Цитата: Баламут от 11.03.2016 22:57:01Мангазея сдохла из за осваивания южносибирского торгового пути,будущего Транссиба и переключению экспорта на порты в Балтике, зачем огород городить? Кроме приведенных ссылок по "запрету всего и вся", надо бы добавить что мангазея была одним из портов с высоким контрабандный оборотом. Из за того что народец ее освоивший был с законом не сильно в ладах, то и часты были случаи расправы над государевыми людьми, притеснения и разбой. По этому сказки о " мангазейском хрусте булки" - не комильфо. Государство если не может что то контролировать - оно его запрещает. Это закон, и не только у нас.
Для примера - мелкобритания, бухт и портовых городков, имеющих возможность принимать иностранные корабли - масса, а разрешение на торговлю всего у нескольких десятков портов. Тоже у Франции, так же и у Голландии.
Южносибирский торговый путь
http://mega-russdom.narod.ru/planirovka_500.htm Примерно в середине XVI века через Урал прошел «Московский» путь. Через Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг Великий, Кай, Соль – Камскую, Чердынь и далее по Вишере, Велсу, затем волоком через Уральский хребет и дальше по рекам восточного склона Уральских гор – Ивделю, Лозьве, Тавде, Тоболу, Туре – до Тюмени и далее по Иртышу на Обь. Ну правильно, государство специально создавало этот сухопутный торговый путь, чтобы полностью контролировать пушную торговлю. Налоги с купцов нужно было брать, а для этого нужно контролировать объемы продаваемого товара. До этого пушнина шла Мангазейским Морским Ходом, и продажи невозможно было контролировать в принципе. Ведь купцам можно одно судно с пушниной отправить в Амстердам, а другое домой. Хотя делали еще проще. Русские купцы на острове Вайгач перегружали пушнину на европейские суда. Так что бизнес во все времена искал способы ухода от налогов, а государство во все времена перекрывало эти способы. Так и тут, государство нашло способ «подмять» пушную торговлю под себя.
Но возникает вопрос, Мангазея то тут при чем. Насколько я понимаю, именно Мангазея была отправной точкой Южносибирского торгового пути. С Енисея пушнина шла в Мангазею, а уже затем отправлялась по Оби. Это показывает хронология. Указ царя о запрещении морской торговли вышел в 1619 году, но Мангазея благоденствовала еще более 10 лет. Только с 30-х годов 17 века начался постепенный упадок Мангазеи. Почему? Открыли другие торговые пути с Енисея, а какие? Морем через устье Енисея, так нужна крепость в устье Енисея. Есть Дудинка, но она основана в 1667 году, а Мангазею перенесли на Нижнюю Тунгуску в 1672 году, когда старая Мангазея окончательно пришла в запустение.
1655 г. – по сообщению воеводы И. Саблина, в городе осталось на зимовку от 700 до 1000 звероловов. К середине 17 века промысловый зверь в Мангазее исчез.
Вообще то, история упадка Мангазеи не слишком важна. Я пытаюсь ответить на вопрос, почему эта крепость вообще возникла. Почему существовал Мангазейский Морской Ход. Посмотрите карту России.
http://euro-map.com/karty-rossii/karta-rossii-po-oblastyam.jpgВедь прямой ход по Енисею до Нижней Тунгуски не просто гораздо легче Мангазейского хода, но даже географически короче. Что, русские купцы были такими идиотами, что столетиями маялись и тащили суда по суше волоками, но даже не пытались найти более удобный водный путь. Ведь это же так просто, просто плыви вниз по Енисею и жди выхода в море.