Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,786,016 45,046
 

  osankin ( Слушатель )
27 мар 2016 04:23:01

Тред №1076763

новая дискуссия Дискуссия  191

Птухин Евгений Саввич



отсюда

Цитата: Цитата ...4.06.40 г. комкору Птухину было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.  В июне 1940 г. он был назначен командующим ВВС Киевского особого военного округа.  Округ был самым мощным в СССР. Под командованием Птухина были сосредоточены огромные силы. В 11 авиадивизиях округа насчитывалось 39 авиаполков (17 истребительных, 15 бомбардировочных, 5 штурмовых и 2 разведывательных), имевших в своем составе более двух тысяч самолетов.  В аттестации, подписанной 26.11.40 г. командующим войсками округа генералом армии Жуковым и членом Военного совета корпусным комиссаром Вашугиным отмечалось: "Птухин... старый, опытный командир, участник гражданской войны, войны с белофиннами, за образцовые действия против белофиннов присвоено звание Героя Советского Союза.  Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может неплохо. Проявляет много забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий...  Должности командующего ВВС КОВО соответствует[8]".  Однако уже в феврале 1941 г. генерал-лейтенант Птухин был назначен начальником Главного управления ПВО Красной Армии[9].  В январе 1941 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об организации противовоздушной обороны". В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. На этой территории в пределах военных округов были созданы зоны противовоздушной обороны, в них - районы противовоздушной обороны, а также пункты ПВО. Всего к началу Великой Отечественной войны войска ПВО имели: зон ПВО - 13; корпусов ПВО - 3; дивизий ПВО - 2; бригад ПВО - 9; бригадных районов ПВО - 39. Численность личного состава войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для решения задач противовоздушной обороны наиболее важных центров страны было выделено также 40 истребительных авиаполков, насчитывавших около 1500 боевых самолетов, 1206 экипажей[10].  В марте 1941 г. Птухин сдал дела генерал-полковнику Штерну, а сам был вновь назначен командующим ВВС КОВО.
...
 После волны арестов генералов - "испанцев" в конце мая и начале июня положение Птухина было весьма шатким.  Главный маршал авиации Новиков вспоминает: "20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г Киев.  Естественно, я сразу подумал о генерале Е.С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку[13]".  Накануне вторжения командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Птухин лично совершил облет оперативных аэродромов, проверив их маскировку и боеготовность. Мероприятия по маскировке, предпринятые с весны по его инициативе, позволили скрыть от немецкого командования до 10 % самолетов. Но этого было явно недостаточно.  Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал ВВС Юго-Западного фронта.
...
Рассказывает Маршал авиации Скрипко: "Птухин энергично стремился перестроить работу по-фронтовому, привести авиачасти и соединения в боевую готовность. Однако не знал Евгений Саввич того, что в эти дни решался вопрос о нем как о командующем и что 20 июня 1941 года приказом Главного Военного совета он будет снят с должности за аварийность. Так и не получив этого приказа, генерал Е.С. Птухин встретил на посту командующего ВВС Киевского особого военного округа испытания первых дней войны и 24 июня 1941 года был вторично освобожден от служебных обязанностей с еще более грозной формулировкой[14].
...

24.06.41 г. Птухин был отстранен от командования и арестован. Содержался в Саратовской тюрьме.  29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, "числящихся за НКВД СССР". Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.  О генерал-лейтенанте авиации Птухине указывалось, что он "уличается показаниями Смушкевича, Чернобровкина[16], Юсупова... как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 г. являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно руководил вверенными ему войсками[17]".  Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: "Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин".  13.2.42 г. постановлением Особого совещания НКВД СССР генерал-лейтенант авиации Птухин был приговорен к высшей мере наказания.  23.02.42 г. расстрелян [18]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.  Реабилитирован 6.10.54 г.






Заглавная страница «расстрельного» списка с именем Е.С. Птухина и наложенной личной резолюцией И. В. Сталина:«Расстрелять всех поименованных в записке. И.Ст.»


