СССР - мифы, реальности и опыт
557,533 2,874
 

  lucent ( Слушатель )
12 мар 2016 17:37:40
! Тред №1070731
Дискуссия  506

Дискуссия удалена
lucent
12 мар 2016 21:46:20

  • -0.55
ОТВЕТЫ (43)
 
 
  Удаленный пользователь
12 мар 2016 17:38:52
Сообщение удалено
стрелок
12 мар 2016 18:46:20
Отредактировано: стрелок - 12 мар 2016 18:46:20

  • -0.87
 
  Sinbad ( Слушатель )
12 мар 2016 18:53:19

Про товарища Королёва скажу. Посадили его за растрату народных средств (выделенных на другие дела) на авантюрно начатый проект не давший результата. Дело было самоочевидное и никакой политики. Замечу, что тогда он ещё не был легендарным конструктором, а лишь одним из многих. Неправильно это было? А как правильно?
  • +2.61 / 43
  • АУ
 
 
  Vaclav ( Слушатель )
12 мар 2016 18:58:45

Наставили на путь истинный, значит.Кабы не посадка - был бы вредитель и саботажник. Как, например, и Рокоссовский, которому, если бы вовремя ногти не повырывали, переметнулся бы при удобном случае к врагу. 

При этом, надо заметить, при рассказе о Королёве всегда указывают, что он программу полёта человека в космос - мирную, не военную - чуть ли не подпольно вёл. Вот и нецелевое расходование средств. 
  • -1.00 / 18
  • АУ
 
 
 
  Sinbad ( Слушатель )
12 мар 2016 19:13:22

Во-первых нецелевое расходование средств было на некую ракето-торпеду, к которой кто-то на словах пообещал сделать систему наведения, но не сделал, а без неё она нафиг никому не нужна была.
А во-вторых, даже в сытые и мирные времена никто не позволит ни учёному, ни конструктору тратить фонды на свободное творчество и делать, что Бог на душу положит. Посадят и сейчас (и не только у нас).
  • +1.46 / 20
  • АУ
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
12 мар 2016 21:43:09
Сообщение удалено

13 мар 2016 01:46:20

  • +0.02
 
 
 
 
  Vaclav ( Слушатель )
12 мар 2016 22:39:17
Сообщение удалено

13 мар 2016 02:46:20

  • +0.00
 
 
  Paul ( Слушатель )
12 мар 2016 19:01:28

Собственно - Туполев например тоже присел не зря, но - вовремя осознал, и как только выдал работу над ошибками - лучший средний бомбер Второй Мировой Ту-2, тут же был выпущен..
  • +1.92 / 32
  • АУ
 
 
 
  Medvedoc ( Слушатель )
12 мар 2016 23:47:19
Сообщение удалено

13 мар 2016 04:01:18

  • +0.43
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
12 мар 2016 19:07:44

Наказание за воровство и бесполезное растранжиривание государственных денег... То есть, как сейчас говорят, "за попил бюджета". И РНИИ уже во время войны разогнали за отсутствие результатов, только деньги государственные сосали! Кстати, Сергей Павлович меньше года отсидел. И, кстати, Вернер фон Браун в то же время гораздо больших успехов добился и первой в космос вылетела немецкая ФАУ-2  в 1943 (конечно по баллистической траектории, а не в орбитальный полёт, но в космос), но Клейменов и Королёв дальше своих ракет ГИРД, взлетевших аж на высоту в 80 метров не продвинулся, (после расстрела Клейменова и ареста Королёва шефство над РНИИ взял Ворошилов вместо Тухачевского и, о чудо, сразу появились реактивные снаряды для знаменитой "Катюши", а до этого ракетки на 80 метров ввысь запускали!) пока не получил Королёв данные фон Брауна и не скопировал его ФАУ-2 под названием Р-1. А вот дальше Сергей Павлович и вправду стал гениальным конструктором. Но для этого его пришлось посадить и потом ещё заставить поработать в "шарашке" Туполева. И дать в руки образцы и чертежи от Вернера фон Брауна. И Королёв опередил и затмил фон Брауна. Извините, но это факты, которые не отрицают даже официальные биографы Сергея Павловича.
  • +2.52 / 38
  • АУ
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
12 мар 2016 19:30:20

Никакого "о чудо" и никаких "реактивных снарядов для "Катюш"..........Быдло
Если будет возможность, ознакомьтесь с данной книгой....:
http://books.academi…30-1945+гг.
РС-ы начали разрабатывать именно как авиационное оружие....."высочайшее одобрение" и всяческое содействие  получили от Тухачевского в 1928г.
"В 1932г. Артуправление РККА приступило к опытным работам по проектированию 82- и 132-мм реактивных снарядов для вооружения самолётов....." Алкснис Ворошилову и Тухачевскому в письме от 31 марта 1935г. 
Первый раз применили во время боёв на Халхин-Голе.
И только с появлением "длинных РОФС" их передали в ведение "Гвардейских миномётных частей"....а ВВС и ВМФ стали ими снабжаться во многом "по остаточному принципу".
Кавычки
  • +0.58 / 11
  • АУ
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
12 мар 2016 19:58:16

Я в курсе. Только, вот беда, никакого особого эффекта РС, летящие из под крыльев И-16 в Испании, на Халхин-Голе и даже из под крыльев Ил-2 в Великой Отечественной - не имели. Вообще! Потому что летели куда угодно, только не в цель. Так, вспомогательное средство.  Потому и снабжали им авиацию по "остаточному принципу", что авиация ими в цель просто не попадала и зря расходовала очень недешёвые изделия! А вот эффективное их использование - это РСЗО БМ-13 "Катюша", которое накрывает площадь десятками снарядов, намного позже смерти Тухачевского было создано. Кстати, если кто не в курсе, фашисты свой "Небельверфер" создали раньше. Вообще в начале 30-х, И снаряды его так же использовались немцами в авиации и так же как и у нас с минимальным эффектом.  И, кстати, ни Королёв ни Клейменов, занимавшиеся жидкостными реактивными двигателями к твердотопливным РС не имели отношения от слова "вообще"!
Более того, до конца жизни Королёв имел стойкую неприязнь к твердотопливным двигателям и теперешние "Тополь-М", "Ярс", "Булава" и прочее - это скорее вопреки Королёву...
  • +1.57 / 23
  • АУ
 
 
  lwn ( Слушатель )
12 мар 2016 20:03:47
Сообщение удалено
ахмадинежад
13 мар 2016 00:31:20
Отредактировано: ахмадинежад - 13 мар 2016 00:31:20

  • +0.36
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
12 мар 2016 20:35:21

Точнее - безуспешно испытаны. Потому как с точностью попадания были проблемы. При этом, тогда авиационные пушки отсутствовали вообще, а точность попадания дорогущих эрэсов была на порядок ниже дешёвого бомбометания с пикирования теми же И-15. Так что про успешность испытаний - это несколько перебор. Как Вы думаете, почему во время Великой Отечественной вместо эрэсов под штурмовики подлвешивали кассеты с 2-килограмовыми кумулятивными противотанковыми бомбами? Потому что они имели копеечную стоимость и в сотни раз большую эффективность при борьбе с вражеской бронетехниой, тогда как 82мм эрэс в цель не попадал в принципе. Потому давайте не будем про применение в авиации, ладно? Был неудачный эксперимент, закончился пшиком. Спустя десятилетия были созданы более эффективные НУРСы, которые сейчас успешно используются. Но не тогда...
  • +0.69 / 10
  • АУ
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
13 мар 2016 00:28:50

Матчасть учите, а потом будите иметь что сказать 
Это по воздушным целям

Цитата: ЦитатаПервое в мире боевое применение нового ракетного оружия состоялось в 1939 г. При разгроме японских войск на реке Халхин-Гол с 20 по 31 августа успешно действовало первое в истории авиации звено истребителей-ракетоносцев. В его состав входило 5 истребителей И-16, вооруженных реактивными снарядами PC-82. 20 августа 1939 г. в 16 часов советские летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева вылетели на выполнение боевого задания по прикрытию наших войск. Над линией фронта они встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный ракетный залп с расстояния около километра и сбили два японских самолета.  Советские истребители-ракетоносцы участвовали в четырнадцати воздушных боях и сбили при этом тринадцать японских самолетов. Звено капитана Звонарева не потеряло ни одной машины.

