Теория Дарвина
Как «паршивый порт» стал раздражителем в отношениях КНР, США и АвстралииФото: Will Burgess / Reuters
Аренда китайской компанией австралийского порта спровоцировала скандал, не утихающий уже полгода. Американцы сочли, что китайцам интересна не столько сама гавань, сколько возможность шпионить за расположенной рядом военной базой США. А проведенный недавно по заказу Госдепа опрос показал: абсолютное большинство австралийцев считают контракт с китайской фирмой угрозой национальной безопасности. «Лента.ру» постаралась разобраться, обоснованы ли эти опасения.
Представьте себе не очень богатый регион, которому выпал шанс привлечь инвестиции на несколько сотен миллионов долларов. Станут ли местные власти упускать такую возможность? Ответ кажется очевидным. Но что если против сделки выступает Вашингтон, полагающий, что она угрожает американским стратегическим интересам?
Эта ситуация — не кейс из учебника по теории международных отношений, а абсолютно реальная проблема, возникшая в Австралии. В октябре прошлого года глава правительства Северной территории (субъект федерации в составе Австралийского Союза) объявил о заключении сделки, по условиям которой китайская группа Landbridge арендовала на 99 лет порт города Дарвин. Сумма контракта составила 506 миллионов австралийских долларов (около 370 миллионов долларов США). В рамках этого соглашения китайцы обязались в течение 25 лет инвестировать в развитие портовой инфраструктуры более 200 миллионов австралийских долларов (примерно 145 миллионов долларов США). Среди прочего эти средства пойдут на строительство отелей и реконструкцию причала для круизных судов — иначе говоря, на превращение Дарвина в более привлекательный для туристов город.
Порт Дарвина — один из крупнейших в Австралии — расположен на севере континента и позиционируется как «ворота в Азию». Этот титул оправдан, поскольку половина грузопотока, проходящего через Дарвин, направляется в КНР, — так что понятно, зачем порт нужен китайцам.
При этом Северная территория — регион не депрессивный (таких в Австралии вообще нет), но и не самый процветающий. Экономически он сильно зависит от торговли с КНР и китайских инвестиций. Так что с чисто формальной точки зрения сделка выглядит довольно заурядной: у австралийцев есть актив, интересующий китайцев, у китайцев есть деньги на его покупку. Все должны быть довольны.
Но в реальности все не так. Недавно в Австралии был проведен опрос, результаты которого показали: 89 процентов жителей страны считают, что аренда китайцами порта Дарвина угрожает национальной безопасности (при этом 43 процента респондентов уверены, что риск очень велик).
Примечательно, что опрос проводился не кем-нибудь, а Госдепартаментом США. Откуда у американских властей такой интерес к этой сделке, и почему она напугала австралийцев?
Первое, что бросается в глаза, — это сумма контракта. Разумна ли цена, уплаченная за актив, который местный предприниматель Джон Робинсон в интервью NY Times охарактеризовал как «наш маленький паршивый порт», а сама газета назвала «изношенным»? Китайцы хорошо известны как жесткие переговорщики, не склонные переплачивать или покупать что-то из соображений благотворительности. Впрочем, если бы на месте китайской была японская или южнокорейская компания, цена (пусть даже и завышенная) не вызвала бы озабоченности австралийцев и администрации США.
Но все становится на свои места, если учесть, что в Дарвине находится американская военная база. «Этот глубоководный порт давно интересовал Пентагон как место базирования. Американские военные уделяли ему повышенное внимание еще в годы Второй мировой войны, когда Дарвин играл стратегическую роль в противоборстве с Японией в южной части Тихого океана, — рассказывает замдиректора ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. — В 2011 году Вашингтон и Канберра договорились о размещении в Дарвине на ротационной основе батальона Корпуса морской пехоты США. Первые 200 морпехов прибыли на базу в 2012-м, к 2015-му контингент составлял уже 1115 человек, а к 2017 году он будет увеличен до 2500 человек».
