Спецслужбы
1,436,620 8,551
 

  Vediki977 ( Слушатель )
20 фев 2016 12:59:21

Тред №1061631

новая дискуссия Дискуссия  215

Британский талант против русского гения

Из истории электронных войн специальных служб времен холодной войны


Американский герб в кабинете посла долгие годы исправно 
«работал» на советскую разведку. Фото с сайта 
www.cryptomuseum.com



Инженер Джон Форд, руководитель специальной бригады «охотников на жучков», смотрел через окно поезда Хельсинки–Москва на бесконечные заснеженные русские поля и пытался представить все трудности его особой миссии в русской столице. Форд уже четыре года работал на дипломатической службе США, и вот зимой 1952 года его команда была оснащена самой современней поисковой аппаратурой для обнаружения, как он записал в своем дневнике, «новейшей советской системы подслушивания в дипломатических миссиях США, Великобритании и Канады».
Причиной особой миссии Форда была информация из ЦРУ о том, что «русские имеют устойчивый канал поступления сведений из посольства США в Москве». «Каких-либо деталей не приводилось, однако в сообщении было сказано о необычной технике подслушивания, которая длительное время работает в здании американской дипломатической миссии в Москве, постоянно обеспечивая секретами советское руководство», – пишет Джон Форд.


ПОДСКАЗКА ИЗ РАДИОПРИЕМНИКА

Существует несколько версий того, как и откуда в ЦРУ попала эта сверхсекретная информация. По одной из них, назовем ее технической, Питер Райт, известный специалист фирмы «Маркони» и консультант британской контрразведки МИ-5, ставший впоследствии заместителем директора по научно-техническим вопросам, заинтересовался необычным случаем, который произошел в 1951 году в посольстве Великобритании в Москве. Один из английских дипломатов занимался своей ежедневной и довольно скучной работой – пытался слушать переговоры советских военных самолетов в небе над Москвой, для чего использовал специальный УКВ-радиоприемник. Дипломат этот скорее всего был сотрудником британской разведки, для которой радиоперехват и прослушивание военных каналов связи были обычными атрибутами деятельности в СССР.
Вращая ручку настройки радиоприемника, дипломат-разведчик вздрогнул, неожиданно услышав в динамике громкий и ясный голос британского военно-воздушного атташе, находившегося в здании посольства. Сообразив, что это может быть работа техники подслушивания, дипломат-разведчик незамедлительно сообщил об этом в Лондон, где эта информация попала Джону Тейлору, ветерану Второй мировой войны, инженеру-исследователю специальной лаборатории Министерства почт, выполнявшей особо важные работы для Дипломатической службы Великобритании.
Тейлор был старым приятелем Райта и знал, что его друг по контракту с Адмиралтейством активно занимается ультразвуковыми системами обнаружения подводных лодок. В то время Питер Райт был одним из самых известных британских специалистов по акустике и радиосвязи, а в свободное время занимался изучением особенностей отражения инфракрасного (монохроматического, как от современных лазеров) излучения от офисной мебели. Райт предполагал, что можно найти такое место, где отраженные от мебели ИК-сигналы взаимно компенсируются, и на фоне минимального уровня излучений можно будет услышать ведущиеся в офисе разговоры. Это блестящее предположение впоследствии будет реализовано спецслужбами как один из тайных инструментов подслушивания или, говоря современным языком, создания технических каналов утечки информации.
Джон Тейлор понимал всю особую важность и секретность информации о возможном подслушивании русскими британского посольства и потому срочно вызвал Райта на встречу в парк около Министерства иностранных дел. Тейлор подробно рассказал Райту об истории в Москве и попросил проконсультировать инженера дипломатической службы Дона Бейли, который должен был разобраться на месте и провести поиск техники подслушивания в Москве. В своих мемуарах Питер Райт писал: «Перед отъездом в Москву я проинформировал Бейли, как лучше всего искать подслушивающее устройство. Впервые я начал понимать, насколько отсталой была техническая служба британской разведки. Она даже не имеет подходящей аппаратуры, и я должен был самостоятельно помочь в подготовке Бейли».

