Цитата: АК 7.62 от 12.04.2016 09:00:06Уважаемый Добряк, не могли бы Вы освятить тему по мобильным (передвижным и плавучим) атомным станциям? Ведутся ли подобные разработки "за бугром"? А то в инете всё, в основном, на уровне ОБС.
На данный момент финансирование данных проектов в основном в странах урезано. При этом на уровне принципиальных проектов есть во многих странах (Япония, Китай, мы, США, Канада и т.д). Сейчас сложилась такая ситуация, что многие хвастаются о достижениях в расчете выведать: а что у других. Фактически, набольшая степень реализации у нашей плавучки.
Следует отметить, что на данный момент использование транспортных и транспортабельных ядерных установок в качестве источников электро- и теплоснабжения оправдано там, где нет возможности круглогодичной доставки органического топлива.
На международном уровне проекты таких установок рассматриваются в рамках ИНПРО (предоставление "ядерных услуг" - некая страна производит ТТЯУ и затем предоставляет другой стране услуги по производству энергии. Схема - строю, эксплуатирую, владею). За Россией закреплены проекты надводных ядерных установок, за Францией - подводных, за Канадой - наземных. Причем Канада пытается реализовать ядерную установку на основе проекта, разработанного НИКИЭТ.
Самый большой вопрос состоит в том, по каким нормам и правила необходимо регулировать ядерную и радиационную безопасность таки мобильных ядерных установок. ТТЯУ обладают спецификой, определяющей особенности регулирования безопасности на этапах их полного жизненного цикла. К таким специфическим особенностям относятся, в частности:
· ТТЯУ изготавливаются в условиях заводского производства, в то время, как АС больших мощностей создаются в рамках строительного цикла;
· эксплуатация ТТЯУ производится на заранее подготовленных площадках либо без них;
· для ТТЯУ необходимо рассматривать более широкий, по сравнению с АС, вероятный спектр внешних воздействий (например, для ТТЯУ, используемых в водной среде – столкновение с другими судами, посадка на мель, затопление, опрокидывание и т.д.);
· использование ТТЯУ в диапазоне малых мощностей для локального или регионального электроснабжения в отличие от АС, которые работают в крупномасштабных энергетических сетях;
· использование ТТЯУ может позволить существенно сократить сроки их ввода в эксплуатацию;
· мобильность ядерной установки, которая позволяет, при необходимости, вывести ТТЯУ из рабочего режима и передислоцировать на другую площадку;
· при размещении ТТЯУ в иностранном государстве, требования к государству пользователю ТТЯУ минимизируются и, соответственно, расширяется ответственность государства производителя атомных энергетических услуг;
· работа необитаемых ТТЯУ в полностью автономном режиме;
· необходимость в дополнительной защите персонала ТТЯУ, населения и окружающей среды от радиационных факторов;
· повышенные требования с точки зрения нераспространения ядерных материалов, физической защиты.
Указанные конструктивные особенности и область применения ТТЯУ определяют особенности регулирования безопасности на этапах их полного жизненного цикла.
В принципе вопросы регулирования безопасности плавучки в России в основном решены и не имеют принципиального значения. Однако с точки зрения выхода на международный уровень возникает много проблем правового характера. Это и обеспечение физической безопасности и правовой статус эксплуатирующей организации в иностранном государстве и созлдание атомного законодательства в стране-получателе услуг и т.д.