Про ваши фантазии про бомбы ни имеют ни какова отношения к  истине  
На Ил 2 применялось 3 вида вооружений, пушечно пулемётное, бомбовое, РС И применение каждого вида вооружения  для точности рекомендовалось производить : 1 тип вооружения 1 заход По тому что углы атаки и дистанции применения разные А подготовка пилотов оставляла желать лучшего   И РС рекомендовано применять в залпе  
  • +0.17 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Савин ( Слушатель )
13 мар 2016 01:31:09
Сообщение удалено

13 мар 2016 05:31:19

  • +0.08
 
 
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
13 мар 2016 03:04:56

Вы не поверите, но фашисты намного чаще и эффективнее сбивали англичан и америкакцев эрэсами применяя их по плотному строю бомбардировщиков. Для этого и использовали, кстати. А у нас случаи сбития с помощью эрэсов практически единичны, потому как прицельность данного оружия была вообще никакой. И да, я тоже читал в мемуарах, что иногда сбивали! А мемуаров я прочёл много. Не только Покрышкина, Кожедуба, Ворожейкина, Гареева, Карпова но и ещё авторов 5, просто вспомнить не могу фамилий (Гареев - дважды Герой, Карпов - Герой - штурмовики, фамилии остальных названых мной асов должен знать каждый культурный русский человек, потому даже не поясняю)  Однако из пушек таки эффективнее получалось. А попасть в самолёт с дистанции в 1 км  неуправляемым эрэсом можно только при стрельбе по плотному строю самолётов, в противном случае это просто нереально. Ну не было прицельных приспособлений...
Пятеро совершили ракетный залп по группе самолётов и в 2 из них попали. Повезло. Как Вы думаете, почему уже году к 1943 у нас эрэсы были только на штурмовиках для стhельбы по наземным целям? Потому что на истребителях они были неэффективны. На штурмовиках, кстати, с прицельностью тоже были большие проблемы, но тут да, огневая мощь в совокупности и из них складывалась.
Ещё раз повторю, уже к 43 году на истребители эрэсы просто не ставили. Хотя увеличивали калибр и количество пушек. Ну а на Ил-2 было всего 4× РС-82 или РС-132. Потому про особый их эффект и говорить не приходится.
  • +0.53 / 5
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
12 мар 2016 20:34:59

Честно говоря выделенное на уровне выноса мозга, какие биографы подобное могут утверждать? Шокированный
Посадить с избиениями, это не помогает в подготовке гениального конструктора, а скорее способствует укорачиванию его жизни, что в итоге  получилась и мы не доставили человека на Луну. Хотя останься Королёв жив, я более чем уверен, мы бы были на Луне и сейчас там были бы уже наши базы.
А по поводу фон Брауна, не забывайте что немцы перед войной в двигателестроении обогнали всех, особенно в области реактивного движения, в это направление было привлечено огромное количество как инженеров, и выделялись большие средства. Как результат у немцев уже с 1944 года было немаленькое количество реактивных самолётов и ФАУ они как пирожки пекли. 
Трофеи помогли нам наверстать отставание, но говорить об черотежах и образцах как решающем факторе просто наивно, нам пришлось создавать целые отрасли промышленности, и научные школы, в этом деле как раз и проявилась гениальность Сергея Павловича, как организатора и человека способного брать на себя ответственность за принятие тех или иных решений.
  • +0.07 / 18
  • АУ
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
12 мар 2016 21:25:26

По выделенному. Никто и никогда не засвидетельствовал избиений Королёва. Сам он про это молчал. Учитывая его очень сложный характер, с тем же успехом он мог быть избит в камере сокамерниками или на зоне. ОН ничего по этому поводу никому и никогда не рассказал, даже жене. Всё написанное по данному поводу - исключительно домыслы и предположения. Факт, что посажен он был за дело, отсидел меньше года и абсолютно незаконно вопреки советскому законодательству был освобождён приказом Берии. Оцените, Берия освобождает от отбывания государственного преступника, виновногов "попиле" миллионов советских рублей! Вот же кровавый сатрап!
Насчёт баз на Луне - вторая версия, не было бы не только баз на Луне, но и великолепных твердотопливных стратегических ракет и вообще, стоимость одной базы на Луне для страны обошлось бы как 10 авианосцев (мы столько за всю историю не построили). Потому как жидкостные ракетоносители - очень недешёвое удовольствие, а экономическую отдачу от лунных баз мы бы получили годков этак через 100. И вообще, история не знает сослагательного наклонения!
Что касается приоритета немцев - я о нём и говорил - когда Королёв с Клейменовым пытались ракетоторпеды изобретать без системы наведения, для создания которой лет 30 потребовалось бы, немцы вовсю занимались практическими делами, у немцев в 1942 (18 июля) году в небо взлетел турбореактивный Ме-262, первый в мире серийный боевой турбореактивный самолёт, признанный многими авторами лучшим истребителем Второй Мировой. А мы использовали потом трофейные германские двигатели Юмо и купленные у англичан Нин и Дервент (только шильдик - этикетку на Нине заменили на климовский). Потому что немцы занимались практическими вещами и тратили государственные деньги на то, что требовало государство. Чтоб понять простую истину, что за государственные деньги надо разрабатывать то, что нужно государству, а не то, что восхотелось и потребовалось заключение Королёва.
Это не к тому сказано, чтоб Королёва унизить (он великий человек, глыба, родоначальник советской и мировой космонавтики!), а к тому, чтоб государство наше оберечь от необоснованных плевков!
  • +1.92 / 31
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
12 мар 2016 22:37:18
Сообщение удалено
Михаил,Кемерово
13 мар 2016 02:46:20
Отредактировано: Михаил,Кемерово - 13 мар 2016 02:46:20

  • +1.10
 
 
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
13 мар 2016 02:32:40

Разве я хоть одно плохое слово сказал про Лаврентия Паловича? Или, когда я поиздевался над попытками либероидов выставить его "кровавым сатрапом" это выглядело, как осуждение? Он и Иоффе выпускал под поручительство Капицы! Того самого Иоффе, который реально вредил и даже выпустил антисоветскую листовку с призывами к свержению советского строя. Он был очень грамотный и эффективный руководитель со сложных характером, но, таки, возглавляя НКВД (кстати он его всего 4 года возглавлял) реабилитировал кучу народа, того же Рокосовского, кстати. Что до Королёва, то последний попал на Колыму 21 апреля 1939 года, а  2 марта 1940 года уже оказался обратно в Москве. Именно во времена Берии, хотя таки да, арестован был при Ежове. В Москве повторный суд снизил ему срок с 10 до 8 лет и отправил работать в "туполевскую шарашку" ЦКБ-29, где он разрабатывал ракетные ускорители для бомбардировщиков, а не лес валил и не тачку катал... Ну а в июле 1944 года С. П. Королёва вообще досрочно освободили из заключения по личному указанию И. В. Сталина, Неслабо? Не решением суда, нет. Просто взяли и освободили! Наши либерасты забывают, что незаконным-то является освобождение осуждённого без решения суда, а отнюдь не взятие его под стражу!Веселый
  • +1.17 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 мар 2016 02:59:51

Во первых, признание считалось доказательством вины, 
во вторых, применение физического воздействия на допросах не  считался чем то плохим,
в третьих как то не принято было  расписывать все это в деле.
По делу он посажен или нет, это чисто Ваше мнение, ибо если все дела принимать за 100% истину, то тогда признавайте что Лаврентия Палыча расстреляли тоже по делу, как впрочем Ягоду, Ежова....

