Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,785,983 45,046
 

  Vstarik ( Слушатель )
27 мар 2016 03:56:23

Тред №1076753

новая дискуссия Дискуссия  110

...Вопрос о нефти есть жизненный вопрос, ибо от того, у кого больше будет нефти, зависит, кто будет командовать в будущей войне. От того, у кого больше будет нефти, зависит, кто будет командовать мировой промышленностью и торговлей. Нефть... является жизненным нервом борьбы мировых государств за преобладание как во время мира, так и во время войны И.В. Сталин. 1927 год


Германия вступила в борьбу за нефть в начале XX в. Крупные банки под патронажем кайзеровского правительства обеспечили себе влияние в "Тюркиш петролеум компании", основанной в 1912 г., и тем самым они получили доступ к нефтяным месторождениям Османской империи. Доступ к нефтяным богатствам должна была обеспечить Багдадская железная дорога, строительство которой началось в 1903 г. (с. 7). С поражением в Первой мировой войне Германия потеряла все свои колонии и вынуждена была импортировать нефть из англо-саксонских держав. В 1934 г. Германия при потреблении минеральной нефти в размере 3,7 млн т. ежегодно на 70 % зависела от импорта, из которого 75 % шло преимущественно из Северной Америки и Латинской Америки.
В 1938—1939 гг. высшие военные инстанции и крупный промышленный капитал, представленный в организации по «четырехлетнему плану», для тех и других первостепенное значение имел вопрос о политическом и военном обеспечении Германии экономическими ресурсами, необходимыми для ведения войны.

Важнейшим результатом этого сотрудничества стали два объемистых секретных меморандума: «Снабжение Германии нефтью в период войны», подготовленный управлением военного хозяйства и вооружений ОКБ в апреле 1939 г., вышедший из недр «имперского учреждения по развитию хозяйства» (РВА). Это учреждение, образованное 5 февраля 1938 г. на базе «ведомства по германскому сырью и материалам» организации по «четырехлетнему плану» и ставшее одним из ключевых структурных подразделений этой организации, играло важную роль в подготовке также первого документа. РВА являлось, как это с самого начала и планировал его фактический руководитель, член правления, а с 1940 г. председатель наблюдательного совета концерна «ИГ Фарбениндустри» К. Краух своего рода экономическим генеральным штабом при Геринге и Гитлере, занимавшимся вопросами сырья и вооружений и обладавшим широкими полномочиями.
Применение военных средств, — подчеркивалось в меморандуме, — является также единственной возможностью привлечь в случае необходимости нефтяные месторождения бывшей Восточной Галиции, входящей ныне в состав Польши, которые до сего времени не затрагивались германской экономической и внешней политикой. Наконец, это единственная возможность овладеть также самой большой нефтеносной областью Европы — Кавказом (выделено в документе ), что является наиглавнейшей и наивыгоднейшей целью».

В конце 1939 г. РВА было переименовано в «имперское ведомство по развитию хозяйства» и сохранило это название до конца второй мировой войны.

Захват нацистами Австрии дал возможность концерну "ИГ Фарбен" поглотить химический трест "Пульверфабрик", в Чехословакии - присвоить "Ауссигер Ферейн", четвертую по величине компанию в Европе. В целом захват Австрии и Чехословакии дали возможность Третьему рейху значительно ускорить вступление в войну, однако, - и это ключевой момент - положение со снабжением горючим, с учетом роста механизации вооруженных сил, оставалось катастрофическим. Ибо после захвата Чехословакии именно чешская промышленность пополнила ресурсную базу вермахта. В руки немцев попал завод "Шкода", который по оценке У. Черчилля являлся вторым по значению промышленным арсеналом Европы (Черчилль У. Вторая мировая война. В 6 т. Т. 1. М., 1991. С. 151).
В 1938 г. "ИГ Фарбен" намечала к началу 1942 г. довести синтетическое производство горючего до 23,85 млн т. . В действительности же к концу 1941 г. было произведено лишь 10 млн т.
К осени 1939 г. ситуация с горючим была таковой, что Германия могла рассчитывать лишь на "блицкриг".

С сентября 1939 г. нефть стала важнейшей целью, а также и средством ведения войны. Немецкие военные и политики, экономисты и нефтяные эксперты рассчитывали на эксплуатацию прибыльных нефтяных месторождений в Польше. Они уже были к этому подготовлены, когда напали на страну 1 сентября 1939 г. Непосредственно за войсками армии "Юг" шла "Нефтяная комиссия Галиция" в направлении месторождений нефти, которые находились на юго-востоке Польши".
То, что немецкие специалисты по нефти и геологи заранее готовились к завоеванию Галиции, можно заключить из речи Геринга 9 сентября, произнесенной в тот момент, когда немецкие войска шли через Краков и быстро двигались в направлении месторождений. Мы изучим все, что может нам дать нам Польша, особенно природные ресурсы, которые поляки использовали лишь на 10 %. Мы будем использовать все ресурсы на 100 %.

Все нефтяное хозяйство на оккупированной территории Польши было реорганизовано в две нефтяные фирмы ("Beskiden Erdoelgewinnungs-GmbH" и "Grossdeutsche Schachtbau AG"), то есть весь нефтяной сектор польской экономики, существовавший до завоевания, был полностью перестроен. Первый технико-экономический доклад, сделанный в конце октября 1939 г., констатировал, что уровень добычи нефти в первый год оккупации составил 130 - 140 тыс. т., по сути это была грабительская добыча, осушающая скважины. Эта грабительская добыча особенно усилилась в 1942 - 1943 гг., когда провалился "кавказский проект". Учитывая то обстоятельство, что запасы горючего и нефти на складах нефтеперерабатывающих заводов в Роттердаме, Антверпене, Ля Рошелле (примерно 1 млн т. во Франции и 500 тыс. т. в Голландии) были полностью израсходованы уже в ходе кампании на Западе.