ОХОТА НА «ЖУЧКОВ» И ГЕРБ С СЮРПРИЗОМ

Прибывший в Москву специалист провел в посольстве тщательный поиск, но ничего не обнаружил. Однако такой результат не смутил Райта, который сделал весьма ценный и принесший затем успех в дальнейшей работе вывод о том, что, во-первых, русские явно были предупреждены и, во-вторых, устройство подслушивания было выключено.
После возвращения Бейли из Москвы Райт подробно расспросил инженера о всех деталях его работы. Райт предположил, что «русские, как и мы, проводили эксперименты с какой-то резонансной системой подслушивания». Знаменитый британский исследователь сделал совершенно правильный вывод, однако он не мог знать, что резонансная система подслушивания, именуемая «эндовибратор» или «пассивный резонатор», была создана и испытана в СССР почти 10 лет назад, еще в 1943 году. Сам Иосиф Сталин по достоинству оценил возможности новой системы подслушивания, созданной гениальным советским ученым и изобретателем Львом Терменом, и приказал Лаврентию Берии найти пути внедрения уникальной техники в американское посольство.
Об этой всемирно известной операции КГБ «Исповедь» написано много статей и снято несколько документальных фильмов. В них красочно описывается момент вручения американскому послу Авереллу Гарриману великолепного деревянного Герба США с советским «жучком» внутри, имевшим кодовое название «Златоуст». Однако авторы статей и фильмов почему-то решили, что советский пассивный резонатор был изготовлен в единственном экземпляре. Или же Питер Райт в своих мемуарах указывает на резонансную систему подслушивания в британском посольстве в Москве, о которой историки, возможно, не знали или забыли? Напрашивается вывод, что советский «жучок» вместе со своим «американским братом» длительное время работал и внутри британского посольства.
Один из ветеранов оперативно-технической службы КГБ, Вадим Федорович Гончаров, был участником этой операции и подробно рассказал автору статьи о некоторых деталях многолетнего уникального мероприятия. По свидетельству Гончарова, он обеспечивал работу приемной части под кодовым названием «Лось», которая была размещена в одном из номеров гостиницы «Националь», рядом со зданием американского посольства.
КГБ очень внимательно следил за всеми прибывающими в Москву американцами, среди которых надо было точно определить инженеров-поисковиков. Слаженная совместная работа пограничников, контрразведки и службы наружного наблюдения позволяла точно определять моменты приезда из США в Москву американских специалистов, после чего передатчик облучения «Златоуста» отключался. Служба наружного наблюдения внимательно фиксировала окончание работы поисковиков в американском посольстве и сообщала об их выходе из здания. И только после этого работа «Златоуста» возобновлялась.
Гончаров знал о том, что американские инженеры использовали широкополосный индикатор излучений, который мог зафиксировать мощный радиосигнал из соседнего здания для активизации эндовибратора в деревянном гербе. Бдительные чекисты обязательно выключали передатчик во время нахождения в здании посольства поисковиков.
И тут американцам помогла информация Питера Райта о том, что русские выключают свою новую систему подслушивания, чтобы лишить возможности использовать радиоаппаратуру для обнаружения излучения.
Американцы решили перехитрить чекистов и выпустили из здания посольства переодетых и загримированных сотрудников охраны. При этом настоящие поисковики остались лежать на полу кабинета посла с включенными приборами. А чтобы окончательно заставить чекистов включить свое «нечто» (так американцы назвали советское устройство подслушивания), посол США Джордж Кеннан сделал вид, что диктует секретарю дипломатическую телеграмму, хотя на самом деле он зачитывал вслух отрывки из официальной истории Государственного департамента – «Международные отношения Соединенных Штатов».