До "вождя" ещё не дошло, что уже идущая война будет тяжёлой и кровопролитной, а потому "кадры, которые решают всё" надо бы поберечь...Грустный
Отредактировано: osankin - 27 мар 2016 04:27:42
  • -0.12 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  Удаленный пользователь
27 мар 2016 06:31:22


ну значит кадр решает все - так будет правильней раз он свои кадры не берег 
а уж себя то он берег аки цацу 
  • -0.35 / 10
  • АУ
 
  Paul ( Слушатель )
16 май 2016 09:35:06

Командующий ВВС Киевского особого военного округа генерал-лейтенант авиации Е. С. Птухин.. Из воспоминаний Маршала авиации Н. С. Скрипко:


"Вечером 20 Июня 1941 года первый эшелон с полевым управлением округа двинулся специальным поездом на новый командный пункт, расположенный в Тарнополе, а утром 21 Июня на КП выехала на автомашинах основная группа штаба округа. В одной колонне с ней следовало и управление командующего ВВС.



В Киеве был оставлен запасной командный пункт ВВС округа ( фронта ), возглавляемый заместителем начальника штаба ВВС по организационным вопросам Генерал - Майором авиации Мальцевым. При нём находилась небольшая группа представителей различных отделов и служб, включая шифровальщиков. События потребовали уже на следующий день вовлечь всю группу в активную оперативную работу, хотя она и не предназначалась для этой цели.



Дело в том, что узел связи штаба ВВС в Киеве имел связь со всеми аэродромами округа ( фронта ), тогда как КП в Тарнополе ею не был обеспечен.. .



На рассвете 22 Июня 1941 года, когда колонна штабных автомашин втягивалась в Броды ( 65 км северо - восточнее Тарнополя ), вражеская авиация нанесла удар по нашим аэродромам.



Война застала авиаполки округа в приграничной аэродромной зоне, куда их вывели в ходе оперативного учения, проводимого Генералом Е. С. Птухиным. Однако части не были приведены в состояние боевой готовности. Штабы смешанных авиадивизий, то есть армейской авиации, находились в местах своей постоянной дислокации.



Птухин вместе со своим заместителем по боевой подготовке С. В. Слюсаревым к 14 часам 22 Июня 1941 года прибыли на КП в Тарнополь... Прямая проволочная связь была только с 14-й, 16-й и 17-й авиадивизиями. Со всеми остальными частями и соединениями контакты поддерживались через Киевский узел связи...



Находившаяся там группа Генерала Мальцева собирала данные об обстановке во всех полках и передавала их на КП ВВС фронта в Тарнополь, по этому же каналу из Тарнополя передавались распоряжения в дивизии. Однако из - за недостатка шифровальщиков в Киеве скопилось большое количество срочных нерасшифрованных кодограмм, шифрограмм - все это заметно усложнило управление.



В первый день войны потери ВВС Юго - Западного фронта составили 192 боевых самолёта, с учётом учебных - 301 самолёт. Из общего числа наших потерь на земле было уничтожено и повреждено 95 боевых самолётов, 109 учебно - тренировочных.



24.06.1941 года Птухин был отстранён от командования и арестован. Содержался в Саратовской тюрьме."

ИТОГО:

Командующий ВВС Киевского особого военного округа генерал-лейтенант авиации Е. С. Птухин в ситуации, когда его штаб переезжает на место, о котором заранее известно, что обеспечить связь с подразделениями округа оттуда невозможно, не виноват? А кто, простите, виноват? А-а, да, чего ж я, всем же известно, это товарищ Сталин, гад такой, о связи для несчастного командующего не озаботился! Оттого и разгром.. Заодно уж и в том, что означенный командующий со штабом переезжал ДВА дня.. Как раз с 20 по 22 он ничем командовать и не мог.. Они приехали к 14.00 22 июня!! Война уже 10 часов как идет.. А когда приехали - оп-па, а тут связи нет! Какая незадача, правда? Пришлось жертве сталинизма рулить через старый пункт. Но шифровальщиков-то почти всех он оттуда забрал!! О как..Не любопытно, пошто так вышло?
  • +0.32 / 6
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
17 май 2016 01:50:38

Ишо один демагог и манипулятор выискалси!Подмигивающий

Вернёмся на абзац выше приведённого фрагмента:
19 июня из Москвы поступила телеграмма Г. К. Жукова о том, что Народный комиссар обороны приказал создать фронтовое управление и к 22 июня перебросить его в Тарнополь.

