На фоне миллиона доказательств, что до 2014 года уровень образования только падал, данная картинка вызывает искреннее недоумение.
Попробуем разобраться.
Сначала по рейтингам школ.Надо просто знать, как определяются лучшие школы.
http://vid1.rian.ru/ig/ratings/metod_500_2015.pdf(Очень кратко: численность учащихся никак не учитывается, а достижения берут по валу. Жуткая школа-монстр всегда будет выше маленькой школы из сплошных отличников. Именно в 2014 году Москва преуспела в создании школ-монстров с числом учеников исчисляемом тысячами.)
Берём обычную московскую школу.В школе 250 девятиклассников, один (
0,4%) призёр региональной олимпиады,
половина девятиклассников двоечники ( не выполнили рекомендуемую ФИПИ норму баллов на ОГЭ по математике - не перешли порог в 8 баллов).
В московской школе 10 % сдали ОГЭ на пятёрки и 30% на 4 и 5.
Берём отличную школу из Урюпинска.В школе 25 девятиклассников, каждый пятый (
20%) призёр региональной олимпиады,
все девятиклассники отличники.
В урюпинской школе все сдали ОГЭ на пятёрки.
Определим победителя:
Московская школа получает 1 балл за призёра + 0,7*25 + 0,7*25*0,75 + 0,7*20*0,5 + 0,4*30*0,25 по результатам ОГЭ. Это = 17,5+13,125+7+3=40,625
ИТОГ: 41,625
Периферийная школа получает 5 баллов за своих призёров и 0,7*25=17,5 баллов по результатам ОГЭ.
ИТОГ: 22,5
«Естественно», за явным преимуществом побеждает московская школа.Теперь по поводу результатов ЕГЭ по трём предметам.Рассмотрим только средние столбики -- причины роста везде одинаковы.
Итак в 2015 году 30% выпускников Москвы набрали 220 баллов по трём предметам, а в 2010 году таковых было вдвое меньше. Попробуем сравнить эти достижения.
Поскольку средние баллы по русскому всегда на десяток баллов выше, чем в среднем по другим предметам, то 80 баллов из этих 220 отдадим на русский и по 70 на обществознание и физику. Вместо физики и обществознания можно подставлять и другие предметы.
Вот
здесь данные за 2010 год.
Выше 80 баллов по русскому набрали 3,5% выпускников.
Выше 70 баллов по математике набрали 3,9% выпускников.
Выше 70 баллов по обществознанию 9,8% от числа сдававших - 4,8% от общего числа.
Выше 70 баллов по физике 5,5% от числа сдававших - 1,2% от общего числа
Выше 70 баллов по истории 10,8% от числа сдававших - 2,1% от общего числа
Выше 70 баллов по биологии 4,2% от числа сдававших - 0,7% от общего числа
Выше 70 баллов по химии 7% от числа сдававших - 0,6% от общего числа
Выше 70 баллов по английскому 12,7% от числа сдававших - 1,1% от общего числа
Выше 70 баллов по информатике 12,2% от числа сдававших - 0,8% от общего числа
Остальные предметы сдавало мало выпускников - отдадим на них заведомо много 1%.
ИТОГО: 19,7% имели достаточно баллов по одному предмету или в 3 раза меньше - 6,6% по трём предметам. Учитывая, что часть результатов "ушла" с теми, кто 220 не набрал, получаем - примерно 5% по России набрали 220 и выше по трём предметам.
На всякий случай трансформируем итоговый результат в 7% +/- 3%.
В Москве 14,4%, что говорит о значительном превосходстве москвичей над средним результатом по стране.
Что изменилось в 2015 году? Здесь и
здесь данные о количестве ответивших на все вопросы ЕГЭ по русскому языку в 2010 и 2015 году. Подсчёт показывает, что оба раза на каждый вопрос ответили, в среднем, 71% выпускников. Вывод: ученики 2010 и 2015 года сдавали русский приблизительно одинаково.
Неужели мы на самом деле присутствуем при рождении чуда?Увы, всё объясняется гораздо проще. Шкалу просто поменяли.
Более 80 баллов в русском выставляли в 2010 году при потере 16% баллов от количества вопросов первой части, а в 2015 году более 80 баллов получали даже при потере 29% баллов. Только этим объясняется увеличение в район
20% (
от 3,5%) количества восьмидесятибалльных результатов по русскому. При таком количестве ошибок в 2010 году едва набиралось 70 баллов.
Аналогично поступили и по другим предметам.
Так по математике набирали выше 70 баллов в 2010 году потерявшие 47% первичных баллов, а в 2015 потерявшие
56% первичных баллов.
Только этим объясняется увеличение до
12% ( от 3,9 ) количества семидесятибалльных результатов. При таком количестве ошибок в 2010 году едва набиралось 60 баллов. Разногласия по каждому предмету 10 баллов.
Глобальный вывод:
220 баллов 2015 года соответствуют 190 баллам 2010 года. Как ни странно именно эти баллы тоже приведены на картинке.
35% в 2010 году набирали 190 баллов, а в 2015 году 30% показали такие же результаты. Падение налицо.