Напряженность на Корейском полуострове
815,991 4,745
 

  Vediki977 ( Слушатель )
24 фев 2016 15:20:57

Тред №1063506

новая дискуссия Дискуссия  231

Стажировка для студентов в Корее: Когда все по-нашему


Как было нами неоднократно сказано, каждый год отличившиеся студенты-кореисты из МГИМО, в качестве поощрения направляются на стажировку в Корею. Впечатлениями российской студентки о стажировке в Южной Корее, портал «Единая Корея» не так давно делился со своими читателями, теперь пришла очередь рассказа о стажировке в Северной Корее. Эксклюзивно для наших читателей Ольга Щербакова об учебе в КНДР.
Прошло полгода с нашей поездки в КНДР, а я до сих пор вспоминаю о замечательных днях, проведенных там. Это было самое необычное путешествие в моей жизни. Я осознавала, что нам дан шанс, который представляется далеко не каждому. Для ясности сразу отмечу, что нам было разрешено гулять по Пхеньяну без сопровождения гидов, что большая редкость. Мы увидели страну не такой, какой ее хотят показать нам по телевизору или интернету, не такой, какой бы нам хотели показать ее сами корейцы. Хотя, конечно, и то, что смогли разглядеть мы, далеко не вся реальность.

В Северную Корею мы, небольшая группа студентов из Москвы, в первую очередь приехали ради языковой практики, которую проходили в главном учебном заведении страны – университете имени Ким Ир Сена. После революции в стране не было ни одного университета, и Ким Ир Сен принял непосредственное участие в его создании. Именно он придумал герб и отличительный знак университета, который украшает довольно забавные кепки студентов. Его сын, Ким Чен Ир, окончил этот университет.
Масштаб территории очень впечатляет, и гулять там одно удовольствие: всюду сады с дорожками, по которым бегают белки и бурундучки. Что уж говорить о воздухе, который насыщен запахами цветущих деревьев и цветов. Проходя через главные ворота, кажется, будто ты зашел в какой-нибудь городской парк, и лишь парни и девушки в униформе, торопливо идущие на пары, напоминают о том, что ты тоже пришел учиться. Первое построенное главное учебное здание ныне является электронной библиотекой и располагается на холме. К нему ведет длинная лестница, окруженная с двух сторон цветами, а перед входом стоит памятник Ким Чен Иру. Теперь же все занятия проходят в соседнем 22-этажном здании. Пятый этаж отведен для иностранцев: там учились мы, китайцы, которые жили с нами в общежитии, а затем и французы, приехавшие под конец нашей стажировки.

Общежитие находится в 5 минутах от университета, что было несомненным плюсом, так как пары начинались в 8 утра. Оно представляет собой четырехэтажное здание: на первом этаже располагались небольшое кафе, баня и магазин с импортными товарами (он так и назывался «магазин для иностранных студентов»). Всю еду мы в основном покупали там. Нам разрешалось самим заходить за прилавки и выбирать все, что хотим, но мне всегда казалось, что это немного невежливо. Возможно, проживи я там столько же, сколько живут китайцы, это бы стало привычным. Баней бесплатно можно пользоваться один раз в неделю. Хотя скорее это душевая комната, к которой присоединена небольшая баня. Душ находится на уровне колена и с очень слабым напором воды. Неопытному посетителю это покажется неудобным, но из «неопытных» были только мы. Кореянки и китаянки же лихо управлялись с этой системой. Позже приноровились и мы.
Второй этаж общежития отведен для девочек, третий – для мальчиков, четвертый – для корейский студентов, которые отвечали за нас и помогали по всем вопросам. Как я уже говорила, вместе с нами проживали китайцы. Хотя правильнее сказать, что мы проживали с ними, так как они учатся и живут там в течение трех лет. Также я упоминала о французах. Насколько я знаю, это были первые в истории студенты-стажеры из Франции. Не все из них до этого учили корейский, однако некоторые бывали в КНДР в качестве туристов. Они не так свободно могли передвигаться по Пхеньяну, но в целом для них, как и для нас, очень старались сделать интересную развлекательно-познавательную программу. То, что мы посетили в огромное количество музеев, выставок, парков и т.д., является исключительной заслугой нашего куратора и корейского студента, который нас сопровождал.