Вообщем Ваше личное мнение что избиений не было, чисто Ваше, я считаю что методами допросов и условиями отсидки жизнь Королёва была существенно сокращена.


Тогда и ваши расчёты про 10 авианосцев и 100 годиков, туда в "сослагательное наклонение".


У немцев в те годы хватало экспериментальных работ, которые не пошли в жизнь, именно массовость позволяла немцем отсекать тупиковые или просто не отвечающие текущим требованиям ветви.
Так что не стоит "восхвалять" посадку Королева, и не важно была она по делу или нет, пользы ему как генеральному конструктору она не принесла, а жизнь могла запросто отнять. 
И тут слова "незаменимых у нас нет", совсем ни к месту, заменить можно Ягоду, Ежова, Берию, а Королев или Туполев это продукт штучный, продукт гениальный, отсутствие которого на нужный момент, порой можно приравнять потери целой армии или корпорации.


ЗЫ: Я так понимаю, Ахмади решил на БПМ сделать дублера профильной ветки.Подмигивающий
  • -0.74 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
  starmextotsamyj ( Слушатель )
13 мар 2016 03:18:24

Такого не было.

МИФ -
«Признание - царица доказательств»
Краткое содержание мифа

Эта фраза иногда приписывается А.Я. Вышинскому (ген. прокурору СССР 1935–1939), иногда же ему приписывают то, что он якобы подвёл теоретическую базу под этот тезис. Как правило, используется в качестве «косвенного доказательства» того, что в сталинском СССР большая часть «политических» дел строилась на признаниях, выбиваемых из подсудимых, или для сравнения критикуемого режима со сталинским.

Примеры использования

«Для тех, кому фамилия Вышинский ничего не говорит, стоит напомнить, что этот главный режиссер страшных политических процессов 30-х годов успешно внедрял в теорию и практику постулат: признание - царица доказательств».1) «'Признание – царица доказательств'. Это крылатое выражение Андрея Вышинского, самого кровавого прокурора сталинских времен, прекрасно выучили израильские судьи, и вовсю применяют сей нехитрый принцип».2)

Действительность

В действительности эта фраза бытовала ещё в Древнем Риме. Царица доказательств (лат. - Regina probationum) - так в римском праве называли признание вины самим подсудимым, которое делает излишними все иные доказательства, улики и дальнейшие следственные действия.3)
Сам же Вышинский, как следует из его труда «Теория судебных доказательств в советском праве»4), придерживался противоположного мнения (дана выдержка из текста, приведённая вВикипедии):
«Было бы ошибочным придавать обвиняемому или подсудимому, вернее, их объяснениям, большее значение, чем они заслуживают этого… В достаточно уже отдалённые времена, в эпоху господства в процессе теории так называемых законных (формальных) доказательств, переоценка значения признаний подсудимого или обвиняемого доходила до такой степени, что признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой, являвшейся в те времена чуть ли не единственным процессуальным доказательством, во всяком случае считавшейся наиболее серьёзным доказательством, «царицей доказательств» (regina probationum).
…Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики. Действительно, если другие обстоятельства, установленные по делу, доказывают виновность привлечённого к ответственности лица, то сознание этого лица теряет значение доказательства и в этом отношении становится излишним. Его значение в таком случае может свестись лишь к тому, чтобы явиться основанием для оценки тех или других нравственных качеств подсудимого, для понижения или усиления наказания, определяемого судом.
Такая организация следствия, при которой показания обвиняемого оказываются главными и — ещё хуже — единственными устоями всего следствия, способна поставить под удар всё дело в случае изменения обвиняемым своих показаний или отказа от них».



http://wiki.istmat.info/%D0%BC%D0%B8%D1%84:%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2
  • +1.27 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
13 мар 2016 03:40:09

Бред несёте феерический и либерастный. Признание НЕ считалось доказательством вины, почитайте Вышинского, он как раз ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ заявлял!
Цитата: Цитата«Было бы ошибочным придавать обвиняемому или подсудимому, вернее, их объяснениям, большее значение, чем они заслуживают этого… В достаточно уже отдалённые времена, в эпоху господства в процессе теории так называемых законных (формальных) доказательств, переоценка значения признаний подсудимого или обвиняемого доходила до такой степени, что признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой, являвшейся в те времена чуть ли не единственным процессуальным доказательством, во всяком случае считавшейся наиболее серьёзным доказательством, «царицей доказательств» (regina probationum).

Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики. Действительно, если другие обстоятельства, установленные по делу, доказывают виновность привлечённого к ответственности лица, то сознание этого лица теряет значение доказательства и в этом отношении становится излишним. Его значение в таком случае может свестись лишь к тому, чтобы явиться основанием для оценки тех или других нравственных качеств подсудимого, для понижения или усиления наказания, определяемого судом.

Такая организация следствия, при которой показания обвиняемого оказываются главными и — ещё хуже — единственными устоями всего следствия, способна поставить под удар всё дело в случае изменения обвиняемым своих показаний или отказа от них».


(пока писал - starmextotsamyj меня уже опередил)
Применение пыток запретил и осудил тот же Берия в том же 1938 году, когда Королёв был арестован.
Далее, как раз Берия не менее важен для страны, чем Королёв. и намного более важен, чем Туполев. У того же туполева кроме довоенных бомбардировщиков ТБ-1,2,3 и всю войну модернизировавшегося Ту-2 и нету ничего. Ту-4 это полностью до гайки скопированный Б-29, а дальше уже последователи во главе с тем же Архангельским. Зато стоило "закрыть" Туполева, как зажатые им ученики развернулись во всю, получив самостоятельность! Сухой, Ильюшин, Микоян и Гуревич, Петляков! Все сразу образовали свои КБ! (один Архангельский и остался у Туполева, ну ещё Королёва к нему подсунули под конвоем). Так что давайте не будем тут про Андрея Николаевича Туполева! Он в отечественном авиастроении сделал много, Были рекордные самолёты, на которых Чкалов в Америку летал, был супергигант "Максим Горький" но реальные серийные его самолёты я перечислил.То есть не так много он для страны создал. Из его самолётов только Ту-2 и воевал... Сравним с Лавочкиным (ЛаГГ-3, Ла-5ФН, Ла-7 воевали, потом Ла-11 - этот уже в Корее воевал), Ильюшиным (штурмовики Ил-10 и Ил-2, дальний бомбардировщик Ил-4), Яковлевым (истребители Як-1,3,7,9, бомбардировщики Як-2 и Як-4), Петляков (истребитель "сотка" переделанный в пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжёлый стратегический бомбардировщик Пе-8, превзойти который смогла только американская суперкрепость Б-29, при этом Петляков погиб в январе 1942 года, иначе очень много бы создал). Про Микояна и Гуревича (МиГ) и Сухого думаю не надо говорить? Они развернулись уже после войны. Так что, при всём уважении к Андрею Николаевичу, не стоит переоценивать его вклад и ставить его на равне с Берией или Королёвым.
  • +1.16 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 мар 2016 03:55:26
Сообщение удалено
AndreyK-AV
13 мар 2016 08:01:19
Отредактировано: AndreyK-AV - 13 мар 2016 08:01:19

  • +0.09
 
 
 
