Цитата: ЦитатаСовременное положение Н. народного образования в России и развитие его в последний, послереформенный период, выражается следующими данными. По последнему отчету министра народного просвещения, относящемуся к 1891 г., во всей Империи Н. народных училищ ведомства министерства было 27101 (1050 двуклассных и 25051 одноклассных); из них сельских училищ было 24216 (646 двуклассных и 23570 одноклассных) и городских 2885 (404 двуклассных и 2481 одноклассных). Во всех этих училищах было 19920 законоучителей, 23892 учителя и 13117 учительниц; 1815859 учащихся (1376322 мальчика и 439537 девочек), из числа которых выбыло до окончания курса 384493 и окончило курс 183828 [В отчет не вошли данные об училищах Амурской и Приморской областей, училищах при учительских семинариях и школах, о 37 училищах при церквах иностранных исповеданий и о 569 мектебе и медресе. Не включены также городские (по Положению 1872 г.) и уездные училища.]. Увеличение числа Н. народных училищ ведомства министерства народного просвещения и расходов различных учреждений по их содержанию видно из следующей таблицы, составленной по отчетам министра:
Годы
| Число училищ
| Число учащихся
| Источники средств, израсходованных на содержание училищ
|
Из сумм государственного казначейства
| От городских дум, ратуш и управлений
| От сельских обществ и попечительств
| От земств
| От частных обществ и лиц
| Из войсковых сумм
| Из других источников
| Всего
|
1871
|
16739
|
675317
|
703542
| 139496
|
766643
|
532257
|
73444
|
45571
|
3415188
|
403109
| 751126
|
1881
| 22781
| 1207435
| 1183266
| 1724237
| 2471516
| 3683546
| 827781
| 79 018
| 315164
| 10284528
|
1891
| 27101
| 1815859
| 1480348
| 3026881
| 4226444
| 5334275
| 1225128
| 116835
| 811882
| 16221793
|
Уже из этой таблицы ясно видно, что увеличение затрат на народное образование из сумм государственного казначейства идет крайне медленно и сильно отстает не только от земств, городов и сельских обществ, но даже и от частных лиц. Земские сметные назначения на народное образование в процентном отношении ко всей смете составляли: в 1871—75 гг. — 10,19% в 1876—80 гг. — 13,71%; в 1881—85 гг. — 15,51%, в 1886—90 гг. — 15,90%. По размерам земских расходов на народное образование на первом месте стоят две губернии с преобладающим крестьянским представительством — Пермская и Вятская, а на последнем — губернии с преобладанием дворянского представительства, Симбирская и Тульская. Городские общественные управления также постепенно увеличивают свои расходы на народное образование. По процентному отношению этих расходов к общей сумме всех городских расходов (по данным за 1891—92 гг.) на первом месте стоят города с преобладанием мелких избирателей — Тамбовской (19,77%) и Саратовской (13,8%) губерний, а на последнем — города с преобладанием крупных избирателей, Петербургской (7%) и Московской (5,57%) губерний. Города неземских губерний стоят гораздо ниже городов земских губерний (в городах Волынской губернии — 1,49%, Ковенской — 0,57%). Среднее жалованье учителей народных училищ, по сведениям, собранным московским комитетом грамотности из 33 губерний, равняется 270 руб. (максимум в Таврической губернии — 408 руб. и в Пермской — 367 руб.; минимум в Калужской губернии — 199 руб. и в Тульской — 185 руб.). Учительницы получают еще менее — 252 руб. (от 543 руб. в Таврической до 95 руб. в Вологодской губернии). Последние сведения о школах духовного ведомства заключаются в отчете обер-прокурора св. синода за 1892—93 учебный год. В этом году в его ведении числилось всего 11342 церковно-приходские школы и 15922 школы грамоты, с 860206 учащимися (609842 мальчика и 150364 девочки). На содержание их было израсходовано всего 