Генерал Е. С. Птухин энергично стремился перестроить работу по-фронтовому, привести авиачасти и соединения в боевую готовность. Однако не знал Евгений Саввич того, что в эти дни решался вопрос о нем как о командующем и что 20 июня 1941 года приказом Главного Военного совета он будет снят с должности за аварийность. Так и не получив этого приказа, генерал Е. С.Птухин встретил на посту командующего ВВС Киевского особого военного округа испытания первых дней войны и 24 июня 1941 года был вторично освобожден от служебных обязанностей с еще более грозной формулировкой.


И ещё чуть выше:


Цитата: ЦитатаПомнится, еще в мою бытность в Киевском особом военном округе, генерал Е. С. Птухин требовал устройства на каждом аэродроме укрытий для самолетов. Средств и материалов на это не отпускалось, предлагалось строить их хозяйственным способом, кустарно, поэтому укрытия для авиационной техники делались медленно.

Выполняя приказ наркома обороны от 19 июня 1941 года о рассредоточении самолетов и их маскировке, части ВВС округа ограничились тем, что поэскадрильно расставили машины на границах стационарных и лагерных аэродромов. Как мне рассказывали командиры частей, командующий ВВС округа генерал Е. С. Птухин лично совершил облет оперативных аэродромов, проверяя их маскировку и боевую готовность.
Несмотря на молодые годы, Евгений Саввич Птухин считался ветераном советской авиации. Службу в Красной армии он начал в 1918 году добровольцем в московской авиагруппе, был мотористом, участвовал в гражданской войне. Затем учился в военно-теоретической школе в Егорьевске, в Борисоглебской, Серпуховской авиационных школах. Последовательно прошел Евгений Саввич [117] многие ступени воинской службы от рядового летчика до командира эскадрильи, окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С мая 1933 года он командовал истребительной авиабригадой, а во время войны в Испании являлся военным советником у республиканцев по авиационным вопросам. С марта 1938 года — командующий ВВС Ленинградского военного округа, и в июне 1940 года переведен на ту же должность в Киевский особый военный округ.
В аттестации, подписанной командующим войсками этого округа генералом армии Г. К. Жуковым и членом Военного совета корпусным комиссаром Н. Н. Вашугиным, о генерал-лейтенанте авиации К. С. Птухине написано: "...старый, опытный командир, участник гражданской войны, войны с белофиннами, за образцовые действия против белофиннов присвоено звание Героя Советского Союза. Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может неплохо. Проявляет много забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий". Аттестация, написанная 26 ноября 1940 года, заканчивалась словами: "Должности командующего ВВС КОВО соответствует".
Я встречался с Евгением Саввичем неоднократно, а позднее прослеживал его деятельность по документам и воспоминаниям сослуживцев и все более убеждался в мысли, что он был знающим свое дело, энергичным и деятельным командующим.
Усилия, предпринимавшиеся генералом Е. С. Птухиным по маскировке авиационной техники и строительству укрытий для самолетов, давали свои результаты. Мне довелось видеть трофейную схему, составленную штабом 4-го германского воздушного флота по состоянию на 1 мая 1941 года. Противник считал, что ВВС Киевского особого военного округа истребителей имеют в три раза меньше, чем было на самом деле. Однако немцы точно выявили наши основные аэродромы и 22 июня 1941 года нанесли по ним удар.

А как насчёт того, что у нашей авиации в приграничных округах практически не было свободы манёвра аэродромами, поскольку строительные части, подчинённые НКВД, начали работы по реконструкции  практически одновременно на всех запасных аэродромах и работа эта была преступно неорганизованна и выполнялась очень медленно?
  • -0.33 / 5
  • АУ
 
 
 
  Paul ( Слушатель )
17 май 2016 19:47:54




Вот интересно - почему некоторые персонажи считают что хамство - придаёт какую-то особую убедительность их тезисам? И пока в рыло не дашь - упорно ведь не желают расставаться с этим своим заблуждением..