 
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
13 мар 2016 04:24:22

На счёт выбивания показаний, так мне и в 80-е уголовники жаловались, что менты из них выбивали признание. Да и по делу Чикатило были расстреляны люди на основании самооговора (впрочим реально совершившие и другие преступления, которых вполне хватало на "вышку", так что отнюдь не невинные.
А то, что Ту-4 скопирован - сие однозначный факт. Почитайте воспоминания того же Марка Лазаревича Галлая, который его испытывал. Он оговаривался про показания например на манометрах в фунтах на квадратный дюйм и какие трудности для лётчиков представляло перевести это в уме в метрические единицы. И, да, чтоб полностью скопировать, пришлось целые отрасли промышленности перестраивать, но приказ Верховного был однозначен, что, раз не хватило мозгов создать своё - копируйте! И скопировали. И не стоит этим гордиться! Как не надо гордиться зарубленными на корню тем же Туполевым великолепными бомбардировщиками Мясищева и Т-4"Сотка" Сухого! Страна не получила эти самолёты "благодаря" пробивному таланту А.Н.Туполева, который в то время уже ничего не создавал, зато успешно "пробивал" в ЦК то, что создавали его ученики в его КБ, и при этом "давил" конкурентов...
Пы. Сы. Кстати и Т-4 "Сотка" и мясищевский бомбардировщик намного совершеннее и превосходят по своим показателям туполевский Ту-160, который приняли на вооружение в 1987, тогда как Т-4 "Сотка" можно было начать выпускать уже в 1975...
  • +1.07 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  ttiot ( Слушатель )
13 мар 2016 04:54:54
Сообщение удалено
ttiot
13 мар 2016 06:01:18
Отредактировано: ttiot - 13 мар 2016 06:01:18

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
  Mozgun ( Слушатель )
13 мар 2016 15:59:38

Фильм про это видел. Как мучились переводя в метрическую систему все детали, резьбы, и прочее - оно же там дюймовое было, крайне "корявые" в метрике цифры для производства, да ещё и ГОСТ наш куда девать?, ломали головы над переделкой манометров и прочего.
Фотоаппарат в штурманской рубке американцы забыли - его скопировали! Согласно приказа. Название не помню, под каким его у нас продавали потом..
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 мар 2016 16:03:25

Ещё раз, хватит нести бред  раз не хватило мозгов создать своё - копируйте! И скопировали, Верховный им за ВОВ должен в ноги поклонится, что сумели обеспечить выпуск того что было, ибо конструктора и производственники совершили немыслимое и за год, за год сумели восстановить производство на новых площадях и к концу 1942 года восстановили утерянный было авиапарк. Немцы думали что все, нет советской авиации, а она как феникс из пепла. 
Теперь про бред, копируйте, дескать ума не надо, приведу фрагмент из книги человека сведущего, притом то что касается только двигателяПодмигивающий  
Цитата: ЦитатаТеперь рассмотрим процедуру возможного воспроизведения «украденного» или купленного образца двигателя и возникающие при этом проблемы. Понятно, что первым шагом является разборка и обмер деталей — это просто.

   Затем — идентификация материалов. Если состав может быть «легко» определен спектральным способом, то при исследовании структуры материала уже могут возникнуть сюрпризы, например структура может оказаться неравноосной (направленной кристаллизации или даже монокристаллической), да еще и модифицированной какими-либо редкоземельными элементами.
   О композиционных материалах и говорить нечего. То есть воспроизведение подобной структуры материала требует разработки неизвестного специального техпроцесса и неизвестного спецоборудования, которого может просто не быть у занимающегося этим делом. Даже с «обычным» материалом может возникнуть проблема, как, например, при создании АШ-73ТК по замыслу копии двигателя для В-29. Оказалось, что лопатки турбокомпрессора наддува на американском двигателе сделаны из жаропрочных сплавов на основе кобальта, которого в СССР просто нет в нужном количестве.
   Далее, оказывается, что именно поверхностный слой основных деталей определяет долговечность двигателя, а получение нужной для этого структуры поверхностного слоя полностью определяется применяемой технологией изготовления, которая неизвестна (ведь технологической документации нет). Технология содержит много переходов, требует определенных режимов обработки, сложной неизвестной траектории режущего инструмента. Наконец, в заключение на поверхность наносятся специальные многокомпонентные покрытия и тоже по специальной технологии (температурный режим, выдержка и т. д.), которая тоже неизвестна. Наконец, примененные техпроцессы сварки и пайки тоже неизвестны. А если применялись новые техпроцессы, как например» лектронно-лучевая сварка? Тогда нужно начинать разрабатывать все с нуля.
   Замена материалов, упрощение техпроцессов тянет ia собой и изменение конструкции, а это — изменение силовой схемы двигателя, нагрузок и необходимость доводочных работ без гарантии результата.
   Наконец, после обмера деталей и синтезирования технологии встает отнюдь не простая проблема: а какова допустимая точность изготовления множества деталей, работающих сопряженно, в системе? По условиям задачи у нас нет этой информации: ведь мы имеем один образец и не имеем статистики разброса размеров при изготовлении. Допуски на изготовление, гарантирующие работоспособность конструкции, являются результатом длительной доводки и эксплуатации и потому составляют настоящее ноу-хау. Может оказаться, что мы не сможем обеспечить требуемую точность изготовления на имеющемся оборудовании. Известно, например, что немецкие топливные насосы и форсунки для дизелей фирмы MAN (Машиностроительный завод Аугсбург — Нюрнберг) практически невоспроизводимы вне их родины из-за прецизионности процессов изготовления. Известна и история лицензионного производства английского «Мерлина» в США на автомобильной фирме «Паккард» (выпущено 55 тыс. моторов), когда даже при наличии техдокументации пришлось американцам вызывать на помощь не только английских инженеров, но и рабочих при освоении мотора.
   Наконец, со всеми проблемами справились, мотор воспроизвели, он начал свою жизнь на самолете. И тут вскоре возникает проблема, которую просто копиист никак не сможет решить. Любой мотор постоянно проходит модернизацию — увеличивается его мощность, на основании опыта эксплуатации вносятся изменения в его конструкцию с целью повышения ресурса. Мотор «живет». Таким образом, мотор в конце своего жизненного цикла существенно отличается от первоначального прототипа. Для решения этой задачи нужен инженер, а не техник-копиист. Только тогда конструкторское бюро проектирования авиадвигателей становится состоявшимся. По сути, степень модернизации мотора {%% увеличения мощности, ресурса и экономичности) в течение его жизненного цикла является количественным критерием зрелости КБ.
   Для примера рассмотрим краткую историю развития одного из самых известных и удачных советских авиамоторов АШ-82. Как известно, прототипом этого мотора был лицензионный американский мотор воздушного охлаждения, однорядная девятицилиндровая звезда Cyclone («Циклон»), разработанный на самой именитой фирме Wright (Райт) мощностью 635 л.с., прототип которого мощностью 400 л.с. был разработан в 1926 г. В советском авиапроме он получил стандартное обозначение М-25, т. е. «мотор-25-я модель». Сборка этого мотора из американских комплектов началась на только что построенном пермском заводе им. Сталина (№ 19) в июне 1934 г. Станочное оборудование этого завода требуемой точности изготовления деталей тоже было закуплено в США. А в 1935 г. мотор уже начали собирать из деталей, изготовленных в Перми.
   Техническим директором завода, а фактически главным конструктором Аркадием Дмитриевичем Швецовым сразу же были созданы конструкторские группы для разработки модификаций этого двигателя. Очевидно, что мотор «Циклон» имел перспективу повышения мощности, т. е. был спроектирован «с запасом»: в среднем съем мощности с одного цилиндра следовало ожидать 100 л.с.
   Таким образом, можно было ожидать успеха в форсировании мотора по мощности по крайней мере до 900 л.с., а с постановкой второго ряда «звезды» — и до 1800 л.с. Также было ясно, что одним из ключевых элементов повышения мощности является воздушный нагнетатель, компенсирующий уменьшение плотности воздуха с увеличением высоты полета. В соответствии с этими задачами и были созданы три конструкторские группы из молодых конструкторов: группа однорядных звезд, группа двухрядных звезд и группа нагнетателей.
   Первой модификацией мотора, получившей индекс М-25А, было его форсирование по оборотам до мощности 715 л.с., осуществленное уже в 1936 г. Это было, по сути, простое использование первоначального американского задела, но и одновременно первая школа самостоятельного принятия решений, которых подсказать было некому. До какой мощности первоначальная конструкция позволяет форсировать мотор? Известно, что при увеличении подачи топлива мощность мотора растет пропорционально кубу оборотов. Но одновременно увеличивается и количество выделяемого тепла, крутящий момент на валу и динамические нагрузки от дисбаланса вращающихся масс. Нужен был успех, а риски этого успеха или провала целиком лежат на главном конструкторе. Ведь в случае неудачи дальнейшее движение по пути развития мотора могло быть остановлено директивным образом — примеров сколько угодно. В 1937 г. мотор был Форсирован до уровня мощности 775 л с. и получил обозначение М-25В. Это была начальная конструкторская школа освоения техники, проверки правильности расчетов нагрузок, отработки технологии испытаний.
   Первой самостоятельной модификацией швецовского КБ следует считать мотор М-62 (разработка 1937 г.) мощностью 1000 л.с., который вышел на мировой уровень по параметрам и успешно применялся на массовом истребителе И-153. Удача разработки этого мотора свидетельствовала, что КБ состоялось. Одновременно велись самостоятельные конструкторские разработки двухрядных звезд: вначале 18-цилиндрового М-25Д, позже получившего обозначение М-70, а затем 14-цилиндрового М-80. Диаметр (155,5 мм) и ход поршня (174,5 мм) оставались неизменными с «Циклона». Читатель должен обратить внимание на точность указания номинальных размеров (до 0,5 мм), а это говорит, что допуск на изготовление должен быть на порядок меньше (50 микрон), а мерительный инструмент — еще более точным.

