Алкогольная борьба: правая рука государства не знает, что делает левая?Источник:
http://health.ej.by/health/2016/03/25/alkogolnaya-borba-pravaya-ruka-gosudarstva-ne-znaet-chto-delaet.htmlЗапрет продажи алкоголя ночью и сокращение отгрузки спиртного на внутренний рынок – такие меры прописаны в Программе на 2016-2020 годы. Это выглядит слегка комичным, ведь совсем недавно властями были приняты прямо противоположные решения.
Запрет продажи алкоголя ночью и сокращение отгрузки спиртного на внутренний рынок – такие меры прописаны в Программе на 2016-2020 годы. Это выглядит слегка комичным, ведь совсем недавно властями были приняты прямо противоположные решения.
Видимо, Минздрав и МВД не оставляют попыток сражаться с алкогольным лобби, на стороне которого сейчас играет даже сам президент. По крайней мере, им удалось внести некоторые антиалкогольные меры в Госпрограмму «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы (в структуру документа входит подпрограмма ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“).
Некоторые из мероприятий, прописанных в Госпрограмме, входят в прямое противоречие с действиями местных властей и Минторга по активизации продаж в Беларуси отечественного алкоголя (см. в конце материала).
Сократить продажи в БеларусиТак задачей, позволяющей в ближайшие пять лет предупредить и преодолеть пьянство, в подпрограмме провозглашено «снижение объемов потребления населением алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива». Для этого нужно ежегодно сокращать объемы отгрузки на внутренний рынок алкогольной продукции. Составители документа предлагают производителям алкоголя переориентироваться с внутреннего на внешние рынки.
Кроме того, документом предусмотрено в 2017-2018 годах установить единое время реализации алкогольной продукции в объектах торговли с 9.00 до 22.00.
Множество иных мер, фигурирующих в Госпрограмме, также являются давно обсуждаемыми, однако почему-то до сих пор не реализованными. Например, планируется полностью запретить рекламу слабоалкогольных напитков и пива в средствах массовой информации.
В очередной раз будут «прорабатывать вопрос целесообразности» ограничения числа магазинов, торгующих спиртным. Впрочем, в этом пункте отмечено, что таких магазинов должно быть не менее одного на 5 тысяч человек населения. Также предлагается продавать алкоголь только в изолированных отделах, если магазин имеет площадь более 1,5 тысячи кв. метров.
Остальные пункты в подпрограмме сформулированы еще более осторожно и расплывчато. Например, «разработка экономического обоснования направлений и инструментов нормативного правового регулирования оборота алкогольной продукции».
В Минске построят центр «Наркология»Если на практике снизить потребление алкоголя все-таки не получится, тогда придется активней реализовывать вторую часть подпрограммы, предполагающую эффективное лечение наркологических и психических заболеваний.
Так, в 2017-2020 годы планируется построить в Минске клинический центр ”Наркология“, который обойдется местному бюджету в 254 млрд рублей. В это же время будет капитально ремонтироваться и модернизироваться 8-й лечебный корпус РНПЦ психического здоровья, на это потребуется 81,3 млрд рублей (правда, источник финансирования не указан).
Согласно документу, в больницах планируется организовать работу отделений медицинской реабилитации лиц, страдающих синдромом зависимости от алкоголя и психоактивных веществ. Для этого проведут «реструктуризацию коечного фонда в государственных организациях здравоохранения, оказывающих стационарную наркологическую помощь».
Будут разрабатываться новые методы терапии и реабилитации соответствующих пациентов.
Иные меры в подпрограмме направлены на социализацию пьяниц, помощь их семьям, на пропаганду здорового образа жизни и так далее.
Информация по делуАлкогольное лобби стало возвращать утраченные позиции после совещания у президента в августе 2015 года, где Александр Лукашенко раскритиковал правительство за экономические проблемы в алкогольной отрасли. Президент потребовал, чтобы до 15 сентября абсолютно вся произведенная алкогольная продукция была поставлена в торговые сети. Продукция должна находиться не на складах, а на прилавках магазинов, сказал глава государства.
После этого в Минске и Гомеле отменили запрет на продажу алкоголя ночью.
В конце августа 2015 года появилось постановление Минторга, обязывающее объекты общепита в два раза увеличить число наименований алкогольной продукции отечественного производства. К примеру, рестораны класса люкс должны иметь 23 наименования белорусской водки. Если заведение общепита реализует виноградное вино, то теперь оно обязано предлагать посетителям также и вино плодово-ягодное.
В сентябре 2015 года Мингорисполком и Министерство торговли отправились с рейдами по торговым точкам, проверяя полноту ассортимента и выгодную выкладку на полках белорусской водки и вина.
Вскоре некоторые торговые сети (в первую очередь, «Доброном») попали под санкции Минторга из-за задолженности перед поставщиками алкоголя и табака.
Еще одно постановление ведомства снизило наценку на алкогольную продукцию в объектах общепита, а позже вышел документ, позволяющий снижать цены на белорусский алкоголь в магазинах Duty free.
В марте 2016 года появился проект декрета, который снимает ограничение на количество маркированной белорусскими акцизными марками алкогольной продукции, которая перемещается и хранится физическими лицами.