БЕЗ ПРЕДАТЕЛЯ НЕ ОБОШЛОСЬ

Джон Форд и его американская бригада заранее готовились к выявлению «новейших советских систем подслушивания». Такое «предвидение» дает основание предполагать, что второй и наиболее правдоподобной версией является все же информация о технике подслушивания в кабинете посла, полученная американцами оперативным путем.
Ветераны КГБ высказывали автору статьи предположения, что такие весьма чувствительные для Соединенных Штатов сведения слил агент-инициативник офицер ГРУ Петр Попов, служивший порученцем у генерала Ивана Серова, ставшего затем первым председателем КГБ. Попов пользовался большим доверием Серова, присутствовал на вечеринках генерала с большим количеством алкоголя и часто выполнял его личные поручения вплоть до отъезда в Австрию, где в 1952 и 1953 годах обращался к американцам с предложениями о сотрудничестве, передавая при этом важные оперативные сведения. Среди последних могли быть и намеки на уникальное по тем временам устройство подслушивания в кабинете американского посла в Москве.
Гончаров, как и его коллеги, участвовавшие в операции «Исповедь», в течение нескольких лет постоянно следили за действиями американских поисковиков, которые ежегодно проверяли посольство США. Однако чекисты обратили внимание на особую активность поиска техники подслушивания в 1952–1953 годы и наличие специальной радиоизмерительной аппаратуры, которую ранее в посольстве не использовали.

БРИТАНИЯ ПРОТЯГИВАЕТ РУКУ ПОМОЩИ

Спрятавшись от чекистов на полу кабинета посла, американцы обнаружили мощное радиоизлучение, зафиксировали акустическую «завязку» и, последовательно обследуя все помещение, обратили особое внимание на деревянный герб. Разломав его, они и обнаружили внутри совершенно неизвестное и никому не понятное устройство.
Очень быстро описание и фотографии найденного устройства подслушивания были отосланы специалистам ЦРУ и ФБР, а также в ведущие исследовательские лаборатории и научные центры страны. Однако никто в США не смог разобраться в том, как же «нечто» работает. Отчаявшись «познать истину, которая сделает тебя свободным» (таков девиз, помещенный на стене главного вестибюля ЦРУ США), американцы обратились к своим британским коллегам.
Джон Тейлор первым из британских технических специалистов получил необычную просьбу из Соединенных Штатов и по традиции опять вызвал Питера Райта на секретную встречу на скамейке в парке, которая состоялась через шесть месяцев после первой. Тейлор сообщил Райту, что «американские поисковики, обследуя кабинет посла США в Москве в рамках подготовки к визиту Государственного секретаря США в СССР, обнаружили небольшое устройство внутри деревянной копии герба. Поисковая аппаратура зафиксировала «завязку» на частоте 1800 МГц, однако после изъятия обнаруженное устройство никак не реагировало на эту частоту».
Для встречи американской делегации британцы организовали небольшую секретную лабораторию, подальше от шумного Лондона, в комплексе зданий исследовательского центра «Маркони» в Эссексе, куда, как вспоминает Райт, «торжественно прибыли два американца в сопровождении Тейлора». Он внимательно осмотрел привезенное американцами устройство и сразу обратил внимание на поврежденную пленочную диафрагму. Американцы «робко объяснили, что один из ученых случайно просунул палец через диафрагму».
Райту было оказано большое доверие, поскольку американцы оставили ему поврежденное устройство в надежде разобраться в принципах его работы. А в это время проходили очень важные для Райта испытания новой противолодочной системы. Однако заинтригованный британский исследователь каждую ночь и каждый уик-энд проводил в своей секретной лаборатории. Путем проб и ошибок Райту удалось отремонтировать поврежденную диафрагму, начать поиск резонансной частоты и наконец «заставить русское «нечто» заработать на частоте 800 МГц. Через два месяца состоялась торжественная демонстрация включения «нечто», во время которой, как писал Райт, «американские поисковики с ужасом смотрели на простоту всего этого устройства».
Как вспоминали ветераны американских спецслужб, «концепция советского устройства представляла собой замечательный рывок вперед в технике подслушивания. Для ЦРУ появление «нечто» в сфере контроля акустической информации было равнозначно запуску первого советского спутника. Таким образом, как и в космической сфере, ЦРУ надо было ликвидировать отставание в спецтехнике».
А что же Райт? Неутомимый британский изобретатель и ученый через 18 месяцев изготовил подобную систему подслушивания для британских спецслужб, названную «Сатир», что расценивалось как огромный успех середины 1950-х годов. Но можно ли это событие назвать адекватным британским ответом на советское изобретение 1943 года, к тому же сделанное в период невероятно тяжелых для СССР военных испытаний? Право ответа на этот вопрос мы оставляем читателям.