Двухрядные звезды — это уже качественно другой уровень квалификации конструирования. При их создании возникают сложные проблемы, которые приходится решать самостоятельно. И здесь при создании мотора мы сталкиваемся еще с одной фундаментальной проблемой: любой дефект, поломка имеет системный характер, т. е. для понимания отрицательного «результата» необходимо построить логически правильную цепочку развития событий во времени, чтобы определить причину дефекта. Кроме того, поиск идет, как правило, при ограниченной объективной информации о поведении системы ввиду ограниченности штатных или даже специальных (на опытном моторе) средств измерений (особенно в довоенные годы). Определение причины дефекта требует самой высокой квалификации, методом «тыка» ни один мотор не довести до товарного состояния — слишком сложная система.

   Вот один из примеров. С форсированием по мощности мотора-прототипа М-25 начала проявляться тряска мотора, т. е. его корпуса, которая передавалась через подвеску и на самолет. Чем больше увеличивалась мощность мотора, тем сильнее была тряска. Происходила разбапансировка сил инерции, в результате чего возникали сильные динамические нагрузки на опоры ротора. Но где причина? При анализе оказалось, что при расчете уравновешивания сил инерции форсированного мотора, кроме массы вращающихся деталей, необходимо учитывать и присоединенную массу масла в полостях шатунных шеек [10].
   Какие дефекты были присущи звездообразным моторам воздушного охлаждения? Из их краткого описания и методов их устранения можно понять и сложность создания мотора. Малая плотность воздуха (в сравнении с водой) создавала проблему съема тепла и тем самым охлаждения цилиндров. Перегрев цилиндров и клапанов сопровождал всю историю моторов воздушного охлаждения. Эта проблема существенно усугублялась при постановке второго ряда звезды вслед за первым рядом, затеняющим этот второй ряд. Тот, кто видел эти моторы, наверняка заметил сложнейшую развитую систему ребер охлаждения цилиндров, которые увеличением площади теплоотдачи компенсировали малую плотность воздуха. Нужны сотни часов продувок десятков вариантов расположения ребер с измерением полей температуры, чтобы решить проблему (и то без гарантии). Например, для улучшения охлаждения был применен поворот головки цилиндра на 15° по отношению к вектору скорости набегающего воздуха. Это, в свою очередь, потребовало изменения кинематики классического клапанного механизма. Потребовалось разработать новые законы движения звеньев (рычагов, толкателей, тяг и др.) и профилей кулачков. Как мы увидим ниже, диаметр цилиндров авиамоторов более 160 мм не применялся именно из-за проблемы их перегрева. Количество выделяемого тепла в объеме цилиндра пропорционально кубу линейного размера, а съем тепла — только квадрату размера (площади). Этот «закон куба-квадрата», ограничивающий конструкторов, действует во многих технических системах. Учитывая многорежимность работы мотора и множество сочетаний высоты, скорости полета самолета, а также климатических условий эксплуатации (зима, лето), «настроить» пассивную систему охлаждения цилиндров для любого сочетания условий чрезвычайно сложно.
   Вторым серьезным дефектом звездообразных моторов явилась их склонность к заклиниванию втулки подшипника, так называемого главного шатуна (в «звезде» все шатуны, кроме главного, являются прицепными к последнему, а все усилие на коленчатый вал передается через главный шатун). Очевидно, что с увеличением мощности эта проблема также усугублялась. Одно время казалось, что она вообще не имеет решения и ставит предел развиваемой мощности. В 1940 г. в КБ Швецова пригласили из ЦИАМ специалиста по подшипникам скольжения С.Н. Куцаева. Далее мы даем слово участнику этих событий инженеру КБ В.В. Даровских: «Изучив характер износа втулки главного шатуна и шатунной шейки коленчатого вала, он предложил образующую втулки выполнить по гиперболе с мнимой осью вдоль оси шатунной шейки с переменным подлине подшипника зазором, увеличивающимся от середины к краям. Однако первые испытания не показали улучшения работы. Анализ показал, что увеличенные зазоры у концов втулки приводили к вытеканию масла из подшипника. Для обеспечения нормального маслоснабжения были поставлены боковые кольца с отверстиями и пружинами, а от проворота втулка была зафиксирована шлицами. Кроме того, было введено многослойное покрытие трущейся поверхности втулки: никель, медь, серебро, индий. Проблема была решена» [10]. В решении проблемы этого конкретного дефекта мы видим и некую общую методологию решения — комплексный подход.
   Не менее серьезными проблемами были задир поршней, износ цилиндров и колец, коробление седел клапанов, прогар выхлопного клапана. Решение этих проблем никто подсказать не мог — со всем этим справлялись конструкторы КБ. Простые копиисты стали бы в тупик при любом таком дефекте и запросили бы помощи из-за рубежа. Как вспоминал П.А. Соловьев, ставший преемником А.Д. Швецова в 1953 г.: «Вспоминается такой эпизод. Мы со Швецовым долгое время занимались бесступенчатой передачей для того, чтобы улучшить характеристики самолета, особенно для воздушного боя. Сделана была такая механическая передача: на валу вращается желоб, свернутый в кольцо. Одна половинка на одной стороне, вторая — на другой, а между ними ролик. И в зависимости от положения ролика идет передача с большего на меньшее и наоборот. А поскольку вы можете менять положение ролика бесконечно, то и этих передач получается бесконечно много. Сложные, конечно, устройства, но все-таки работали, на моторе работали. Я помню, как-то вечером поставили на испытания очередную конструкцию и произошла поломка привода, раскололся корпус, редуктор, шестерни высыпались, как из мешка. А договорились, чтобы я позвонил Аркадию Дмитриевичу, как только первую гонку сделаем. Я позвонил ему. «Ну как?» — «Так сломалась, сломалась крупно». — «А кто-нибудь пострадал?» — «Нет». — «Ну и хорошо. А чего ты расстраиваешься? Думал, обойдешься без этого вообще? Такого не бывает. Давай все это запломбируй, чтобы ночью не возиться, а с утра разбирайтесь, что произошло».(Соловьев П.А. О времени и о себе).
   Чем опытный инженер отличается от неопытного при разработке новой принципиально конструкции? Оба, по большому счету, ни черта не знают. Но… опытный инженер не боится, знает, что предстоит доводка (а любой эксперимент — это и вопрос, и ответ, лучше бы, конечно, только ответ), а неопытный-боится. И еще: опытный инженер быстрее учится на своих ошибках.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
13 мар 2016 19:18:05