Какое, нахрен, имеет отношение наличие аэродромов к проблеме отсутствия с ними связи??
  • +0.02 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
17 май 2016 21:23:24


Ваши слова?



Приведённая мною информация из той же книги Николая Скрипко, которую вы цитировали, всего лишь навсего опровергает выводы, которые вы попытались сделать из прочитанного. Тот же Скрипко чётко характеризует Птухина как энергичного и грамотного командира, стремящегося правильно построить боевую работу подчинённых ему частей. 
Что касается организации фронтового управления в Тарнополе, то Евгений Саввич как дисциплинированный военнослужащий выполнил приказ вышестоящего командира исходя из тех возможностей и ресурсов, которые были у него под руками на момент исполнения этого приказа - всего навсего.
Ваша демагогия заключается в том, что вы не зная реальной ситуации и её особенностей, вопреки диалектике пытаетесь делать какие-то выводы . Да к тому же занимаетесь подтасовкой произвольно цитируя источники, подобно небезызвестному Резуну.
Вот и  Авантюра докатилась до своих Резунов!Подмигивающий
  • -0.38 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
17 май 2016 22:08:24

Так вот, согласно диалектики на повестку дня напрашивается вопрос.
Какую должность занимал дисциплинированный генерал Птухин? А занимал он должность -  Командующий  ВВС особого, подчеркиваю особого, округа. Так вот- согласно должности и последовал соответствующий спрос, а ввиду того, этот энергичный генерал в свое время на другой должности пытался превратить ВВС РККА в груду обломков, то по совокупности спрос усилили прокуратурой.
Какая тут подтасовка?
Почему бы не сказать огромное спасибо Берии, который как член ГКО курировал укомплектование ВВС матчастью и кадрами за созданную им систему по укомплектований ВВС , приведшую в итоге к самым низким потерям летного состава во время войны, а не защищать генералов приложивших руку к высокой аварийности авиации перед войной и загубленной матчастью в первые дни войны.
  • +0.34 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
17 май 2016 23:17:18


Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.

Глава 2.
Вторжение. Начало воздушной войны на советско-германском фронте
Пролог

«То, что я услышал, превзошло все ожидания: так хорошо задуманный и тщательно подготовленный удар не дал ожидаемых результатов. Я до сих пор не понимаю, как это могло произойти: большевики встретили нас почти у границы» — такие слова вложил писатель-»фантаст» Н. Н. Шпанов в уста начальника штаба немецкого воздушного флота. В романе «Первый удар. (Повесть о будущей войне)», вышедшем в Военном издательстве в 1939 г., рассказывается, как оказалась сорвана немецкая атака советских аэродромов: четкая и согласованная деятельность всех служб ПВО, особенно постов ВНОС, позволила своевременно поднять в воздух истребители, а «сталинские соколы» наголову разбили и заставили с позором отступить вражеских летчиков. Книга, написанная в духе сталинских лозунгов: «Красная Армия ответит тройным ударом на удар поджигателей войны» или «Войну Красная Армия будет вести наступательно с целью уничтожения [42] противника и достижения победы малой кровью», способствовала возникновению хвастливости, зазнайства, явно переоценивала возможности нашей авиации.