Ссылка
Отредактировано: Vediki977 - 20 фев 2016 12:59:57
  • +0.06 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  ахмадинежад ( Слушатель )
09 мар 2016 14:31:23

сегодня день рождения одной женщины
Клара Рокмор и инструмент будущего

Клара Рейзенберг родилась в Вильне (теперешний Вильнюс) в 1911 году. Она играла на скрипке и была очень одаренным музыкантом. В возрасте трех лет отец привез ее в Санкт-Петербургскую консерваторию, где она произвела сенсацию, продемонстрировав абсолютный слух при игре на фортепиано. На следующий год ее приняли в консерваторию по классу скрипки. При входе вывесили список принятых студентов, в котором Клару представили как выдающегося вундеркинда. На традиционном августовском конкурсе она поразила жюри, возглавляемое Глазуновым, и получила наивысший возможный балл - 5 с плюсом. Клара была самой молодой, вернее сказать, самой маленькой студенткой, когда-либо обучавшейся в консерватории.

Семья Рейзенбергов не выдержала тягот гражданской войны, последовавшей после революции. В 1919 году практически все профессора консерватории бежали из разорённого Петербурга. Рейзенберги вернулись в родную Вильну. Музыкальное образование Клары на этом закончилось. В течение пяти лет Клара вместе с сестрой Надей, которая была старше ее на 6 лет, ездили по Литве, Польше и Германии, давая концерты. Газеты писали о них как о необыкновенных юных виртуозах.

 




19 декабря 1921 года Клара с родителями и с сестрами Надей и Анной отплыли на пароходе в Нью-Йорк. У семьи сохранились дальние родственники в Америке, и Рейзенберги решили обосноваться в США. Клара начала брать уроки у известного педагога Леопольда Ауэра, который эмигрировал в 1918 году из России. Он работал в Санкт-Петербургской консерватории и знал Клару.

В 1928 году один из друзей Шиллингера, профессор химии Виноградов, повёз Клару в отель "Plaza", чтобы познакомить ее с Терменом. Клара увидела в апартаментах изобретателя неизвестный инструмент, на вид до смешного простой. Клара была заинтригована. Она решила, что на таком инструменте после небольшой тренировки сможет сыграть любой музыкант. Клара сразу влюбилась в инструмент, оценила его красоту. Её привлекла и личность Термена, его элегантность, обаяние и эрудиция. Лев Сергеевич попросил её попробовать что-нибудь сыграть. Когда Клара подняла руки над антеннами, она ощутила то, чего никогда не чувствовала раньше, внутренний трепет. Мгновенные жесты тонких рук и чувствительных пальцев скрипачки, врождённый талант и приобретенная техника - всё это слилось в одно целое, и воздух вдруг наполнила совершенная музыка. Клара была очарована. Ещё в большей степени Термен был очарован Кларой. Может, благодаря своему абсолютному слуху, может, благодаря скрипичному искусству, но Клара смогла сделать нечто такое, чего никто из исполнителей на терменвоксе не мог сделать до нее. Сама Клара была очень заинтересована инструментом. При помощи этого "чудесного ящика", как Клара называла терменвокс, можно было контролировать громкость собственным музыкальным слухом, а в случае необходимости перекрыть fortissimo симфонического оркестра грациозным движением вверх левой руки.