В состав американских сил, размещенных в Дарвине, входят несколько вертолетов, десантных и транспортных кораблей. Несмотря на то что контингент невелик, он решает две важные задачи. Во-первых, присутствие американских морпехов имеет символическое значение для военного сотрудничества двух стран. Во-вторых, морская пехота США содействует подготовке специалистов для формируемого в Дарвине австралийского аналога морской пехоты, которая должна будет охранять побережье страны и располагать возможностями для проведения морских десантных операций.
За последние годы китайцы вложились более чем в две дюжины портов по всему миру. В том числе создали военно-морскую базу в Джибути, расположенную относительно недалеко от американской. Но впервые китайцы оказались настолько близко от места дислокации сил США, да еще и на территории американского союзника. Более того, выяснилось, что владелец компании Landbridge 54-летний Е Чэн (номер 206 в списке китайских богачей Forbes, состояние 1,19 миллиарда долларов) — бывший офицер НОАК и высокопоставленный партийный функционер. В 2013 году он попал в список «Десяти персон, способствующих укреплению национальной безопасности», составленный правительством провинции Шаньдун.
Примечательно, что иных деталей биографии миллиардера в открытом доступе нет.
Неудивительно, что и в США, и в Австралии многие решили: китайцам порт нужен не только для торговли, но и для шпионажа. «У китайцев есть огромное желание изучить, как функционируют западные вооруженные силы, их интересуют даже такие мелкие детали, как загрузка и разгрузка кораблей, типы сигналов, посылаемых кораблями», — объясняет директор Австралийского института стратегической политики Питер Дженнингс.
При этом США и Австралия не просто дружественные страны, а близкие союзники. «Со времени Второй мировой войны австралийцы были надежными партнерами Соединенных Штатов, не раз участвовавшими в военных операциях, инициированных Вашингтоном, — в Корее и во Вьетнаме, а после холодной войны — в Афганистане и Ираке», — напоминает Войтоловский. Между двумя государствами динамично развивается сотрудничество в области безопасности. Австралия вместе с США, Великобританией, Новой Зеландией и Канадой входит в сообщество Пять глаз (Five eyes), члены которого тесно взаимодействуют в сфере разведки. При этом США рассчитывают сделать Зеленый континент важным элементом своей системы противоракетной обороны в АТР. Так, в марте появилась информация о планах Пентагона развернуть стратегические бомбардировщики Б-1 на базах австралийских ВВС в Дарвине и Тиндале.
Подливают масла в огонь и представители консервативной части экспертно-политического сообщества США — как правило, близкие к военно-промышленным кругам. Любое действие, улучшающее возможности Китая получать природные ресурсы морским путем, они считают угрозой американскому контролю над морскими коммуникациями в Тихом океане. А это, в свою очередь, чревато сокращением влияния на союзников в АТР.
Если учесть, что конкуренция США и КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет только нарастать, возникает вопрос: как Австралия допустила передачу стратегически важного объекта в аренду китайцам, если эта сделка явно не по вкусу Вашингтону?
Отвечая на этот упрек, Канберра ссылается на то, что контракт заключался не государственными, а местными властями. Кроме того, австралийцы уверяют, что не позволят китайцам злоупотреблять положением. «По нашим законам мы имеем право мгновенно вернуть этот порт под свой контроль в случае кризисной ситуации, — сказал секретарь Министерства обороны Австралии Деннис Ричардсон. — Министерство обороны и Служба безопасности и разведки (ASIO) тщательно изучили детали этой сделки на предмет возможного шпионажа и пришли к единому выводу, что данное соглашение не наносит ущерба интересам национальной безопасности». При этом, по его словам, китайцы могут выведывать что угодно, «сидя в закусочной на причале» и наблюдая за тем, как в гавань заходят корабли.
