Минск примеряется к окошку европейской кассыИсточник:
http://naviny.by/rubrics/eu/2016/04/05/ic_articles_627_191371/Говоря об отношениях с Евросоюзом, Александр Лукашенко на совещании 5 апреля с видимым удовольствием несколько раз повторил в разных вариациях слова «прагматичный», «прагматичность». Вот, мол, наконец западники поняли, что нужно уходить от политизации (читай: претензий по части демократии и т.
Говоря об отношениях с Евросоюзом, Александр Лукашенко на совещании 5 апреля с видимым удовольствием несколько раз повторил в разных вариациях слова «прагматичный», «прагматичность». Вот, мол, наконец западники поняли, что нужно уходить от политизации (читай: претензий по части демократии и т.п.). Москва только что порадовала первым траншем (500 млн долларов) кредита Евразийского фонда стабилизации и развития. Теперь белорусское начальство обмозговывает, как извлечь максимум дивидендов из разморозки отношений с Брюсселем и Вашингтоном.
Как монетизировать оттепель? «Надо использовать нынешнее открывшееся окно возможностей для выстраивания полноценного, уважительного, обстоятельного диалога между Беларусью и Европейским союзом. Я убежден, что в ближайшее время это принесет свои дивиденды», —
сказал по итогам совещания у президента по вопросам белорусско-европейских отношений 5 апреля глава МИД
Владимир Макей.
По его словам, глава государства поставил задачу развивать в первую очередь торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие с Евросоюзом и другими западными партнерами.
Проще говоря, речь идет о максимальной монетизации нынешней оттепели в отношениях с Европой. Окно возможностей Минск хотел бы видеть похожим на окошко кассы.
Ясно, Запад не Россия, так грубо проплачивать геополитику не станет. Но, тем не менее, дивиденды уже намечаются. В 2016 году Евросоюз вдвое увеличит финансовую поддержку Беларуси, заявила 31 марта в Минске глава представительства ЕС
Андреа Викторин.
Отметим также, что после снятия в феврале санкций ЕС с ряда белорусских чиновников и предприятий улучшаются условия выхода страны на рынок еврооблигаций. Министр финансов
Владимир Амарин 5 апреля сообщил журналистам, что Беларусь планирует разместить в нынешнем году новые выпуски евробондов на сумму до 1 млрд долларов, подчеркнув, что сейчас
«конъюнктура очень комфортная».
Европу тестируют тактикой мелкого фола Понятно, что совсем уж закрывать глаза на внутриполитические белорусские катавасии Европа даже при всей своей нынешней лояльности не может.
И вот белорусские власти стали потихоньку тестировать порог чувствительности Брюсселя «наездами» на внутренних оппонентов режима (в широком смысле, включая, например, независимых журналистов).
В частности, оппозиционных лидеров начали прищучивать за невыплаченные штрафы, которые исправно лепились судами после несанкционированных уличных акций.
Анатолию Лебедько как должнику заблокировали мобильный телефон, пригрозили наложить арест на автомобили — его собственный и жены.
Николаю Статкевичу сулят запретить выезд за границу.
Запад долго добивался
освобождения того же Статкевича, считая его белорусским политзаключенным № 1. Но вряд ли структуры Евросоюза будут столь же решительно требовать отмены штрафов. И тем более — ставить в зависимость от этого вопроса судьбу двусторонних отношений. Формально ведь речь о мелочи, административной ответственности — типа как за переход улицы на красный свет.
На практике же, понятное дело, это чисто политические репрессалии, только в изощренно-издевательской форме. Каждый штраф, как правило, значительно больше среднемесячной белорусской зарплаты. На заводилах уличной активности висят уже десятки и десятки миллионов рублей (недавно активист предпринимательских протестов
Александр Макаев заявил, что у него набежало около сотни миллионов).