2757863 руб., полученных из следующих источников: кружечного сбора — 274290 руб., от монастырей — 62703 руб., от сельских обществ — 660795 руб., от городских дум — 52199 руб., от приходских попечительств — 61817 руб., от земств — 202641 руб., от попечителей и благотворителей — 476267 руб., платы за учение — 130541 руб., из сумм государственного казначейства — 10517 2 руб., из губернских земских сборов в неземских губерниях — 297799 руб., остатков прежних лет — 288195 руб. и разных сумм — 145444 руб. Следующая таблица составлена на основании официальных сведений, показанных в отчетах обер-прокурора св. синода (без рижской епархии):
Годы
| Число школ
| Число учащихся в школах
|
Церковно-приходских
| Школ грамоты
| Всего
| Церковно-приходских
| Школ грамоты
| Всего
|
1841
| 2700
| —
| —
| —
| —
| 25000
|
1851
| 4713
| —
| —
| —
| —
| 93350
|
1861
| 18587
| —
| —
| —
| —
| 320350
|
1865
| 21420
| —
| —
| —
| —
| 413524
|
1871
| 10381
| —
| —
| —
| —
| 253413
|
1881
| 4440
| —
| —
| —
| —
| 106385
|
1885
| 5670
| 3980
| 9640
| 182200
| 66900
| 249100
|
1891
| 10600
| 13400
| 24500
| 421600
| 321800
| 743400
|
1893
| 12080
| 17865
| 29945
| 508100
| 423200
| 931400
|
До 1880 г. земство открывало в среднем около 800 сельских народных училищ ежегодно; в период 1880—94 гг. эта норма понизилась почти вдвое. Вместе с тем замечается значительное увеличение числа учащихся, приходящихся на 1 училище: в 1880 г. на 1 земскую школу приходилось, в среднем, 52,6 учащихся, а в 1894 г. — уже 70,6 учащихся. Таким образом, до 1880 г. земство усиленно создавало новые центры обучения, а после 1880 г. ему пришлось расширять существующие школы, под влиянием быстро растущего стремления к школе. Министерство народного просвещения не только не увеличило числа своих училищ в земских губерниях, но даже уменьшило их. В неземских губерниях, исключая Прибалтийский край, начальное народное образование находилось и находится в крайне неудовлетворительном положении. Так, в Кавказском учебном округе в 1881 г. число народных училищ, подведомственных округу, было 1011, а к 1893 г. оно понизилось до 917. В селениях Северо-западного края число училищ ведомства министерства народного просвещения в 1880 г. равнялось 1370, а в 1894 г. сократилось до 1361. В Царстве Польском за тот же период времени число сельских училищ с 2249 увеличилось только до 2569. Ничтожное количество частных сельских школ, равнявшееся в 1880 г. 741, с течением времени, под влиянием стеснений частной инициативы в деле народного образования, еще более уменьшилось. Рассматривая движение Н. народного образования в городах и селениях России с 1868 по 1894 гг., мы получим следующие данные о числе учащихся, на каждые 100 жителей:
| К 1869 г.
| К 1894 г.
|
Во всей Европейской России с Кавказом и Сибирью
| 1,28
| 2,89
|
В губерниях с земскими учреждениями
| 0,60
| 3,12
|
В Виленском учебном округе
| 1,05
| 3,31
|
В Царстве Польском
| 2,70
| 2,89
|
В Прибалтийском крае
| 5,30
| 5,89
|
В Сибири
| 0,15
| 1,23
|
На Кавказе
| 0,65
| 1,72
|
Таким образом, за рассматриваемое 25-летие вся страна увеличила свой показатель образования всего в 2 1/4 раза; но при этом необходимо заметить, что в действительности коэффициент 1869 г. является относительно пониженным, а коэффициент 1894 г. — несколько повышенным, так как в числе народных школ 1869 г. вовсе не приняты в расчет школы грамоты, сосчитанные в 1894 г.; магометанские школы также были зарегистрированы в 1869 г. в гораздо меньшем количестве, чем в 1894 г. Там, где народное образование находилось в руках земства, показатель образования увеличился в 5,2 раза; в Царстве Польском он почти совсем не увеличился, в Виленском округе увеличился всего в 3 раза.