Гм... В ножки кланяться и производственники должны были Сталину и Берии усилиями которых за год до войны были подготовлены площадки для эвакуации промышленности, залиты фундаменты, поведены коммуникации, оборудованы подъездные пути и промышленность эвакуированная не в чистом поле разворачивалась а на приготовленных для неё площадках. А вообще Правительство и промышленность одно дело делали, потому никто никому в ножки кланяться был не должен. К тому же Ту-4 копировали с Б-29 и тем более строили и испытывали уже ПОСЛЕ войны, потому как стране нужен был стратегический бомбардировщик - носитель ЯО, а его не было. Собственно говоря не было потому, что во время Великой Отечественной он и не нужен был, вполне хватало АДД и отвлекать ресурсы на разработку стратегического бомбардировщика сочли нецелесообразным. Так что тут не вина конструкторов (им никто не дал задание на проектирование) и не вина правительства (до разработки атомной бомбы бомбардировщик был не нужен, а развлекаться геноцидом местного населения путём ковровых бомбардировок подобно союзникам СССР не собирался, для точечных бомбардировок промышленных объектов хватало авиации дальнего действия под командованием Голованова.)
Что касается приведённой Вами цитаты по двигателям - да, я знаю, что родоначальники моторов жидкостного охлаждения - лицензионная копия мотора Испано-Сьюиза, а воздушного охлаждения - американский Райт. В начале реактивной эры реактивные (трофейные) двигатели Юмо, а потом - купленные в Англии Нин и Дервент. Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик испытатель СССР Микоян (сын члена Политбюро) как-то спросил у Климова, чем отличается РД-45 от Нин и Климов ему ответил, что вон там, табличка такая есть, шильдик, на Нине на ней написано Нин, а на РД-45 написано РД-45. Тем и отличаются!Веселый Ну а потом, на основе базовых образцов наши двигателестроители своё и разработали. А вообще без "Нин II" (РД-45Ф) знаменитый Миг-15 выглядел бы совсем по-иному. С двумя движками Люльки или Юнкерса в хвосте, более тяжёлыми в сумме. Впрочем, это уже виртуальность...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Mozgun ( Слушатель )
13 мар 2016 19:30:01


Скрытый текст
За 5 (пять) лет минимум. Сам живу в городе где большая часть заводов была развернута путем перевоза с других мест, и работаю на таковом. Старт переезда был в 37м, пуск первой линии электролизёров - 39й. И документы за подписью И.В.Сталина о переезде и развертывании в заводском музее лично видел. Музей правда уже закрыли "эффективные менеджеры", где теперь те приказы и наградные листы?...
ЗЫ: и когда я читаю неких блаженных про "СССР\Сталин не были готовы к войне! ваабще!!! не готовились!!! всё проспали!!!!" - то чёта я глумливо ржу и считаю таких альтернативно одарённых умищем - малолетними дурачками.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 мар 2016 20:29:56

За год такие вопросы не решаются, планы развития авиапромышленности росли вместе с пятилетками.
Дело Сталина было создать условия, чтобы фашисты не взяли Харьков, Ростов, Калинин, Новгород....., не бомбили заводы Москвы, Рыбинска, Ленинграда, Сталинграда....
Не выполнил, вот и пришлось во многом в голом поле разворачивать громадные заводы.... не надо фантазировать что площадки были полностью оборудованы и подготовлены, становись и работай, чаще всего дорога, небольшой заводик который и на цех эвакуированного не тянул....
И проблема размещения рабочих, чаще всего решалась бараками, а то и землянками.
Как всегда, за промахи высшего руководства расплачиваются все.  
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
13 мар 2016 20:53:00

Угу... "Кошка бросила котят - это Путин Сталин виноват!"©
Параллель не просматривается? Военные просрали нападение, нач. Генерального Штаба Жуков неизвестно чем занимался, армия сидела без средств связи, его непосредственные подчинённые типа Павлова не выполнили же его директиву и не развернули войска в боевые порядки, аэродромы у границы были заставлены самолётами и процентов 20% советской авиации погибла под бомбовыми ударами (остальная погибла в боях, потому как не было у авиации радиосвязи, не было организовано взаимодействие с наземными частями), то есть военные "сидели на попе ровно", армия благодаря их "деятельности" была небоеспособна, а виноват в том, что в армии творился бардак - гражданский Сталин? Которому военные рассказывали сказки, как сильна наша армия?. Который был ВЫНУЖДЕН возглавить оборону страны, после того, как военные "просраливсеполимеры" и жёстко контролировать военных. Ну не смешите, право слово!
Пы. Сы. А вот флот директиву Генштаба выполнил и был готов к нападению, в отличие от генерала Павлова. Пограничники были готовы и в отсутствие приказов и связи - переходили в наступление! (но пограничники являлись войсками НКВД и к армии никакого отношения не имели!) Так что свой обвинительный пафос направляйте в адрес непосредственных виновных - военных во главе с Жуковым и Шапошниковым. Между прочим там, где командовали Будённый и Ворошилов у фашистов с их окружениями "не сложилось"...
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 мар 2016 22:16:57

У... что за истерика?!Шокированный
ВГК отвечает за всё, и за победы и поражения.
Про Георгия Константиновича Жукова Вы претензии выставляйте Иосифу Виссарионовичу, чего это он его так привечал, аж до , заместителя Верховного Главнокомандующего. Ну не согласен он с вами действием. 
А насчёт котлов, вот был Будённый за отвод войск из под Киева, как впрочем до этого и Жуков, и того и другого Сталин снял с должностей, в итоге почти полумиллионная группировка Юго-Западного фронта оказалась в окружении.....
Может из за этого, и за остановку немцев перед Ленинградом, Сталин стал только больше уважать Жукова и вызвал его для спасения Москвы.
И это, пограничные войска, они всегда на передовой и показали себя блестяще,
а вот само НКВД не очень, уж очень много самолётов и танков оказалось без горючего и не укрытых.... 
Последнее понятно, идеологический приказ "войны не будет" от 14 июня, исполняли буквально, и НКВД бдело за этим, а вот Николай Герасимович поступил вопреки ему, по оперативной обстановке. Да и воспоминания он оставил.
Крутые повороты: из записок адмирала
Цитата: ЦитатаВ последние две недели перед войной было уже много явных признаков надвигающихся событий.

Когда я убедился, что не в состоянии доказать необходимость ряда оперативных мероприятий в Генштабе и у Сталина, добиться разработки плана оперативных готовностей для всех Вооруженных Сил, я решил делать самостоятельно для флотов то, что могу, и даже то, что иногда выходило за пределы моей власти. За несколько недель до начала войны я перевел флоты на учебные оперативные готовности с фактическим затемнением всех баз, что позволило перевести их на настоящую боевую готовность № 1 (когда я получил сообщение, не приказание) уже вечером 21 июня 1941 года — все флоты находились в полной боевой готовности, способные отразить и отразившие атаки противника в эту решающую ночь.

