Кто для вас Николай II
994,070 9,074
 

  Vstarik ( Слушатель )
16 мар 2016 10:58:33

Тред №1072441

новая дискуссия Дискуссия  150

Определимся наконец что же в конце концов творилось землей, с земельными участками после отмены рабства или так называемого крепостного права.



Итак:
Самым ключевым вопросом из данных трех для России был во все времена вопрос о Земле.
Ибо реформы 1860-х гг. и последующая столыпинская аграрная реформа не сумели его решить.
Крестьяне после отмены крепостного права же хоть и получили личную свободу, но оказались в глубокой экономической заднице: им отдали половину помещичьих земель, за которые они должны были выплачивать государству огромные выкупные, отмена которых стала основным лозунгом крестьянских выступлений в 1905—1906 годах.

9 ноября 1906 года родили указ о разрешении выхода из общины.
Позже он был заменен гораздо более жесткими законами - от 14 июня 1910г. и 29 мая 1911 г. Они предусматривали уже не добровольный выход, а принудительную приватизацию наделов.

Механизм указа был следующим:
Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным крестьянам.


Уже в марте 1907 года крестьяне Костромской губернии в отправленном письме в марте 1907 г. в царскую Государственную Думу писали о необходимости:
Требовать отмены закона 9 ноября 1906 г., разрешающего выход из общины и продажу надельной земли потому что закон этот через 10–15 лет может обезземелить большую часть населения и надельная земля очутится в руках купцов и состоятельных крестьян-кулаков, а вследствие этого кулацкая кабала с нас не свалится никогда
(К вопросу, кто расплодил кулаков и создал предпосылку к так называемому раскулачиванию.)


В 1917 году в это дело вмешалось Временное правительство и предложило эсеровскую аграрную программу, сущность которой заключалась в социализации земли. Предполагалось изъятие земли без выкупа из частной собственности и товарного оборота в общественное достояние и передача ее в ведение центральных и местных органов народного самоуправления для последующего уравнительно-трудового землепользования.


Однако, это не соответствовало буржуазным чаяниям и в результате этого министра В.М. Чернова, предложившего данный проект, вынудили уйти в отставку, а его преемник правый эсер С.Л. Маслов во второй половине октября 1917 г. представил правительству другой земельный законопроект, предусматривавший сохранение частной собственности на землю, выкуп отчуждаемой помещичьей земли с сохранением помещичьих привилегий, что означало отказ от программы социализации земли, и усугубления основной массы крестьянства в том интересном положении, в которое они попали после 1861 года.

И получается что главный вопрос  для страны, Земельный вопрос, Временное правительство так и не решило.


Пойти на национализацию земли Временное правительство не могло, поскольку уже в 1916 г. половина всех землевладений была заложена и национализация земли разорила бы банки, которые к тому же в это время почти все были иностранными.

11 апреля 1917 года Временное правительство принимает закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам «законную охрану» их земель, получение арендной платы и даже возмещение убытков в случае «народных волнений». Таким образом Временное правительство, по сути, «консервировало» помещичье землевладение.

Одновременно Временное правительство отменяет запрет на куплю-продажу земли, введенный царским правительством в начале войны. Как следствие, «нестабильность, вызванная войной и революцией, привела к резкому росту спекуляций землей». Опасаясь, что земли они не получат, солдаты хлынули с фронта домой. Землю продавали по низким ценам иностранцам или делили малыми участками между родственниками и закладывали по бросовой цене в банках.
На хищнический сруб продавали леса, так что крестьяне нередко снимали стражу помещиков и ставили свою.

Ответом на реформаторские действия Временного правительства стало создание по инициативе крестьян земельных комитетов, действия которых под давлением «снизу» принимали все более решительный и радикальный характер.

Угроза восстания заставила Временное правительство 12 июля передать вопрос о разрешении сделок земельным комитетам. Конфликт был перенесен вниз, так же как и вопрос об арендной плате. В результате помещики организовались для борьбы с земельными комитетами, нанимали войска для охраны земли.