- Как это чудесно, - восклицала она, - играть, ни к чему не притрагиваясь! Чудесный, поэтический способ игры!

Но у Клары был очень плотный график работы. Она только что получила несколько ангажементов на концерты вместе с Надей. И тут произошло непоправимое. Во время подготовки скрипичного концерта Бетховена Клара вдруг почувствовала резкую боль, а потом ноющую слабость в правой руке. Консультации, полученные у нескольких врачей, пролили свет на случившееся: полуголодное существование в детстве, во время революции и гражданской войны, привели к плохому формированию костей ребенка.

В надежде, что рука постепенно восстановится, Клара решила не терять времени и начала тренироваться на терменвоксе. Параллельно она пыталась вернуться к игре на скрипке. Но вскоре Клара поняла, что ее рука никогда не будет работать так, как раньше, и забросила скрипку. Она осваивала терменвокс и постигала его всё глубже, но не предпринимала попыток выступить перед публикой, пока не достигла того уровня совершенства, которого всегда требовала от себя. 

Термен, несмотря на свой брак "де факто" с Катей, не делал секрета из своего чувства к Кларе. Она была для него воплощением его идеала женщины: красивая, остроумная, с утонченными манерами. И, что было немаловажно, она сумела достичь самого высокого совершенства игры на терменвоксе

Вот что говорил сам Лев Сергеевич о Кларе Рейзенберг (в замужестве Рокмор):

- Я считаю, что Клара Рокмор - самая выдающаяся, уникальная и необычная исполнительница концертов для терменвокса. Она единственная в мире смогла овладеть сложной техникой инструмента, соединив это с редким музыкальным мастерством и восприимчивым слухом интерпретатора самого высокого уровня. 

Понадобилось всего три занятия, на которых Лев Сергеевич показал Кларе, как нужно контролировать свои движения, как двигать руку вверх или вниз, вправо или влево. А затем Клара так быстро продвинулась в своем исполнительском мастерстве, что Термен даже не мог мечтать об этом.

 

 

 

На её 18-летие Лев Сергеевич приготовил удивительный сюрприз - волшебный торт, окруженный электромагнитным полем. Стоило Кларе приблизиться к торту, как он начал вращаться, а в середине его загорелась электрическая свеча. Термена и Клару связывали и другие интересы, помимо музыки. Они страстно любили танцевать и три-четыре раза в неделю посещали ночные клубы и танцевали, танцевали без устали, до утра: он - в смокинге, она в чёрном концертном платье. Термен был удивительным танцором и вёл за собой партнершу так искусно, что, казалось, эта пара представляет собой единое целое. Они были роскошной парой; их часто принимали за профессионалов. Весь свет направлялся на них, а остальные пары останавливались и аплодировали. Танцы продолжались до тех пор, пока Лев не влюбился в Клару без памяти. Много лет спустя Клара вспоминала: "Знали бы вы, как он танцевал! А я, я была изящной девушкой. Видели бы вы, какие мы с ним выписывали вензеля! Когда он показывал мне свой терменвокс, я очень заинтересовалась им. Кто-то воспринимал его, как некое чудо-юдо. Но я поняла, что это инструмент будущего. Хотя играть на нем чертовски трудно. Играя на терменвоксе, вы ведь собственно не видите перед собой инструмента". 

Лев Сергеевич подарил Кларе модель RCA, но Кларе инструмент показался маломощным. Нельзя было одновременно и быстро, и точно артикулировать обеими руками. Клара сказала Термену, какие усовершенствования необходимо внести. Она хотела, чтобы звук можно было резко остановить, играть стаккато, легато. Лев Сергеевич смог выполнить все пожелания Клары и сделать инструмент таким, каким она хотела его видеть.

 

Из книги: Ковалева С.К. "Лев Термен. Феномен XX века"

 




кто знает, может она не только музыкантУлыбающийся
Лев Термен, Клара Рокмор и терменвокс
  • +0.09 / 8
  • АУ