Вспоминая о местных жителях, первым делом хочется сказать о детях. Маленькие девочки, словно принцессы. Видно, что родители очень стараются, чтобы их звездочки были самыми красивыми. Все платья идеально выстираны, выглажены, сделаны прически, и даже аксессуары подобраны в тон. Мальчиков одевают скромнее, но на то они и мальчики. Зато они более общительны, всегда бегали вокруг нас и забавно выкрикивали нам вслед все английские слова, которые знали. Их игры напомнили мне о моем детстве, когда мы тоже старались развлечь себя всем, чем могли: палочки, камушки, листики… Но ведь именно это и есть детство, без телефонов и компьютеров, только живое общение и твоя фантазия. В почете также катание на роликах и волейбол.


Студентки, если выходят куда-нибудь, то в большинстве случаев надевают униформу. Каково было мое удивление, когда я увидела, что наши корейские студенты в поездку на море снова оделись в «черно-белое» и прогуливались по пляжу в галстуках и ботинках. Длинных волос у школьниц и студенток нет. Им запрещено отращивать волосы до окончания института. На улицах только у взрослых дам, причем почти у всех, длинные волосы, которые они завивают и закалывают сзади. Все молоденькие девушки и девочки ходят с прической, как мы ее называли, в форме «горшочка». Примечательно, что у всех есть челка, но почти каждая школьница ее закалывает назад.
Вся обувь у девушек на каблуках. Мне показалось, что это является каким-то признаком взросления. Часто замечала еще совсем маленьких подружек (а может быть сестер), одна из которых (та, что постарше) шла в лосинах, майке и туфлях на каблуке, а вторая (чуть помладше) одета почти так же, но в обычных сандалиях. Также каблуки имеют негласный статус «вездеходов». Даже на пляже нам очень часто шли навстречу девушки на каблуках (а мужчины в носках), домашние шлепанцы у нашей знакомой студентки были на танкетке, а в дождь все переобувались в резиновые сапоги, которые так же были на платформе. Любая обувь спокойно сочетается с носком (будь то босоножки, туфли или балетки). Конечно же, каждая девушка имеет при себе зонтик (думаю, всем известно, что на востоке не любят загорать). Одежда у всех разнообразная, хотя обязательно плечи и колени у девушек должны быть прикрыты; цвета тоже присутствуют разные. Некоторые были одеты так, что хотелось самой купить себе что-нибудь похожее, а как-то даже встретила девушку, на которой была точно такая же блузка, как у меня из популярного магазина. Однако стоит отметить, что джинсы и все, что с ними связанно, не носят совсем.

Особенным шармом обладали дедушки. Почти все, кого я встречала, были какими-то умиротворенными. Ходили обязательно с тростью и соломенной шляпкой. Они были приветливы и часто улыбались нам.
В Пхеньяне повсеместно распространены ларьки с мороженным, булочками, печеньем, водой и лимонадом. Нам очень понравилось местное мороженное: невероятно вкусное и стоит копейки. Уверена, корейцы смогут вас удивить, например, мороженным со вкусом яйца или бобов. Правда, мне ни то, ни другое не понравилось. Если вы не хотите покупать целую бутылку лимонада, то можно купить небольшой стакан с напитком (или скорее даже рюмку). Магазины одежды, конечно, сильно отличаются от привычных нам как интерьером, так и ассортиментом, но для обычного корейца выбор достаточный. В магазины фруктов периодически выстраивались огромные очереди, особенно перед праздниками. На каждом шагу есть цветочные магазинчики. Все они выглядят абсолютно одинаково: оранжевые ларьки. Открытием для меня стало то, что там не продают живые цветы, а только искусственные. В Корее естественно дарить ненастоящие цветы, и они не считаются символом траура. Букет из живых цветов называется «КотТабаль», и, чтобы его купить, надо делать заказ заранее.