На днях правозащитники закрытой властями «Весны» заявили: привлечение граждан, принимающих участие в мирных собраниях, к административной ответственности в виде штрафов является нарушением их права на свободу мирных собраний. В заявлении отмечается, что
«в ряде случаев наложение непомерных, очевидно непропорциональных штрафов влечет за собой нарушение других конституционных прав граждан, свободы передвижения в частности».
«Весна» также подчеркивает, что действующее законодательство
«делает практически невозможным получение от местных исполнительных органов власти разрешения на проведение собраний» и что закон о массовых мероприятиях следует привести в соответствие с международными стандартами в области прав человека.
Ну, так ведь белорусские власти не отказываются от диалога с Брюсселем и по вопросам
прав человека. Только диалог этот пока выглядит туманным и резиновым. Похоже, Евросоюз доволен уже тем, что Минск, прежде бивший в хомут, в принципе согласился обсуждать эту проблематику.
Тем временем оппозиционно настроенные белорусы семь раз отмерят, прежде чем выйти с плакатом на улицу. Расширять пространство свободы, как говорит Статкевич, — это, конечно, красиво звучит, да вот только чересчур накладно получается.
Также продолжают штрафовать сотрудничающих с зарубежными СМИ фрилансеров. Здесь рекордсмен, видимо, гомельчанин
Кастусь Жуковский.
В целом же это старая, испытанная метода белорусских властей — без особой нужды не бить в кровь, но исподтишка методично отравлять «пятой колонне» жизнь. Это как грязноватая, но зачастую эффективная тактика мелкого фола в спорте.
Деградация может растянуться на эпоху Да, но штрафами с «пятой колонны» (которая к тому же платить не разгонится) экономику не спасешь. Равно как и тем, что власти пытаются выдать за пенсионную реформу (при том что суть ожидаемой новации сводится к одному: вкалывать придется дольше).
К слову, вы обратили внимание, что зависло анонсированное лично Лукашенко на совещании 25 марта подписание указа о повышении пенсионного возраста? Оно ожидалось на минувшей неделе. Можно предположить, что руководителю-популисту чисто психологически хочется оттянуть неприятный акт, свидетельствующий о крахе квазисоциалистической патерналистской модели, которая долго держалась благодаря российским субсидиям.
Вместе с тем, это непопулярное решение добавит козырей на переговорах о кредите МВФ, которые вот-вот должны возобновиться. Позиция стран Евросоюза, подчеркнем, тоже крайне важна для судьбы этого займа.
Да и сама Европа может дать хоть и не миллиарды, но, по, крайней мере, десятки и даже сотни миллионов евро — через Европейский банк реконструкции и развития (его вице-президента
Алана Пию в марте любезно
принял Лукашенко), другие финансовые институты.
В общем, что-то будет капать. Хотя бурного потока западных денег не стоит ожидать. Кредиты вообще не панацея, Евросоюз через свои механизмы много не даст, а частным инвесторам Брюссель не указчик. У тех же, во-первых, велики опасения по причине нормативных барьеров и непредсказуемого поведения белорусского руководства по отношению к инвесторам. Это, знаете ли, как аллигатора с руки кормить. Во-вторых, квазисоветская экономическая модель Беларуси в принципе плохо стыкуется с западными стандартами.
Между тем
программа деятельности правительства до 2020 года, которую премьер-министр
Андрей Кобяков представил 5 апреля в парламенте, уже раскритикована независимыми экспертами за декларативность и половинчатость. Судя по всему, решительного ухода от «совка» в экономике так и не будет. В частности, премьер особо подчеркнул, что сохранится уровень господдержки аграрного сектора (субсидии, льготные кредиты и пр.).
Действительно, Европа ныне ставит не на революцию, а на эволюцию в Беларуси, о чем заявил во время недавнего визита в Минск глава польской дипломатии
Витольд Ващиковски.
Но без комплекса реформ у нас более вероятна не эволюция, а тихая
деградация. Которая, однако, имеет шанс растянуться на целую эпоху, поскольку пациенту — белорусской экономике — будут вкалывать кое-какие финансовые инъекции как Москва, так и Запад.