Что же касается сетований американцев на то, что австралийцы заключили сделку, не проконсультировавшись с ними, то исчерпывающий ответ на это еще в ноябре дал премьер Малкольм Тернбулл. По его словам, никто не делал из готовившегося соглашения секрета, заинтересованность Китая в австралийской инфраструктуре хорошо известна, и вообще он удивлен тем, что американские политики узнали обо всем этом из публикации в Wall Street Journal.
Нежелание австралийского руководства накалять атмосферу можно понять: КНР давно стала крупнейшим торговым партнером страны. 36 процентов импорта приходит в Китай с Зеленого континента (спектр товаров крайне широк — от железной руды до экологически чистых сельхозпродуктов). Стоимость австралийского экспорта в Поднебесную составляет 10 процентов ВВП страны. Так что Канберра очень заинтересована в том, чтобы дебаты по военно-политическим вопросам не портили деловой климат и не мешали китайскому бизнесу активно участвовать развитии Северной территории. К слову, взаимодействие Китая и Австралии не ограничивается экономикой — страны проводят совместные морские маневры.
КНР, разумеется, тоже хотела бы спокойно вести бизнес в Австралии и при этом не раздражать лишний раз Вашингтон (Пекин постепенно отходит от завета Дэн Сяопина «оставаться в тени» и «копить силы», однако открыто бросить вызов США пока не готов). Резонно было бы ожидать, что китайцы постараются успокоить озабоченных австралийцев и американцев, но по собственной инициативе они этого так и не сделали. Единственной реакцией Пекина стал ответ официального представителя МИД КНР Хун Лэя, на просьбу прокомментировать итоги опроса, проведенного Госдепом. «Населению Австралии не стоит беспокоиться по поводу аренды китайской компанией порта Дарвин.
Китайско-австралийское торгово-экономическое сотрудничество в полной мере раскрывает возможности, которые создает развитие Китая для Австралии. Китай намерен усиливать взаимовыгодное сотрудничество с Австралией и реализовывать совместное развитие и процветание», - заявил дипломат. Китайские предприниматели ведут на территории Зеленого континента нормальную коммерческую деятельность, не нарушающую рыночные принципы, международные правила и австралийские законы. Этот бизнес приносит значительную выгоду обеим странам и позитивно оценивается как правительством Австралии, так и населением страны, добавил Хун.
Почему эти, скажем прямо, достаточно формальные слова были произнесены не в то время, когда скандал только разгорался, а полгода спустя, и то лишь с подачи журналиста? Вряд ли здесь стоит искать злой умысел или желание китайцев что-то скрыть, считает старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО(У) МИД России Игорь Денисов. «Похоже, скандал вокруг аренды порта стал неожиданностью для Пекина. Китайцы вообще плохо умеют пользоваться "мягкой силой". Во-первых, долгие годы КНР предпочитала оставаться в тени, не предпринимая каких-либо упреждающих мер в сфере внешней пропаганды.
Во-вторых, хотя сегодня Китай все активнее заявляет о своих глобальных амбициях, китайцы пребывают в романтических иллюзиях, полагая, что их инвестиции всюду воспринимают как благо. И наконец в-третьих, мы зря верим в силу китайской бюрократии. Процесс межведомственного согласования в КНР по-прежнему очень сложен, и выработать согласованную политику по поводу того или иного проекта получается лишь, когда импульс идет с самого верха. А в случае с Дарвином, видимо, этого не было. Этот коммерческий проект важен для Китая как инструмент влияния в АТР, однако скоординированной поддержки в разных звеньях госаппарата он, судя по всему, не получил», — пояснил ситуацию эксперт.
Так что же в итоге — пришли ли китайцы с инвестициями или с намерением шпионить за американцами? Скорее всего, положительно можно ответить на оба предположения, поскольку и то, и другое соответствует китайским стратегическим интересам. Вопрос в том, как КНР удастся совмещать первое со вторым, не испортив при этом отношений с австралийцами.
Ссылка