Пхеньянский рынок – это крытое одноэтажно здание, где все продавцы, сидящие плечом к плечу, поделены по секциям. В зависимости от этого каждый продавец одет в определенного цвета майку. Там продается все: начиная шариковыми ручками и заканчивая мясом и верхней одеждой. Самое сложное было научиться, не стесняясь, торговаться.
Отдельно хочу отметить, что мы нашли два кафе с «фастфудом». Одно было недалеко от нашего общежития, и, честно говоря, там неоправданно дорого и не все вкусно. Второе кафе находится неподалеку от посольства РФ. Там нас приятно порадовали сеты из бургера, супа, второго и мороженного на выбор. Недорого и очень вкусно. Также есть большой выбор блюд национальной кухни, что позволяет убить двух зайцев сразу (ведь глупо питаться фастфудом, когда можно поесть настоящей корейской еды, но вдруг вы соскучились по картошечке фри).
Пхеньян обладает своеобразной красотой. Я любила гулять по парку Моранбон, который находится недалеко от университета. Там можно было встретить мирно отдыхающих старичков, танцующую молодежь и детей, рисующих пейзажи. Так как этот парк находится на горе, оттуда открывается замечательный вид на весь город: виден и монумент идей Чучхе, и река Тэдонган, и стадион Первого мая, который является самым большим по вместительности стадионом мира и т.д. Не знаю, платный ли вход для самих корейцев, да и вообще не очень понятна система сбора оплаты, но один раз с нас взяли 3 доллара. Причем это произошло уже внутри парка, когда нас остановила кореянка и попросила оплатить вход. Гулять по центру города тоже приятно. Везде аккуратно, чисто, тихо и спокойно.

Нам удалось заглянуть в жизнь зажиточных корейцев. В центре города есть прекрасный фитнес-центр, включающий спортзал, зал для аэробики, теннисный зал и залы для сквоша. Отдельной услугой идет массаж всего тела (это дорогое удовольствие относительно остальных цен). Недалеко от фитнес-центра находится сервисный комплекс – Хэданхва. Именно в этом комплексе располагается самый дорогой ресторан Пхеньяна. На входе красуется табличка «Здесь был Ким Чен Ын». Мы побывали там в мой День рождения. Отличительная черта этого места – повар готовит прямо на вашем столе. К вечеру, на удивление, почти все столики заняты. Напротив находится водно-оздоровительный комплекс «Рюгёнвон», там же парикмахерская, где за 100 долларов вам сделают химическую завивку, и Народный открытый каток, но нас туда не пустили без сопровождения корейца.

Метро столицы состоит из двух линий, пересекающихся на одной станции. Иностранцам самим попасть в метро сложно, а точнее невозможно. Но нам, как студентам-стажерам, разрешили им пользоваться. На станциях, где мы постоянно бывали, все контролеры и смотрители нас знали, поэтому мы могли там свободно передвигаться. Купить билеты можно у человека за абсолютно непроницаемым стеклом с очень маленькой прорезью для денег и выдачи билета. Пассажиры без лишних слов просовывают деньги в щель и получают билетики на всю сумму. Стоят они очень дешево, кажется, 5 вон. У меня лично никогда не было купюры меньше 500 вон. На эти деньги мне сразу давали целую пачку билетов. В метро есть несколько проходов для пассажиров, имеющих карточки по типу наших в московском метро, и один проход для тех, у кого бумажные билетики. У этого прохода всегда есть девушка-контролер, главная задача которой просто помещать билетики в специальную урну. Второй ее задачей было не пропускать иностранцев, то есть нас, пока не узнает цель поездки на метро и не проверит документы.
На нашей станции у нас был друг — смотритель у эскалаторов, который нас всегда приветствовал взмахом руки. Он так мило, смущенно, как-то по-детски нам улыбался, что мне кажется, он ждал целый день нашего появления, и это скрашивало его серые будни. Все станции находятся очень глубоко. Передвигаться по эскалаторам самостоятельно запрещено. Также запрещено сидеть, но этот факт никого не волнует. Очень много людей, в том числе и сами работники метрополитена, садятся на ступени эскалатора и после жаркой погоды на улице под звуки национальной музыки наслаждаются прохладой в метро.

