официальным властям, обвиняемый признался: фотографирование советских военных и промышленных объектов и сбор сведений, являющихся военными секретами, он производил по указанию исследовательского бюро при кабинете министров Японии.
Разведки империалистических государств используют туризм не только для легального проникновения в СССР своих разведчиков и агентов. Туризм в ряде случаев становится средством для полулегального сбора информации сразу многими участниками той или другой группы.
В зарубежной и советской печати еще в конце 50-х годов сообщалось о том, что в США разработан и распространяется среди туристов, выезжающих в путешествие по СССР, специальный вопросник, который рассчитан на сбор сведений разведывательного характера. По возвращении в США американские туристы обязывались представлять письменные доклады о своей поездке.
Итальянская газета «Паэзе сера» несколько лет назад напечатала выдержки из секретного циркуляра государственного департамента США, в котором было сказано, что все американские граждане, находясь за пределами своей страны, даже в союзнических и дружественных государствах, должны активно собирать разведывательную информацию. «В некоторых случаях, — подчеркивается в этом документе, — сбор и своевременное отправление этих сведений имеет решающее значение для судьбы Соединенных Штатов». И далее: «В интересах государства важно, чтобы информация, полученная от американских граждан, передавалась информационным службам» (то есть разведке).
В 1970 году в СССР путешествовали две большие (общей численностью свыше 500 человек) группы туристов — граждан одной из капиталистических стран. Они побывали в Москве и в ряде других крупных советских городов, совершили поездку на теплоходах по маршруту Москва — Ростов-на-Дону.
Странным казалось поведение некоторых из этих туристов. Хорошо владея русским языком, они вдруг выдавали себя за граждан СССР и в беседах с советскими людьми то называли себя сотрудниками ульяновского автозавода, то других известных им предприятий и, пользуясь этим, откровенно расспрашивали своих собеседников об интересовавших их объектах. Как было установлено, некоторые из них, принадлежащие на родине к реакционным организациям, рисковали даже заниматься фотографированием военных и других важных объектов, вели записи разведывательного характера. Ну и... попались.
В Ташкент приезжала по туристскому обмену американка Эмек. Заранее оповестив о своем приезде некоторых местных граждан через их родственников, проживающих в США, Эмек по прибытии в Ташкент встретилась с этими людьми и пыталась извлечь из разговоров тенденциозную информацию о национальных взаимоотношениях в Узбекской ССР,
Не ограничившись этим, Эмек стала самовольно выезжать в сельские районы республики. Всюду она стремилась непременно найти недовольных своим положением советских людей, фотографировала, назойливо расспрашивала их. При любом удобном и неудобном случае возводила клевету на советскую действительность и восхваляла американский образ жизни.
Трудно сказать, какими мотивами было вызвано явно враждебное советскому обществу поведение американской туристки Эмек: действовала ли она на свой страх и риск или выполняла чье-то задание в расчете на вознаграждение за ценные сведения. Но поскольку объективно деятельность ее была направлена против Советского государства и поскольку во время своего пребывания в СССР она нарушила правила, установленные для иностранцев в нашей стране, Эмек была выдворена из пределов нашей страны,
В августе 1968 года Советский Союз посетили автотуристы из Великобритании Дениели и Ридер, назвавшиеся студентами русского отделения Манчестерского университета. Они побывали в Москве, Харькове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Одессе и в ряде других городов. Много беседовали с советскими людьми и в каждой из бесед выясняли их мнение об имевших место в тот период событиях в Чехословакии. Была замечена одна странность: автомашина этих туристов портилась непременно близ военных аэродромов или других военных объектов и подолгу простаивала у пустынных железнодорожных разъездов.
На предложение советских властей объяснить причины такого их поведения «туристы» под давлением фактов вынуждены были признать, что во время всей поездки по СССР они собирали информацию о дислокации военных аэродромов, типах обслуживаемых ими самолетов, передислокации советских войск в сторону западной границы СССР, состоянии шоссейных дорог и т. д. По поводу предназначения собранных сведений Ридер заявил, что они были намерены передать их фирмам, оплатившим их туристскую поездку в СССР, и использовать в отчете руководителю русского отделения Манчестерского университета.
Мы могли бы привести немало и других примеров, свидетельствующих об использовании туристского обмена разведками империалистических государств. Не прекращаются и попытки отдельных враждебно настроенных по отношению к нашей стране лиц заниматься сбором шпионской информации по собственной инициативе. И все же основная масса иностранных туристов едет в нашу страну с добрыми намерениями. Мы в этом уверены.
Ссылка