О том, что в действительности положение в советских ВВС, в частности и в приграничной зоне, неблагополучно, высшему политическому руководству СССР было известно. Самолетный парк состоял в основном из устаревших и часто изношенных машин (И-15бис, И-16, СБ) с ограниченным летным ресурсом, которые, несмотря на неоднократные модификации, по своим летно-тактическим качествам, прежде всего по скорости и живучести, значительно уступали самолетам Германии. Огромные усилия предпринимала авиапромышленность, но лишь весной 1941 г. заводы начали ритмичную поставку новых машин. Однако их приемка и отправка в строевые части осуществлялись крайне медленно. На 22 июня 1941 г. в частях фронтовой авиации приграничных округов имелось 1317 новых типов машин (МиГ-1, МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Як-2, Як-4, Ил-2) {36}. Это составляло 18% численности группировки самолетов, сосредоточенной у западных границ.
По планам командования советских ВВС из имевшихся к лету 1941 г. 106 истребительных авиаполков предполагалось перевооружить на новую технику 22 полка. В действительности из этого количества к началу войны считались полностью готовыми к бою восемь (пять на МиГ-3, один на ЛаГГ-3, два на Як-1) {37}. Почти все они дислоцировались вдали от западных границ. Многие части и соединения находились в стадии перевооружения, вражеское нападение застало их в самый неблагоприятный момент. Из 57 «приграничных» истребительных полков в 21 поставили новую материальную часть, но освоить современные самолеты успели лишь десятки командиров и летчиков. [44]
Еще хуже обстояло дело с перевооружением частей бомбардировочной авиации. Лишь в марте 1941 г. начались поставки в войска бомбардировщика Пе-2. Освоить машину успели только 95-й бап и в значительной степени 48-й бап. Еще 15 авиаполков в западных приграничных округах получили по 5–8 самолетов Петлякова, а 9 только приступили к освоению этого сложного в пилотировании бомбардировщика. Одномоторный бомбардировщик Су-2 имелся в шести авиаполках, причем наилучшим образом изучили машину авиаторы 135-го бап, а на Як-2 (Як-4) был готов воевать только 136-й бап. Остальные 27 полков из тех, что прикрывали западные границы, оставались вооружены бомбардировщиками СБ и частично его модификацией Ар-2.

Разведывательная и корректировочная авиации исполняли в предвоенный период роль «золушек советских ВВС». Они не получали ни современной материальной части, ни опытных экипажей. Несколько десятков не слишком удачных Як-2 и Як-4 не могли исправить положения. Точно так же 18 Ил-2, которые перед войной отправили в Прибалтийский, Западный и Киевский округа, практически не имели никакого боевого значения. Ведь первая группа летчиков, освоивших на Воронежском авиазаводе № 18 бронированные штурмовики, видимо, так и не успела к роковому часу прибыть в части. Во всяком случае, о боевых вылетах «илов» 22 июня ничего не известно.

При оценке состояния боеготовности советских ВВС накануне войны необходимо учитывать, что до 1939–1940 гг. большинство авиационных частей было укомплектовано хорошо подготовленным летным составом. Не только отдельные пилоты, штурманы, стрелки, успевшие получить боевой опыт в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии, но и части в целом имели достаточно высокий уровень подготовки. [45]Однако в 1940 г. началось формирование большого числа новых авиационных полков и дивизий, и в связи с этим из старых, хорошо сколоченных частей были взяты наиболее опытные кадры. Все это сильно снизило средний уровень боеготовности, слетанности. Комплектовались новые полки в основном выпускниками летных школ, прибывших осенью 1940 г. Нелетная погода зимой 1940–1941 гг. задерживала ввод их в строй, да и весной командование делало это слишком осторожно, опасаясь летных происшествий. Так, за три месяца 1941 г. летчики Прибалтийского военного округа находились в воздухе в среднем по 15,5 ч, Западного — по 9 ч, а Киевского — только по 4 ч. Тем не менее, а может быть, именно потому, что пилоты мало летали, в частях ВВС Красной Армии за это же время произошли 71 катастрофа и 156 аварий {38}. 



Многие неприятности ожидали советских летчиков из-за скученного базирования. После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, последующего перебазирования туда авиационных соединений немедленных мер по строительству новых аэродромов предпринято не было. Так же слабо оказалась развита аэродромная сеть в Литве, Латвии, Эстонии. Авиабазы, ранее находившиеся вблизи границы, теперь оказались в тылу, а на удалении 120–250 км от новой государственной границы, в полосе между Вильно, Лида, Пинск и Полоцк, Минск, Уречье, аэродромов почти не было.