Интересная деталь: если была возможность, люди старались не заходить вместе с нами в двери вагона. Однако это правило абсолютно не работало в час пик. Так как мы жили в Пхеньяне в период подготовки к празднику 10 октября (День основания Трудовой партии Кореи), на главной площади столицы ежедневно собиралось огромное количество школьников и студентов. Вечером все дети группами разъезжались домой, и, чтобы как-то контролировать их поток, перед входом и в самом метро стояли живые ограждения из военных. Каждый вечер мы попадали в этот водоворот «красных галстуков», и хотя взрослые старались сдерживать детей и пропускать нас, на деле они врывались в вагоны с такой скоростью, что иногда мы не всей своей группой успевали войти (а точнее втиснуться).
Во время поездки станции никогда не объявляются, но в некоторых вагонах есть табло, на которых появляются их названия.
Взаимодействие с корейцами чаще всего происходило именно в метро. Нам махали, улыбались, здоровались, уступали места, причем даже пожилые люди, и никак нельзя было заставить их сесть обратно. Если мы вошли в вагон, и рядом с нами освободилось место, редкий кореец там сядет. Во всяком случае, долгое время это место будет пустовать, пока кто-нибудь, борясь со своим внутренним «я» минут пять, все-таки туда не сядет. Стоит заметить, что в корейском метро никто не церемонится. Все садятся очень плотно, если есть хоть немного места. Также часто замечала, как абсолютно чужой человек гладит и треплет за щечки младенца на руках у посторонней женщины или может дать легкий подзатыльник какому-нибудь неугомонному пионеру.

За 2 месяца проведенных в КНДР, мы четыре раза ездили на море. Самое важное, что благодаря этим поездкам, мы смогли посмотреть на жизнь вне столицы. Пейзажи по пути захватывали дух. Каждый раз мы не могли оторвать глаз от местных красот, которые для корейцев — обыденность. Везде поля (либо рисовые, либо кукурузные) и горы. Поражает слияние людей с природой. Домики местных жителей прекрасно сочетаются с окружающим пейзажем. Запоминающимся было и то, что посреди поля или вблизи гор мы частенько встречали два-три домика, где рядом бегали ребятишки. Никого до, никого после. Я старалась представить себе жизнь этих людей. В любом случае, вряд ли она у них простая. Также мы встречали одиноко работающих в бесконечных полях под палящими лучами женщин. Машин в их немногочисленных маленьких городках очень мало. В основном распространены велосипеды или волы, тянущие телеги. Почти у каждого дома есть небольшие участки с кукурузой или рисом.


В КНДР мы, конечно, не были предоставлены сами себе. За нами приглядывал куратор, русскоговорящий кореец, студенты-корейцы, а также работники посольства РФ. И со всеми нам очень повезло. Сотрудники посольства любезно брали нас с собой на море несколько раз, возили на различные мероприятия, помогали добраться до магазинов для иностранцев и прочее. Без студента, который за нас отвечал, наша поездка была бы совершенно другой. Парки аттракционов, аквапарк, дельфинарий, этнографический музей, музей Победы, музей изобразительного искусства и многое другое мы посетили только благодаря ему. Во-первых, он всегда интересовался, куда мы хотим поехать, и что посмотреть, передавал это куратору, который, в свою очередь, по возможности старался организовывать для нас поездки бесплатно. Во-вторых, без него во многие места в принципе нельзя попасть. Хотя, что уж там, даже на такси без сопровождающего не поездишь.

Будучи не туристами, нам удалось изучить город без сопровождений и особых ограничений. Несмотря на всю красоту природы, парков, садов, исторических мест и центра города, я, конечно, совру, если скажу, что люди живут без проблем. Перебои в электричестве, вода по часам, недостаток еды. Иногда на глаза попадались незанавешенные окна, за которыми мы видели крошечные комнатушки, где едва ли помещались диван, стол и шкаф, на стенах висели бельевые веревки и какие-то провода. Ночью освещается лишь часть районов, дороги за пределами Пхеньяна разбиты и т.д. А уж сколькими мифами и порой самыми нелепыми байками овеяна эта страна, не счесть. Над ними даже сами корейцы посмеиваются. Например, на досмотре в аэропорту таможенники в шутку кричали, что всех нас арестуют, чем очень веселили коллег и себя. Но, несмотря на все мифы и порой самые нелепые байки, которые крутятся вокруг этой небольшой страны, там живут обычные люди с обычными желаниями. И я надеюсь побывать там еще не раз.
Текст и фото: Щербакова Ольга, студентка МГИМО (У)




Отредактировано: Vediki977 - 24 фев 2016 15:22:06
  • +0.11 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!