Тред №1065444
новая дискуссия
Дискуссия
445
Первая мировая война обнажила сии сельскохозяйственные проблемы до предела.
Еще в конце 1915 года бюджетный комитет Государственной Думы, выражая интересы помещиков, протестовал против установления введенных тогда твердых цен на хлеб, закупаемый для армии. В июле 1916 года более реалистически мысливший Госсовет потребовал установления обязательных для всех максимальных цен на хлеб, которые были введены с 9 сентября. Эти «твердые» цены были выше летних цен, но уже вскоре они оказались ниже, чем поднявшиеся цены свободного рынка. Производители отказывались продавать хлеб по твердым ценам, и они почти нигде не соблюдались, даже при государственных закупках. 10 октября 1916 года на Особом совещании по продовольственному вопросу был выдвинут проект введения карточной системы, но он не был принят за отсутствием «технических средств» к выполнению.
Между тем, положение быстро ухудшалось; в октябре 1916 года было закуплено 49 млн. пуд., что составляло лишь 35% от запланированного количества хлеба, в ноябре – 39 млн. пуд (38%).
В ноябре командующий Юго-Западным фронтом А. А. Брусилов предупредил правительство о надвигающемся голоде в войсках.
В декабре того же года состоялось совещание в Ставке под председательством Николая II.
«На этом совещании выяснилось, что дело продовольствия войск в будущем должно значительно ухудшиться… – писал А. А. Брусилов в своей книге "Воспоминания". – Нам не объясняли причин расстройства народного хозяйства, но нам говорили, что этому бедственному положению помочь нельзя. Пока же солдатам в окопах вместо 3 фунтов хлеба в день стали давать 2 фунта, а в прифронтовой полосе – 1,5 фунта.Лошади почти не получали овса и находились в истощенном состоянии, поэтому артиллерия потеряла мобильность, и армия уже не могла наступать. В случае отступления такое положение должно было привести к потере артиллерии и обозов.»
В условиях стремительно надвигающейся хлебной катастрофы царское правительство было вынуждено 29 ноября 1916 года подписать постановление о введении продразверстки, которая, впрочем, с треском провалилась.
Наиболее опасным для властей было то обстоятельство, что на фронте заканчивались запасы продовольствия. В начале февраля на Северном фронте продовольствия оставалось на два дня, на Западном фронте запасы муки закончились и части перешли на консервы и сухарный паек».
Временное правительство тоже в своё время делало попытки решить продовольственную проблему:
Чтобы получить хлеб, уже с конца марта 1917 года была введена хлебная монополия. Все излишки зерна и фуража были объявлены государственной собственностью.
16 октября 1917 г. на заседании Предпарламента выступил министр продовольствия С.Н.Прокопович, который завил, что «хлебная монополия, несмотря на удвоение цен, в условиях бестоварья оказывается недействительной и… при данном положении дел для хлебных заготовок придется употреблять военную силу».
Таким образом, Временное правительство пришло к выводу о необходимости выполнения, введенной еще царским правительством, продразверстки уже с помощью продотрядов.