Цитата: Юрген от 24.02.2016 12:46:34Наши адмиралы раз за разом пасовали перед английским флотом - взять хотя б Сенявина.
Однако , следует учитывать , что пароход действительно подавляюще превосходит парусник в бою.
Дело даже не в том , что маневрирование парусника зависит от ветра.
От ветра зависит ведение огня . Чуть ли не главное исскуство капитана парусного фрегата или линкора - "приведение" корабля в точку и на курс , откуда он может дать бортовой залп по противнику. Взаимное расположение противников , ветер , состояние парусов , способность корабля принять круче к ветру , крен , подготовка команды и ещё с десяток факторов, среди которых собственно пушки - далеко не самое главное.
Если помните эпопеи Форестера и О’Брайана - принимая новый корабль капитан был погружен в изучение его ходовых особенностей , размещения грузов , наклона мачт , парусов , дифферентовки , набора опытной парусной команды - а пушки , при всем уважении , занимали от силы 5% его времени и усилий.
Пароход же свободен от всех этих ограничений - капитан дает команду переложить руль и даёт залп в любой нужный момент. Он может вообще не дать паруснику возможности вести бортовой огонь и при этом обстреливать его совершенно свободно.
С появлением пароходов парусники, как боевые корабли , вымерли.
Сходу припоминаю всего два случая , когда парусники взяли верх над пароходами:
- британцы ( под каким-то южно-американским флагом) надрали американцев ( под другим южно-американским флагом) во время разборок в Южной Америке во второй половине 19 века;
- и , к чести "наших адмиралов", 44-пушечный фрегат "Флора" под командованием капитан-лейтенанта Скоробогатого , в ноябре 1853 года у мыса Пицунда показавший зубы трем турецким пароход-фрегатам , которыми командовал (через какого-то там
сраного, в смысле - турецкого , пашу) целый британский адмирал сэр Адольф Слейд