План строительства и реконструкции 251 аэродрома СНК СССР утвердил только 10 апреля 1941 г. {39}. Работа была поручена органам НКВД и велась почти на всех действующих аэродромах одновременно. Несмотря на большую спешку, закончить реконструкцию к июню 1941 г. не смогли. Например, в Западном округе из 62 аэродромов на 46 еще велись земляные работы, а остальные предназначались [46] для временного размещения основных сил 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиадивизий.

Говоря о неготовности ВВС Красной Армии к боям, надо отметить громоздкую структуру, недостаток средств связи, особенно радио, без чего было немыслимо управление в современной войне, просчеты в организации авиационного тыла. Большинство мероприятий, задуманных для улучшения положения в этих областях, к лету 1941 г. выполнить не успели.

Если летный состав имел какие-то представления о летно-тактических данных немецких самолетов, технике вероятного противника, то о тактике нацистских летчиков, их манере вести бои у нас не знали практически ничего. Были просчеты и при планировании борьбы за господство в воздухе. Так, даже на совещании высшего руководящего состава Красной Армии в последних числах 1940 г., на котором эти вопросы широко обсуждались, не нашла должного понимания идея об организации ударов по неприятельским аэродромам. Затронувший эту проблему командующий ВВС Прибалтийского округа генерал Г. П. Кравченко заявил:
«Основным является воздушный бой. Я не верю тем данным, которые мы имеем в печати и которые говорят о большом количестве потерь самолетов на аэродромах. Это, безусловно, неправильно. Неправильно, когда пишут, что французы на своих аэродромах теряли по 500–1000 самолетов. Я основываюсь на своем опыте. Во время действий на Халхин-Голе для разгрома одного только аэродрома мне пришлось вылетать несколько раз в составе полка. Я вылетал, имея 50–60 самолетов, в то время как на этом аэродроме имелось всего 17–18 самолетов. Поэтому я считаю, что цифры, приводимые в печати, о потере самолетов на аэродромах, неправильные»
Зная обо всех трудностях, с которыми столкнулись ВВС Красной Армии, [47] получая преувеличенные данные от разведки о силах люфтваффе, наше командование все же надеялось на благополучный исход в случае нападения Германии. По данным последних сводок мирных дней, в боях на советско-германской границе могли принять участие 7133 самолета, имевшиеся в пяти западных приграничных округах, 1339 самолетов дальнебомбардировочной авиации (расположенных в европейской части СССР) и еще 1445 боевых машин ВВС Черноморского, Балтийского и Северного флотов. На 22 июня в совокупности советская авиация располагала в приграничной зоне 9917 самолетами (не считая вспомогательной авиации), которые могли вступить в бой. 
...
На направлении главного удара