С началом войны поставки из Румынии стали единственным источником горючего для Германии. Нефтяные источники в Румынии находились в руках иностранных концессионеров, в первую очередь британских и французских. В конце 1938 г. нефть там добывали 56 нефтяных компаний. Инвестиции в размере 10,7 млрд лей распределялись следующим образом: около 45 % - британский, французский, бельгийский и голландский капитал, а 43 % - румынский. Остальное приходилось на долю американского (9 %), итальянского (3 %) и немецкого (0,2 %) капитала.
В сентябре 1940 г., после прихода, при немецкой помощи, к власти маршала Антонеску, немцам удалось добиться возможности влиять на производство нефти.

1941 г. был годом максимального потребления нефтепродуктов и самого объемного экспорта нефти из Румынии в Германию (именно тогда Румыния стала "немецкой бензоколонкой"): из 5, 6 млн т. нефти, добывавшейся тогда в Румынии, экспорт в Германию составил почти 3 млн т.
Но хищническая эксплуатация нефтяных месторождений иностранными компаниями до того, сокращение геолого-разведочных и буровых работ привели к тому, что добыча нефти в Румынии резко начала сокращаться и запасы на складах не увеличивались ни посредством политического давления, ни методами усиления эксплуатации скважин.
Возникла патовая ситуация с горючим. Так как "ИГ Фарбен" переориентировалась на "Континентале Оль АГ", ввиду этого нацистское руководство стремилось превратить "Конти Оль" в глобального игрока на мировом нефтяном рынке.
Поэтому взоры руководителей Третьего рейха плотно обратились к кавказской нефти, которую планировалось завоевать в течение 3-4 месяцев и они в очередной раз сделали ставку на "блицкриг".

По плану "Континентале Оль АГ" должна была включить в себя все нефтяное производство в Румынии, Австрии, Венгрии и на Кавказе.
Быстрый доступ к кавказской нефти, по замыслу стратегов, должна была обеспечить операция "Барбаросса".

В военных кругах план "Барбаросса" рассматривался сначала как продолжение западного "блицкрига", а затем, как экономическая война на уничтожение всего находящегося в СССР.
Однако советские войска, действовавшие в 1941 году под Ростовом, упорной обороной истощили ударные группировки противника, рвавшиеся на юге на Северный Кавказ.
В первой половине ноября 1941 года противнику не удалось осуществить прорыв на шахтинском направлении с последующим выходом в тыл Ростову.

27 ноября войска Южного фронта нанесли мощный одновременный удар по противнику с Севера, Востока и Юга. и 29 ноября силами 9-й и 56-й армий освободили Ростов-на-Дону, но из-за недостатка сил завершить окружение войск 1-й танковой армии не смогли. Противник удержал небольшой коридор около Таганрогского залива, по которому отошли за р. Миус разбитые части 1-й танковой армии. Немецко-фашистское командование было вынуждено перебросить с других участков фронта на оборонительный рубеж по р. Миус около 4 дивизий, после чего продвижение советских войск, вышедших 2 декабря к р. Миус, приостановилось. В результате были сорваны в 1941 вражеские планы вторжения на Северный Кавказ и сковыванием главных сил группы армий "Юг" созданы более благоприятные условия для контрнаступления советских войск под Москвой.

И уже в 1942 г. немцы при планировании исходили из своего поражения под Москвой и хода военных действий в Северной Африке находясь в ситуации, когда резко ухудшилось положение с горючим.
Теперь лишь нефть и только нефть определяла положение на фронтах, и из планов вычеркивалось все, что не служило пополнению складов нефтью. Ресурсы стали использоваться преимущественно для строительства нефтехранилищ.

Далее под Харьковом, немец наносит поражение войскам С. К. Тимошенко
и Н. С. Хрущёва
В течение каких-либо трех недель Юго-Западный фронт, благодаря своему легкомыслию, не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел еще отдать противнику 18-20 дивизий… Если бы мы сообщили стране во всей полноте о той катастрофе, которую пережил фронт и продолжает еще переживать, то я боюсь, что с вами поступили очень круто Сталин

Результатом сего стало возможным стремительное продвижение немцев на южном участке фронта на Воронеж и Ростов-на-Дону с последующим выходом к Волге завоевание Майкопа и приближение к Грозному,поражение под Эль-Аламейном в июле 1942 г., а в дальнейшем начинает отступление с Кавказа после поражения под Сталинградом.

"Большая игра" на тему минеральной нефти была закончена, на повестку дня снова встал вопрос о производстве синтетического горючего.

Чужие нефтяные месторождения были важной, пожалуй даже самой важной, немецкой военной целью.

Если еще до лета 1940 г. думали о Румынии и о синтетическом производстве, то после - исключительно о минеральной нефти. Была разработана стратегия, которая сочетала в себе блицкриги в различных направлениях и захват источников нефти. "Континентале Оль АГ" рассматривалась "ИГ Фарбен" типа как "Роял Датч Шелл". А под ширмой химической промышленности и немецкого банка в этой компании скрывались различные нефтяные интересы, не только интересы Третьего рейха, как в большей степени частные.
Военное поражение учиненное СССР воспрепятствовало реализации этих интересов.
  • +0.79 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!