Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,785,670 45,046
 

  Vstarik ( Слушатель )
17 мар 2016 12:10:55

Тред №1072848

новая дискуссия Дискуссия  188

Из выступления генерал-лейтенанта Порфирия Логвиновича Романенко, командира 1-го механизированного корпуса:


«Я позволю себе высказать сомнения относительно трактовки тов. Жуковым характера и движущих сил современной наступательной операции. Я считаю, что эта трактовка была бы правильной для периода 1932–1934 гг., ибо она отражает тогдашний уровень военной мысли, основанный на сравнительно слабом насыщении войск техникой. Но с того времени многое изменилось. Опыт, имеющийся на Западе, подвергся анализу в докладе, но выводы из этого, на мой взгляд, сделаны неверные. Докладчик правильно констатировал, что германская армия осуществляла наступательные операции в основном механизированными и авиационными соединениями, но не показал, как конкретно это осуществлялось. Прежде всего я считаю необходимым обратить внимание командного состава на то, что решающим фактором в успехе германских операций на Западе явилась механизированная армейская группа Рейхенау. Это подвижное объединение было нацелено в направлении Намюр, севернее Седана, и разрезало фронт французской и бельгийской армий и в дальнейшем завершало окружение группы армий союзников, действовавших в Бельгии. Оно в конечном итоге и сыграло решающую роль в окончательном разгроме Франции.



Из этого я считаю необходимым сделать вывод,, что немцы, располагая значительно меньшим количеством танков, нежели мы, поняли, что ударная сила в современной войне слагается из механизированных, танковых и авиационных соединений, и собрали все свои танки и мотовойска в оперативные объединения, массировали их и возложили на них осуществление самостоятельных решающих операций. Они добились таким образом серьезных успехов.



Отсюда я считаю, что необходимо в связи с этим поставить и разрешить вопрос о создании ударной армии в составе трех-четырех механизированных корпусов, двух-трех авиакорпусов, одной-двух авиадесантных дивизий, девяти – двенадцати артполков. Полагаю, что если на внутренних и внешних флангах двух фронтов будут действовать две такие армии, то они сумеют сломить фронт противника, не дадут ему опомниться до завершения нашей операции и перерастания оперативного успеха в стратегический...



Против моего предложения будут возражать, но прошу учесть, что над данной проблемой я работаю уже несколько лет и, как мне кажется, основательно изучил ее. Если мы откажемся от применения ударных армий, состоящих из механизированных соединений и поддержанных сильной авиацией, то мы окажемся в тяжелом положении и поставим под угрозу Родину» ( Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1-2). Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г..)
Из http://glav.su/forum…age3587833


Нужно понимать, что данное предложение было поставлено в чисто теоретической плоскости. Вопрос о том, какие именно соединения и части должны включаться в механизированную армию по генералу Романенко естественно требовали уточнения и проверки практикой на учениях и естественно в боевой обстановке, но заметим, что основная мысль была верной и она основана на изучении опыта по применению немцами на западном театре военных действия 1940 года, это очевидно.

А вот, то что, она, эта мысль была проигнорирована руководителями НКО и Генеральным штабом, это то же очевидно.

Война же показала, что оптимальный вариант войсковой организации, это не застывшая структура, а это вариант, в котором заложено соответствие организационной структуры с сочетанием материальной возможности, а так же сложившейся обстановке и задачам войск в военной компании.

Например:

Весной 1942 г. приступили к формированию танковых армий, танковых, а вслед за ними и механизированных корпусов. Первоначальный состав танковых армий был смешанным: три танковых корпуса и две-три стрелковые дивизии. Эта организация оказалась достаточно совершенной для операций с незначительным отрывом танковых корпусов от пехоты.
Но когда окрепли настолько, что уже можно было производить глубокое проникновение танковых соединений в тыл противника, то от этой структуры отказались, ибо она сковывала маневр армии, поскольку стрелковые дивизии в этом случае неизменно отставали, а управление силами армии серьезно затруднялось. Неоднородность состава создавала не синхронность действий и вследствие этого мешала темпу наступления

Характер наших глубоких операций в 1943-1945 гг., начиная с контрнаступления под Сталинградом, потребовал отказа от смешанной организации танковых армий. Под Курском они были уже однородного состава (два танковых и один механизированный корпуса, истребительно-противотанковые, артиллерийские и другие части, органы тыла).
Однако заметим, что для выполнения тактических задач, наряду с танковыми армиями оставались и отдельные танковые и механизированные корпуса и бригады. Организационная структура танковых войск, да и не только танковых, была чрезвычайно гибкой. Она обеспечивала действие танков вместе с пехотой и самостоятельное применение больших танковых масс во взаимодействии с авиацией, структура которой тоже изменялась. Именно такой принцип организации и соответствовал именно тем маневренным формам борьбы, которые тогда применяли советские войска на полях сражений. Нужно ещё отметить и такой момент, что гибкость структуры не достигалась за счёт потери боеготовности войск, их не «разбирали» в процессе изменения штатов, войска на старой штатной основе выводились из боев, их заменяли формирования уже организованные и слаженные по новым штатам.


Мало того, скажу следующие, что, создав резервы, сделав гибким структуру Вооружённых Сил, умело и своевременно применяя эти резервы в нужное время и нужном месте, все это в совокупности, позволило Ставке ВГК достичь беспрецедентной степени изощренности при ведении боевых действий.

Ставка уже в конце 1943 года и начале 1944 года могла предпринимать одновременные либо следующие без перерывов друг за другом наступления по всему фронту от Баренцева до Черного моря. Во время зимней кампании 1944 года Красная Армия одновременно провела успешные наступательные операции в Ленинградской области, в Белоруссии, на Украине и в Крыму.


В летне-осенней кампании 1944 года Красная Армия провела успешные наступательные операции против немецких групп армий, пытавшихся удержать Белоруссию, южную Польшу, Румынию, Прибалтику, а позже - Венгрию и Балканы.


К началу декабря 1944 года это наступление охватило весь фронт от Балтийского моря до Будапешта и Белграда, выведя советские войска в Восточную Пруссию, Польшу и вглубь бассейна Дуная.
  • +0.56 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!