Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,785,798 45,046
 

  Vstarik ( Слушатель )
21 мар 2016 10:58:27

Тред №1074222

новая дискуссия Дискуссия  94

На основании только числовых значений летных ТТХ и характеристик вооружения самолёта, при решении его на применение по выполнению той или иной задачи, а так же при сопоставлении его с другими машинами такого типа же с позиции боевой эффективности достаточно легко произвести ошибочную оценку качеств оцениваемой машины. Нужно ещё знать предназначение машины и сравнивать с её подобными.
А предназначение машин авиации РККА в корне отличалось от немецкой авиации, ибо стратегия применения была совершенно другой.


Пример:
Серийные ЯК-3 появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгаре летних сражений 1943 года.
Главным назначением самолетов ЯК-3 было взаимодействие с сухопутными войсками.

ЯК-3 выполняли функции истребителей сопровождения бомбардировщиков ПЕ-2 и ИЛ-2.

Еще одной задачей был перехват, ибо для решения этих задач нужен был именно такой самолет, каким являлся ЯК-3, скороподъемный и скоростной перехватчик для малых высот. Время набора 5 тыс.м в среднем 4,1 мин. Вел борьбу с самолетами противника в основном на высоте до 5000 метров.
На этой высоте ЯК-3 имел наилучшие качества.

А вблизи земли ЯК, то есть, в основном, при сопровождении ИЛ-2, превосходил немца, так как немецкие аэропланы теряли скорость если пытались следовать за ним в крутом вираже.

Хороший истребитель «мессер», но эта «беготня» вокруг бомбардировщиков, на виражах, да ещё и на относительно малой скорости, совершенно не для него.(с) Кожемяко

Як-3 - вооружен одной мотор-пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБС (выпущено 197 самолетов), затем стали добавлять еще один синхронный пулемет (выпущено 4004 машины). Як-3 в воздушных боях на высотах до 5000 м превосходил Me-109G-2 и FW-190A-4, а как правило выше 5000 м воздушные бои и не велись.
В этом диапазоне высоты Як-3 догонял как FW-190A-4, так и Me-109G-2 в горизонтальном полете, на восходящем и нисходящем маневрах. В маневренном бою с истребителем Bf 109 Як-3 заходил ему в хвост уже с первого разворота на вертикали. На горизонтальном маневре Як-3 заходил в хвост FW-190A-4 - на втором вираже и Me-109G-2 - на третьем вираже. Як-3 с большим успехом вел бои, даже если истребители противника имели численное превосходство.

Сильными сторонами самолета ЯК были:
- простота его пилотирования.

– огневая мощь пулеметно-пушечного вооружения;

– большая горизонтальная скорость;

– большая скороподъемность;

– маневренность, позволяющая создавать численное превосходство в нужном месте или участке боя.

У немцев были слабенькие пулемёты. Только одно название, что «крупнокалиберный». Они нашу бронеспинку могли пробить только бронебойной пулей, простая не брала. Да, что там бронеспинку, если «мессер» открывал огонь с метров 200-300, да под острым углом, то немецкая пулемётная пуля не могла пробить даже рубашки «М-105-го» (движок (Vstarik)), пробивала только капот. Моё мнение о немецких пулемётах такое: они были более-менее эффективны только при стрельбе «в упор». На мой взгляд, даже один УБС в бою стоил больше этих двух немецких пулеметов.(с) Кожемяко

Что сказать про эффективность оружия? Это точность попадания снаряда, пули или ракеты с нормальной боевой дистанции, а так же разрушительная энергия одного снаряда (е), наибольшая скорострельность оружия (i) и начальная скорость снаряда, пули (Ао нулевое). Эффективность боевого применения оружия можно выразить формулой,

q (1,2) =e • i • A0 в квадрате, где q1– эффективность оружия с нормальной боевой дистанции , q2 - в упор до 15 метров.


Подсчитано, что:

немецкая пушка MG FF калибра 20 мм имеет: e=73,5, i=500 выстр/мин, A нулевое=600 м/сек, q1=8,57, q2=23,8;

немецкий пулемет MG17 калибра 7,92 мм имеет: e=5,93, i=1200 выстр/мин, Aо=785 м/сек, q1=2,63, q2=4,27 ;

советский пулемет УБ калибра 12,7 мм имеет: e=34,2, i=860 выстр/мин, Aо=1000 м/сек, q1=q2=17,7 ; (интересный момент q1 = q2, что говорит о высокой кучности стрельбы)

советский пулемет ШКАС калибра 7,62 мм имеет: e=4,91, i=1800 выстр/мин, Aо=825 м/сек, q1=3,61, q2=5,31 ;

Итак:
На нормальной боевой дистанции советский пулемет УБ имеет в 17,7 : 8,57=2,07 раз большую эффективность, чем немецкая пушка MG-FF.

В итоге пулемет УБ калибра 12,7 мм оказываетя в два с лишним раза эффективнее, чем немецкая пушка MG FF калибра 20 мм.

На нормальной боевой дистанции советский пулемет ШКАС имеет в 3,61 : 2,63=1,37 раз большую эффективность, чем MG-17.


20-мм пушка MG-FF (в начальный период войны она устанавливалась практически на все немецкие истребители) обеспечивала снаряду начальную скорость всего лишь 600 м/с и годилась только для ближнего боя. В ходе войны ее почти повсеместно вытеснила пушка МО-151/20, начальная скорость снаряда которой возросла до 785 м/с. Но и здесь есть свои тонкости. Оказывается, такая начальная скорость обеспечивалась лишь осколочному снаряду массой 92 г. Обычные же зажигательные и трассирующие снаряды (без взрывного заряда) имели массу 115-117 г, а следовательно, их начальная скорость была гораздо меньше и составляла всего 705 м/с.

