За Китай
1,042,989 4,883
 

  Vediki977 ( Слушатель )
05 апр 2016 16:29:17

Тред №1080619

новая дискуссия Дискуссия  209

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КНР: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМЫ


В данной статье рассматривается проблема борьбы с коррупцией с точки зрения теории и практики организации и правомочий антикоррупционных институтов КНР, среди которых ведущее положение занимают специализированные органы правящей Коммунистической партии Китая. Опыт иностранного государства в этом аспекте автором считается полезным и поучительным.

На сегодня антикоррупционная институциональная система КНР представляет собой следующее:
1. Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) Коммунистической партии Китая (КПК) и комиссии по проверке дисциплины (КПД) КПК на местах. Прежде всего, антикоррупционное расследование ведет специализированный партийный контрольно-надзорный и следственный орган: Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) КПК и комиссии по проверке дисциплины (КПД) КПК на местах (согласно Уставу КПК).
Устав КПК определяет полномочия комиссии скорее, как этические, чем правоохранительные. [1] Однако «Постановление КПК о порядке проверок» 1994 года содержит правила расследования комиссиями КПК по проверке дисциплины («шуангуй» или «двойное указание», т.к. комиссия указывает две вещи: время и место). Хотя сведения, собранные КПД, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, но правоохранительные органы имеют доступ к ним, что может обеспечить ориентиры для официального расследования. [2]
Согласно новым правилам ЦКПД КПК получила возможность проводить проверки высшего руководство Партии, государства и госсектора в экономике и финансах. До этого сфера деятельность Центральной комиссии сосредотачивалась на уровне провинций, районов и волостей. [3] Из принятого в ноябре 2013 г. на Третьем пленуме ЦК КПК программного Постановления ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» стало известно о том, что запланирована реформа системы контроля партийной дисциплины: предполагается усиление власти вышестоящих КПД над нижестоящими. В настоящее время реформа тестируется в отдельных местах. [4]
Из опубликованного «Пятилетнего плана по борьбе с коррупцией на 2013-2017» мы также узнаём о том, что планируется внести изменения в «Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины КПК» в целях его подробной детализации и соблюдения прав человека. [5]
В случае успешного итога реформ в контрольно-надзорной системе КПК на основе их подчинения закону не только КПК, но и КНР, возможна трансформация ЦКПД - КПД КПК в «четвертую», контрольную ветвь власти, характерную для восточноазиатских (конфуцианских) государств.
2. Антикоррупционное бюро (управление) Верховной народной прокуратуры КНР. Успешный опыт борьбы с коррупцией в Гонконге использовался при создании в 1995 году в Верховной народной прокуратуре Антикоррупционного бюро (АКБ), которое «возбуждает и проводит предварительное следствие по делам о преступлениях, связанных с коррупцией и взяточничеством, по делам о должностных преступлениях государственных служащих», [6] в отличие от остальных дел, по которым предварительное следствие осуществляется органами общественной безопасности. [7] Но Антикоррупционное бюро не вправе самостоятельно возбудить уголовное дело в отношении члена КПК за совершение коррупционных преступлений без одобрения ЦКПД или КПД КПК. В остальном, уголовный процесс носит стандартный характер: АКБ проводит предварительное следствие, после чего передаёт дело в другой отдел народной прокуратуры, который предъявляет обвинения и подаёт уголовный иск в суд. [8]
3. Суды КНР. Специфика судебной системы по рассмотрению дел о коррупции в КНР отображается прежде всего в проблеме назначении подсудности судом более высокой инстанции. [9] или принцип «территориально удалённой подсудности». [10] Это объясняется достижением независимости и объективности правосудия.
Однако проблема независимости судебных органов, их подчинения только закону, а не политической целесообразности, а также высокого знания законов является ещё более актуальной. Эту проблему сейчас пытаются решить на самом высоком уровне: 31 марта 2015 года Канцелярия ЦК КПК и Госсовета КНР совместно опубликовали "Положения о протоколировании, донесении и привлечении к ответственности руководящих кадров за вмешательство в судебную деятельность и в рассмотрение конкретных судебных дел». [11]
Корни данной политики исходят из коммюнике 4 Пленума ЦК КПК 18-го созыва, где были установлены верховные принципы китайского судопроизводства: независимость, беспристрастность, справедливость, а также усиление статуса юстиции, пожизненная ответственность за вынесенные приговоры, плюс открытость, удобство и эффективность, развитие системы народных заседателей и народных контроллеров. [12] Но вместе с тем «Пленум отметил, что при всестороннем продвижении практики управления государством на основе закона необходимо  сосредоточивать все силы на создании преданного партии, стране, народу и закону социалистического правового отряда».
[13] Исходя из всего вышесказанного, мы можем смело утверждать, что присутствует серьезная и продуманная попытка авторитарного коммунистического режима КНР трансформировать свои антикоррупционные институты в централизованную и эффективную систему для реального сдерживания уровня коррупции до приемлемого для общественно-политической стабильности.
Данный процесс продолжает происходить на наших глазах и заслуживает внимательного мониторинга всеми специалистами.

Ссылка
  • +0.03 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!