Вот вам и первые предпосылки к гражданской войне.

Неопределенная земельная политика Временного правительства дала основание полагать крестьянам, что землю они не получат.
И к концу апреля 1917 года крестьянские волнения охватили 42 из 49 губерний европейской части России. В ответ правительство затребовало от губернских комиссаров пресечь аграрные беспорядки любыми мерами, вплоть до применения против крестьян оружия.

В течение лета аграрные беспорядки делались все более и более ожесточенными, что объяснялось и сотнями тысяч дезертиров, хлынувших с фронта в деревню.
Управлявший Министерством внутренних дел временного правительства Церетели констатировал: Захваты, запашки чужих полей, снятие рабочих и предъявление непосильных для сельских хозяев экономических требований; племенной скот уничтожается, инвентарь расхищается; культурные хозяйства погибают; чужие леса вырубаются, заготовленные для отправки лесные материалы и дрова задерживаются и расхищаются. Одновременно частные хозяйства оставляют поля незасеянными, а посевы и сенокосы неубранными

А теперь внимание!

Далее крестьяне переключились с погрома помещичьих усадеб на погром «столыпинских раскольников» — хуторян.
Т. Шанин (английский профессор,создатель так называемого «крестьяноведения») писал: «Главная внутрикрестьянская война, о которой сообщали в 1917 г., была выражением не конфронтации бедных с богатыми, а массовой атакой на «раскольников», т.е. на тех хозяев, которые бросили свои деревни, чтобы уйти на хутора в годы столыпинской реформы».

Дальше шло по нарастающей.
В казачьих областях крестьяне приступили к «расказачиванию», ибо на майском Всероссийском крестьянском съезде министр земледелия Временного правительства Чернов заявил, что казаки имеют большие земельные наделы и теперь им придется поступиться частью своих земель. Это выступление было поддержано меньшевиками и эсерами в виде их массированной агитации за расказачивание.

Таким образом факты показывают, что, раскулачивание и расказачивание, инициативу которых обычно приписывают большевикам, были начаты задолго до их прихода к власти.

Деникин: Деревня замкнулась в узкий круг своего быта и, поглощенная «черным переделом», совершенно не интересовалась ни войной, ни политикой, ни социальными вопросами, выходящими за пределы ее интересов. Война отнимала и калечила ее работников, и деревня тяготилась войной. Власть препятствовала земельным захватам и стесняла монополией и твердыми ценами сбыт хлеба — и деревня невзлюбила власть. Город перестал давать произведения промышленности и товары — и деревня отгородилась от города, уменьшая и временами прекращая подвоз туда хлеба

Итог всего этого подвел В.И. Ленин: В крестьянской стране при революционном, республиканском правительстве, которое пользуется поддержкой партий эсеров и меньшевиков, имевших вчера еще господство среди мелкобуржуазной демократии, растет крестьянское восстание... Официальные эсеры... вынуждены признать, что через семь месяцев революции в крестьянской стране «почти ничего не сделано для уничтожения кабалы крестьян»... Ясно само собою, что если в крестьянской стране после семи месяцев демократической республики дело могло дойти до крестьянского восстания, то оно неопровержимо доказывает общенациональный крах революции, кризис ее, достигший невиданной силы, подход контрреволюционных сил к последней черте... все симптомы указывают... именно на то, что общенациональный кризис назрел...» 29 сентября 1917 г. В. Ленин «Кризис назрел».

Теперь, согласно вышеизложенного, можно со всей отчетливостью увидеть и проникнуться той обстановкой на сельском фронте, которая досталась большевикам в наследство от Временного правительства.
По сути, на время взятия власти большевиками в стране уже начала разгораться война за землю.
И если бы большевики не взяли власть в ноябре 1917 года и не начали проводить в жизнь декрет о Земле, то на просторах России началась такое рубилово всех против всех, что мало бы не показалось никому.
  • +0.03 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!