И ещё, у самой мощной немецкой 30-мм пушки МК-101 начальная скорость снаряда составляла 900 м/с. Однако этот параметр соответствовал 330-граммовому снаряду. Стандартный же 530-граммовый снаряд эта пушка выбрасывала со скоростью лишь 700 м/с . А в связи с тем, что боекомплект самолетов зачастую включал снаряды разного назначения (осколочно-фугасные, бронебойные и т. п.), имеющие разный вес и баллистические характеристики, то кучность огня, а следовательно, и его эффективность резко снижались.

Фронтовым опытом замечено, что
нигде так остро не ощутима глубокую связь маневра с огнем, как в особенно борьбе с бомбардировщиками типа «Ю-88», «Хе-111» и другими, имеющими круговой обстрел.

Если на них пойдешь прямо — сверху, снизу, сбоку, под разными ракурсами и строго в хвост — без предварительного маневра, то тебя всегда будет подстерегать опасность быть сбитым. У бомбардировщиков в строю (а они, если только не идут на разведку, всегда летят строем) очень сильная огневая зашита. И вот здесь огромную роль играет маневр.

Истребитель выходит на параллельный с бомбардировщиками курс, соблюдая интервал, который не давал бы возможности вражеским стрелкам вести огонь по машине. В это время на истребитель обращено внимание всех стрелков противника. В какой-то момент резко, с большим креном, пилот доворачивал машину в сторону бомбардировщиков и тем самым лишал возможности прицелиться по машине. Но, чтобы не врезаться во вражеский самолет пилот как говорят летчики, дает «обратную крену ногу». И истребитель уже не приближался к бомбардировщику, а как бы скользит почти параллельно с ним, и нос истребителя направлен в ближний мотор вражеской машины. Нужно стараться в этот момент скольжения поймать втулку винта ближнего мотора бомбардировщика в перекрестие прицела и сейчас же нажать на гашетку.

Сложность и трудность этого маневра заключаются в том, что малоопытный летчик при неточном выполнении скольжения может легко столкнуться с бомбардировщиком или подставить свой самолет под его огонь. Но зато этот маневр обеспечивает точность поражения. Он имеет, с точки зрения стрелковой, ещё одно преимущество: в силу углового перемещения пули прошивают не только ближний мотор, в который прицеливаешься, но одновременно и кабину, и второй мотор, и бензобак.

Маневр скольжения эффективен при атаке сбоку, под углом не более 45°, иначе не получится движение на параллельных курсах с направленным на бомбардировщика носом истребителя.

При стрельбе по «Ю-87» лучше всего заходить сзади снизу и стрелять с кабрирования, так как при этом имеешь перед собой большую цель: самолет перед тобой в развернутом виде. Если находишься на расстоянии 25—50 метров и угол кабрирования 20—30°, то целиться лучше всего во втулку винта вражеского самолета. Здесь не требуется особых расчетов. В этом случае огонь наверняка поразит самые уязвимые места «Ю-87» — мотор, кабину, бензобаки. Это наиболее безопасная позиция — истребитель никто не будет обстреливать.

Хороший истребитель «мессер», но эта «беготня» вокруг бомбардировщиков, на виражах, да ещё и на относительно малой скорости, совершенно не для него.
«Мессера» занимали позицию сверху и ждали, (то есть наблюдали, как «мочили» или разбивали строй у их подзащитных, с целью помещать прицельному выполнению бомбометанию (Vstarik)) пока мы разобьёмся на пары для преследования разбегающихся немецких бомбардировщиков. Вот на преследовании они нас и атаковали. Бывало и успешно. Увлечется наш летчик погоней и не замечает немецкой атаки.
(с) Кожемяко

История развития истребителей Як на 1939—1945 гг. дает впечатляющую картину большой последовательной работы по их совершенствованию от типа к типу. За 1941-1945 годы было построено более 40 000 самолетов "Як":
35 086 истребителей Як-1, Як-7, Як-9 (Т, ТД, Д, ДД, П, Т, К, Р ), то есть десятки его вариантов и модификаций, Як-3;
4955 учебных самолетов УТ-2, применявшихся и как боевые;
380 связных и транспортных самолетов Як-6.
Отметим, что схемы их были в общем одинаковы, размеры — также, конструкция — смешанная, с постоянными улучшениями, часто мелкими, но в сумме дававшими эффект. Все время вносились улучшения в аэродинамику самолета, позволявшие снижать сопротивление, и вносить улучшения в конструкцию, снижавшие ее массу. Поэтому даже при возраставшей мощности двигателей, при усилении вооружения, увеличении дальности полета масса самолетов, пустого и полетная, за все годы оставалась в общем стабильной, а в последнем типе Як-3 была даже значительно снижена.

Летные показатели росли неуклонно, а некоторые — даже высокими темпами. Так, например, набор высоты за боевой разворот возрос с 900 м для Як-1 до 950—1350 м для Як-9 и до 1200—1500 м для Як-3. Скорость на высотах возросла с 600 до 720 км/ч, время набора высоты 5000 м снизилось с 5,4 до 3,5 мин, потолок возрос с 10 до 11,8 тыс. м, а время виража при всем при этом не увеличивалось.
Все это говорит о том, что на всем протяжении летной истории ЯК(а), начиная с 1939 года, постоянно шла непрерывная работа по совершенствованию данной машины, в соответствии с запросами фронта и, что особенно немаловажно, в соотвествии с возможностями нашей промышленности на данный период времени
Отредактировано: Vstarik - 21 мар 2016 11:00:36
  • +0.53 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!