Все это я привожу в доказательство того, что Генштаб совсем не занимался флотскими вопросами, иначе от него поступили бы хоть какие-нибудь запросы или указания о боевой готовности флота. Не интересовалось и не давало никаких указаний и высшее руководство... Даже в канун войны, 21 июня 1941 года, я не был вызван никуда в правительство, а только вечером был приглашен в кабинет к Тимошенко, который информировал меня (и не больше) о том, что возможно наступление немцев в эту ночь. Судя по тому, что делалось в его кабинете, указания были здесь получены еще днем, но флот никто не считал своим долгом даже поставить в известность.

Доказательством того, что флот находился в достаточной боевой готовности, служит своевременное обнаружение первых налетов авиации немцев и отражение их без потерь в корабельном составе.

Когда в 3 ч. 07 мин. 22 июня самолеты противника совершили налет на Севастополь, я немедленно по телефону получил сообщение об этом и об отражении атаки немцев{27}. Мое донесение правительству было первым докладом о начавшейся войне. Вспоминаю, как недоверчиво отнеслись сначала к моему сообщению о фактическом налете авиации немцев.

А это воспоминания другого адмирала
Вместе с флотом
Цитата: ЦитатаПоскольку Северный флот по вопросам сухопутной обороны оперативно подчинен Ленинградскому военному округу, моей обязанностью было немедленно донести туда о происходящем у нас. Так и сделано. Командующий войсками округа генерал-лейтенант М. М. Попов находится, кстати, сейчас неподалеку: проводит учения в районе Кандалакши. Ответ на мою телеграмму получен незамедлительно, подписан начальником штаба округа: «Не давайте повода противнику, не стреляйте на большой высоте». Гадаю и никак не возьму в толк, что же это значит. Не стрелять, чтобы гитлеровцы не использовали сам факт стрельбы для конфликта? Или не стрелять, потому что большая высота?

На все мои запросы о положении и обстановке ничего определенного никто не сообщает. Понять это можно лишь так: извольте сложа руки сидеть у моря и ждать погоды. Нелепо и необъяснимо. Ведь гитлеровцы не сидят сложа руки.

Приходится на свой страх и риск снова проявлять инициативу. Перевожу флот своим распоряжением на оперативную готовность № 2.

18 июня. Посты службы наблюдения весь день доносят о так называемых неизвестных самолетах повсюду — от Полярного до Кандалакши. Один из этих самолетов обстрелян зенитчиками 14-й стрелковой дивизии, прикрывающей подступы к Полярному и Кольскому заливу, после чего скрылся в северо-западном направлении.

Обстановка неясная и тревожная. Люди настороже, хотя держатся спокойно. Шутки почти исчезли, в глазах напряженная внимательность, особенно когда открывают [24] стрельбу зенитные батареи и проносятся истребители, несущие непрерывный барраж.

Шила, как говорится, в мешке не утаишь. Все видят: перевод флота на повышенную готовность сопровождается большой приемкой оружия, боезапаса, продовольствия, сдачей учебных принадлежностей и всего имущества, ненужного для военного времени.

Предполагал, что получим кое-какие разъяснения непосредственно от командующего войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенанта Попова. Он сегодня прибыл в Мурманск. Отправился к нему вдвоем с членом Военного совета. Надежды не оправдались. Разговор шел о мероприятиях, не имеющих прямого отношения к тому, что происходит вокруг. Обсуждались и утверждались места строительства различных укреплений, аэродромов, казарм, складов и т. п. в условиях и по нормам мирного времени. О том же, как складываются отношения между Советским Союзом и фашистской Германией, командующий округом ничего не сказал. Вероятно, знает не больше, чем мы.

Печально. Ибо неопределенность — это и есть малоприятная перспектива попасть под внезапный удар.

Вечером Попов уехал в Ленинград. Проводили его до Колы. Угостил он нас на прощанье пивом в своем вагоне, тем и закончилась наша встреча.

Из Москвы также ничего определенного нет. Обстановка остается неясной.

19 июня. Получена директива от Главного морского штаба — готовить к выходу в море подводные лодки. Задача: наблюдая за боевыми кораблями вероятного противника, отразить нападение, если оно последует. Приказал рассредоточить лодки по разным бухтам и губам, с тем чтобы вышли в море немедленно, как только будет дан сигнал. Направил начальнику Главморштаба адмиралу И. С. Исакову доклад об изменении плана использования лодок на случай войны: лодки типа «щука» и часть лодок типа «малютка» послать в район морских сообщений гитлеровцев между северными норвежскими шхерами и Петсамо; остальные «малютки» направить для прикрытия входа в горло Белого моря. Обосновал изменение плана следующим: «малютки» имеют пониженную мореходность, район их действия более ограничен, чем лодок других типов, стало быть, они по своим данным более пригодны для прикрытия наших коммуникаций. А все [25] «щуки» целесообразнее, по-моему, использовать на морских сообщениях противника. Полагаю, что основной поток грузов и резервов для немецко-фашистских войск, расположенных на плацдарме против нас, будет направляться морем. Сухопутные дороги для этого мало приспособлены. Их всего две. Одна протяженностью шестьсот километров от Ботнического залива через всю Финляндию до Петсамо, другая — от Нарвика до Петсамо — проложена через Финмарк, но слишком узка. Снабжение по сухопутным дорогам потребует очень много автомашин, и конечно же гитлеровцы будут вынуждены производить перевозки морем, через норвежские шхеры, где конвои могут укрываться и отстаиваться в случае необходимости.

Дважды за сутки в главной базе объявлялась воздушная тревога. Сегодня фашисты летают не только для разведки. Один из их истребителей пытался напасть на И-153, но безуспешно.

Постепенно вводим в действие то, что должно в первую очередь обеспечить нужный нам оперативный режим на театре. Установлены дозоры на двух линиях, определяющих охрану подступов с моря к главной базе, а военно-воздушным силам вменено в обязанность производить авиаразведку вдоль побережья от мыса Нордкип до острова Харлова.

20 июня. Обстановка прежняя. Над Ваенгой пролетел и был обстрелян зенитчиками неизвестный самолет. Данные разведки еще раз предупреждают о накапливании гитлеровцами войск в приграничных пунктах — Петсамо, Киркенесе, Варде. Немецкий гарнизон Киркенеса насчитывает двадцать тысяч человек. Гитлеровцы решили избавить себя от лишних глаз: движение иностранных торговых судов от Тромсё до финской границы закрыто.

Сегодня в Полярном были командующий 14-й армией генерал-лейтенант В. А. Фролов и начальник штаба армии полковник Л. С. Сквирский. Части этой армии прикрывают границу вплоть до Кестеньги. На участке, примыкающем к району Мурманска, Полярного и Кольского залива, по-прежнему находится только одна 14-я стрелковая дивизия неполного состава.

Договорились, что армия для защиты этого участка выделит еще одну стрелковую дивизию, переброску которой в район Западной Лицы и Титовки должны обеспечить мы. [26]

21 июня. В течение суток над нашей территорией появились два фашистских самолета — один у полуострова Рыбачьего, второй в районе Териберки. Это значит, что гитлеровцы просматривают побережье Мурмана. Думаю, что они хотят выяснить, идут ли у нас перевозки из Белого моря и готовимся ли мы к отражению удара. Над Кольским заливом чужих самолетов не было, поэтому обошлось без воздушных тревог и стрельбы зениток.

Внешне — тишь да гладь. Вдобавок — хорошая погода. Не зная обстановки, а большинство не представляет сложности ее, трудно подумать, что мы накануне войны.