После вступления Красной Армии на территорию Западной Белоруссии граница с генерал-губернаторством (так немцы называли захваченную Польшу) приняла весьма невыгодную для нас конфигурацию, поскольку неприятель охватывал главную группировку ЗапОВО с флангов. Дислокация наших войск в значительной степени определялась не оперативными соображениями, а наличием казарм и иных помещений, пригодных для размещения частей и соединений, в том числе и авиационных. Командир одной из авиадивизий ВВС ЗапОВО генерал-майор Г. Н. Захаров на совещании в Кремле, состоявшемся в конце 1940 г., следующим образом объяснял И. В. Сталину одну из важных причин низкой боеготовности соединения:
«Летчики вынуждены были селиться в окрестных деревнях, разбросанных вокруг аэродрома в радиусе пяти-шести км. Надежной связи с ними нет. В нормативы, отведенные для приведения дивизии в боевую готовность, уложиться невозможно. Летчики прибывают на аэродром с большим опозданием, а зимой бегут через лес на лыжах, в машины садятся потные, разгоряченные, многие, [84] конечно, простужаются. Часто возникает ситуация, при которой машины готовы к полету, а летчиков нет. Изменить это положение командование дивизии не может...»
Это мнение совпало с мнением вождя. Вскоре нарком обороны маршал С. К. Тимошенко подписал приказ № 036, изменявший порядок прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС, который до сих пор большинство ветеранов вспоминает недобрым словом. Тимошенко признал ошибочным приказ своего предшественника маршала К. Е. Ворошилова от августа 1938 г., по которому по завершении школ и летных училищ ВВС курсанты получали звания среднего начальствующего состава. Тимошенко подчеркивал:
«Молодые пилоты и авиамеханики, только что окончившие летно-технические школы и не имеющие еще опыта и знаний, требуемых от командира, хотя и занимают должности рядовых пилотов и авиамехаников... Получая при окончании школ звание мл. лейтенанта и мл. воентехника, лейтенанта и воентехника 2 ранга, пилоты и авиамеханики приобретают все права среднего начсостава, в том числе право жить вне казармы, на отдельной квартире и иметь при себе семью. Практика показала, что внеказарменное размещение летно-технического состава [85] наносит величайший вред боевой подготовке и боеспособности всей нашей авиации...» {85}.
Приказ отменял добровольный принцип комплектования летных школ, устанавливал срок действительной службы в авиации 4 года и переводил всех, кроме командиров частей и подразделений, а также штурманов частей на казарменное положение. Выпускники военно-авиационных школ и училищ отныне получали воинское звание «сержант». Поскольку в округе формировалось большое количество новых частей и соединений, то сержанты и ст. сержанты составляли их основу. Давно созданные части, прежде всего входившие в состав дислоцированных непосредственно у границ соединений, имели преимущественно кадровый состав.
...
В условиях нараставшей с каждым днем угрозы нападения на Советский Союз со стороны Германии требовалось принять самые срочные меры по рассредоточению базирования и маскировке самолетов на аэродромах. Однако командиры соединений, командующие войсками округов, а также руководство ВВС Красной Армии явно недооценивали важности этих мер. Например, приказом НКО № 0367 от 27 декабря 1940 г. требовалось к 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-км приграничной зоне. Положения этого приказа выполнялись крайне медленно, и работа по маскировке аэродромов в округе к началу войны была далека до завершения. 
Казалось бы, зачем располагать самолеты на стоянке в одну линию, а не рассредоточить их по краям летного поля? Ответ можно найти в желании командиров частей при учебных проверках и построениях продемонстрировать вышестоящему командованию быстрый сбор экипажей по тревоге, показать стройные ряды летно-технического состава и боевых машин. Кроме того, при недостатке специальной аэродромной техники, в частности бензозаправщиков и автостартеров, было трудно быстро подготовить хаотично расположенные самолеты к вылету.
Плохо обстояло дело с освоением новой техники. К июню 1941 г. на новых МиГ-3 вылетали самостоятельно 140 летчиков. Считались освоившими новые истребители 61 пилот и 57 находились в стадии переучивания. Но отработать боевое применение не успел практически никто. Сами самолеты, несмотря на все предпринимаемые меры, были еще «сырыми», имели множество производственных и конструктивных дефектов. Так, при отстреле в воздухе вооружения «мигов» 2 июня на одном из самолетов [89] 124-го иап после четырех коротких очередей оторвало лопасть, а затем и весь винт. Причиной аварии оказались дефекты синхронизаторов. О случаях, подобных данному, докладывалось лично командующему ВВС Красной Армии генералу П. Ф. Жигареву, и они очень тревожили командование.
Многие летчики с недоверием относились к новым самолетам. Поэтому наряду с «мигами» в авиаполках 9-й авиадивизии оставались 127 устаревших истребителей. Не напрасно инженерно-технический состав всеми силами поддерживал в боеготовом состоянии эту материальную часть: именно на них летчикам вскоре пришлось вылетать по боевой тревоге.





О причинах производства "сырых" машин смотри книги, обложки которых я привёл выше.





Об "эффективном менеджменте" в ведомстве Лаврентия Павловича:

[/quote]
[/justify]
  • -0.17 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Paul ( Слушатель )
17 май 2016 22:25:23

Идиотничать только вот не надо? Злой Совсем уж нюх потеряли - командующий ВВС у него видите ли за связь со своими собственными частями не отвечает.. Бъющийся об стену
  • +0.32 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  Teiwaz ( Слушатель )
17 май 2016 22:43:07

 Какой ужас! Не могу в это поверить.
  • -0.04 / 3
  • АУ