Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,786,784 45,056
 

  Vstarik ( Слушатель )
12 апр 2016 19:52:26

Тред №1083499

новая дискуссия Дискуссия  67

Из А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)

Статистические очерки


«
Значительное место в начальном образовании занимали цер­ковно-приходские школы,
В них в 1905-1914 гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличение церковно-приходских школ по особым мотивам настаивал обер-прокурор синода К. П. Победоносцев. Он гово­рил: «Церковно-приходские школы, по самым условиям сущест­вующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства под­держки и поощрения»[52].
 
Рост числа церковных начальных школ за 30 лет (1884- 1914 гг.) и учащихся в них был весьма значительным. Если в 1884 г. в них насчитывалось около 100 тыс., а в 1885 г.- 181 тыс. учащихся, то в 1913-1914 гг. учащихся было более 2 млн.[53].


В 1911 г. лишь 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучались в сельских начальных школах. Доля уча­щихся ко всему сельскому населению Европейской России за 1880-1911 гг. увеличилась лишь с 1,5% в 1880 г. до 4,5% в 1911 г.[60]. Несмотря на некоторый рост численности учащихся на­чальных школ, все же в 1911 г. процент учащихся ко всему насе­лению продолжал оставаться на весьма низком уровне, особенно для женского населения.
 
. . .
О весьма слабом развитии среднего и высшего образования к концу XIX в. можно судить по следующим данным. В текстовом обзоре материалов первой всеобщей переписи населения 1897 г. сказано[62]: «С образованием выше начального во всей империи находилось 1 364 143 лица или только 1,102%. В частности, среди лиц мужского пола было 848 932 или 1,359% мужского населения и 535 211 лиц женского пола или 0,847% всех женщин. Надо иметь еще в виду, что приведенные цифровые величины не указывают исчерпывающим образом численность лиц действи­тельно закончивших свое образование, а они лишь свидетель­ствуют, что столько-то из них обучалось в тех или других заведе­ниях, а сколько из них окончило неизвестно».


А теперь посмотрим что есть начальное образование в Российской империи, это так называемые начальные народные училища:


Согласно «Положениям» от 14 июля 1864 года, они создавались с целью «утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания».

К начальным народным училищам, согласно «Положениям», относились:

«1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел. Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
4) Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно»


В училищах преподавали следующие предметы: «а) закон божий (краткий катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно» [46].

Срок обучения в начальных училищах не превышал трёх лет.


Гимназии:
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 года. Согласно нему, «Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища».

Устав гласил: «В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания». «В первый класс гимназии и прогимназии принимаются дети, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики сложение, вычитание и таблицу умножения. При сем наблюдается, чтобы в первый класс поступали дети не моложе 10 лет. Во все следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст»

Сословные ограничения на поступления в гимназии, типа устранялись.

Однако В 1887 году министр народного просвещения И.Д.Делянов направил Александру III доклад «О сокращении гимназического образования», в котором, в частности, писал:

«…мы, ввиду замечания в.и.в.[вашего императорского величества], предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные


… можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников…»

Итогом стал одобренный императором специальный циркуляр министра Делянова 1887 года, вновь вводящий сословные ограничения на прием в гимназии. За фразу о «детях кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», перекочевавших в циркуляр из доклада, современниками он был прозван «Циркуляром о кухаркиных детях».

Такой, в общих чертах, система образования в России оставалась вплоть до Революции 1917 года.

Кто считался грамотным в Российской империи - тот кто читал по слогам и мог писать.
  • +0.20 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!