В Полярном находится на гастролях Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Сегодня вечером состоялся очередной спектакль этого театра. Показывали «Периколу». Когда мы втроем — член Военного совета Николаев, начальник штаба Кучеров и я — пришли в театр, зрительный зал был переполнен: всем хотелось посмотреть игру москвичей.

Наше присутствие сразу же было замечено.

«Похоже, что обстановка разрядилась, поскольку начальство здесь», — читал я на многих лицах.

Если бы это было так...

Играли артисты хорошо. На какой-то срок, следя за игрой, отвлекся от навязчиво-тревожных мыслей. То же самое, судя по репликам, испытывали Николаев и Кучеров. Да и всю дорогу на обратном пути из театра в штаб мы толковали о спектакле. Возможно, потому, что хотели заглушить тревогу в себе.

Возвратились — и действительность неумолимо напомнила обо всем.

Просмотрел за чаем вечернюю сводку. Привлекли внимание данные воздушной разведки. В течение дня были обнаружены: на подходах к губе Петсамо тральщики; в самом порту, на рейде, пятнадцать тральщиков; на рейде Варде — транспорт; в Перс-фиорде — транспорт. В общей сложности за сутки из Петсамо вышли восемь транспортов и вошли в гавань три транспорта, два рыболовных траулера, один сторожевой катер.

Пока размышлял над сводкой, принесли радиограмму особой срочности.

Николаев, Кучеров и заглянувший «на всякий случай» начальник управления политической пропаганды флота [27] Торик забыли и про спектакль и про чай, когда я начал читать вслух радиограмму. В ней сообщалось, что немецко-фашистское командование стянуло войска (около двухсот дивизий) к нашей границе и что с часу на час надо ожидать их вторжения на территорию Советского Союза. Нам предписывалось перевести все части флота на боевую готовность № 1.

Фактически флот уже в готовности. Остается, как только последует сигнал о всеобщей мобилизации, принять положенные по мобплану различные вспомогательные суда и помещения, а также принять запасников, приписанных к флоту.

Мало сил, недостаточно техники, но, по существу, мы готовы.

22 июня. Дата, памятная каждому советскому человеку, — начало войны с гитлеровской Германией. Ясно, что борьба предстоит беспощадная. Это смертельная схватка с фашизмом. Кто кого.

Приказание наркома Военно-Морского Флота о немедленном переходе на оперативную готовность № 1, переданное в адрес Военного совета, исполнено прежде всего сигналом по флоту.

А пограничные посты доносят: в течение только первых полутора часов сегодняшних суток уже шесть самолетов (четыре немецких, один финский и один неопознанный) появлялись над нашей территорией на высоте около тысячи метров{9}.

Другая директива наркома, адресованная Военному совету: к семи часам утра выделить для обороны горла [28] Белого моря две подводные лодки (тип не указан), эскадренные миноносцы «Грозный» и «Сокрушительный», эскадрилью морских бомбардировщиков МБР-2.

Стиснув зубы, ведем счет неопознанных самолетов, проносящихся за облаками над Кольским заливом вплоть до рассвета (по календарному времени суток). И вот около четырех часов утра первый раскатистый гул взрывов: в районе Полярного сброшены бомбы.

Гул взрывов слышали все. По городу засновали люди в поисках убежищ. Многие из тех, кому не обязательно оставаться здесь, кинулись, несмотря на ранний час, к стоявшим у причалов буксирам и пароходам, чтобы переправиться в Мурманск и оттуда выехать поездами в глубь страны. Всполошились артисты-москвичи. В течение двух часов из Полярного выбрался весь состав театра, позабыв взять декорации и реквизит{10}. Удивляться и досадовать не к чему: привыкнуть, вернее, приспособиться к бомбам сразу нельзя, для этого требуется известное время.

Отовсюду поступают донесения о фашистских самолетах, о неопознанных силуэтах надводных судов, о перископах подводных лодок. Береговые зенитные батареи и корабельная артиллерия то и дело ведут яростный, но все еще бесполезный огонь по самолетам: по чужим и по своим. Еще не умеют ни стрелять в боевой обстановке, ни различать типы самолетов.

На телефонные запросы нам отвечают из Главморштаба, что началась война, однако ничего другого пока сказать не могут. Тогда я запрашиваю относительно плана использования подводных лодок. И вдруг начинается перепалка. Главморштаб категорически настаивает, чтобы к входу в Белое море, вернее в горло Белого моря, были направлены большие лодки, то есть «щуки», а не «малютки». Никакие мои доводы не принимаются. Переговоры насчет лодок возобновляются несколько раз. Дело заканчивается тем, что Главморштаб категорически предписывает мне послать к горлу Белого моря «щуки», ссылаясь при этом на личное указание И. В. Сталина. Проще говоря, не сумев доказать свою правоту, мотивировали таким образом.

Не теряя времени, приступаем к массовой эвакуации детей и женщин из Полярного, а также из других гарнизонов. [29] Когда пароход «Ост», переполненный женщинами и детьми, отвалил от причала, послышался гул самолетов и на гавань из облаков посыпались бомбы.

Четвертое приказание наркома Военному совету принято в десять часов тридцать пять минут — выслать подводные лодки в район Варде с задачей вести решительную борьбу против боевых кораблей и транспортов противника, не допуская их к Варангер-фиорду. Одновременно сообщается, что объявлена всеобщая мобилизация. Начальникам пароходств и Главсеврыбпрома даны указания сосредоточить весь транспортный флот в портах, предназначенных быть пунктами для мобилизации. Аварийно-спасательные отряды ЭПРОНа, а также корабли морпогранохраны включались в состав флота.

Наконец из Москвы поступает пятое приказание: в связи с вражескими диверсиями в непосредственном тылу объявить военное положение в базах, укрепленных районах и секторах; установить строжайший режим пропусков; принять меры, необходимые для охраны тыла, особенно средств связи.

.....

В общем, теперь можно сделать вывод: хорошо, что неожиданность, которую мы ждали, не захватила нас врасплох.
  • +0.28 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Полячка ( Слушатель )
23 мар 2016 14:25:10

 А с какой целью разрушили авиапромышленность созданную в РИ?
  • -0.35 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
23 мар 2016 14:30:11

Шокированный
Закусывать надо.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Полячка ( Слушатель )
23 мар 2016 14:36:06

 Закусите, я не возражаю... и ответьте на вопрос.
 
  • -0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
23 мар 2016 17:15:23

Это не вопрос, а хмельной наброс.
  • -0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
23 мар 2016 17:24:39

Ну, например завод Дукс дал жизнь Мигу, то есть существует до сих пор. 
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  донна роза ( Слушатель )
23 мар 2016 15:07:31
Сообщение удалено

23 мар 2016 19:16:26

  • +0.42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  krizis2003 ( Слушатель )
24 мар 2016 15:11:20

Какую авиапромышленность?Улыбающийся Чего там было разрушать, обиделись иностранные смежники- и нет её.
  • -0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  starmextotsamyj ( Слушатель )
13 мар 2016 03:56:38

Туполев же всегда шел по уже однажды проторенной дорожке. Если проект его самолета не укладывался в требуемые параметры, то Туполев просто менял эти требования, пользуясь своей прекрасной организаторской и пробивной способностью, энергией и умением достичь поставленной цели. Конкурентная борьба для него означала в первую очередь борьбу политическую и бюрократическую. Во многом благодаря его усилиям было уничтожено КБ Мясищева, специализировавшееся на тяжелых скоростных бомбардировщиках. По сути он просто протащил Ту-95, хотя у конкурента была более совершенная и качественная разработка. В целом можно сказать, что тенденция проталкивания собственных разработок в ущерб общему авиастроению страны, консерватизм — были характерны всему управленческому аппарату ОКБ Туполева 
.http://topru.org/239…nosec-t-4/
  • +0.70 / 16
  • АУ