О городских училищах по Положению 1872 г. — см. Городские училища; об уездных училищах — см. Уездные училища; об училищах ведомства императрицы Марии — см. Собственная Его Императорского Величества канцелярия; о школах Императорского русского технического общества — см. Технические общества; о фабричных школах — см. Фабричные школы; о сиротских домах и училищах при них — см. Сиротские дома; об училищах воспитательных домов — см. Воспитательные дома; о школах Общества восстановления православного христианства на Кавказе и о школах миссионерских — см. Миссионерские общества; о школах православных братств — см. Церковные братства; об училищах обществ распространения народного образования — см. Общества народного образования; о воскресных школах — см. Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы; об училищах для девочек — см. Женское образование. См. также Хедеры, Мектебе, Медресе.
V. Статистика Н. народного образования в России.
ТАБЛИЦА I.
Начальные народные училища в России (по сведениям к 1 января 1893 г.)
(Губернии: земские, Архангельская, Астраханская, Оренбургская, Область Войска Донского, губернии Северо-западного, Юго-западного и Прибалтийского краев).
ТАБЛИЦА II.
Начальные народные училища в России (по сведениям к 1 января 1894 г.)
(Привислянский край, Сибирь и Степной край, Кавказ, Туркестан)
ГУБЕРНИИ и ОБЛАСТИ
| Начальные училища ведомства министерства народного просвещения
| Начальные училища других ведомств
|
Число училищ
| Число учащихся
| Число училищ
| Число учащихся
|
Мал.
| Дев.
| Всего
| Мал.
| Дев.
| Всего
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
Привислянский край 1)
Варшавская
Калишская
Келецкая
Ломжинская
Люблинская
Петроковская
Плоцкая
Радомская
Сувалкская
Седлецкая
| 6332
1154
692
520
805
438
907
531
440
200
645
| 179421
39880
18846
16219
13024
16043
30937
12606
12044
6283
13539
| 76013
19494
8974
7059
3690
6470
15130
5192
4243
2317
3444
| 255434
59374
27820
23278
16714
22513
46067
17798
16287
8600
16983
| 1
—
—
—
—
—
1
—
—
—
—
| 110
—
—
—
—
—
110
—
—
—
—
| —
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
| 110
—
—
—
—
—
110
—
—
—
—
|
Сибирь и Степной край 2)
Акмолинская обл.
Енисейская губ.
Иркутская
Приамурский край
Семипалатинская обл.
Семиреченская
Тобольская губ.
Томская
Тургайская обл.
Уральская обл.
Якутская
| 714
31
70
109
—
28
40
34
241
46
98
17
| 25402
1469
2666
3874
—
1609
1715
1636
7705
1134
3320
274
| 9080
688
987
1404
—
341
480
916
3256
238
681
89
| 34482
2157
3653
5278
—
1950
2195
2552
10961
1372
4001
363
| 407
91
1
5
—
61
1
246
—
—
—
2
| 11328
2328
—
126
—
1349
20
7459
—
—
—
46
| 3617
788
45
385
—
300
—
2073
—
—
—
26
| 14945
3116
45
511
—
1649
20
9532
—
—
—
72
|
Кавказ 3)
Бакинская
Дагестанская
Елизаветпольская
Карская обл.
Кубанская обл.
Кутаисская
Терская обл.
Тифлисская
Ставропольская
Эриванская
| 3528
399
741
556
315
314
437
127
333
167
136
| 94074
7059
4560
8169
6128
17729
18384
6368
12300
6855
6522
| 23287
1403
659
1660
1286
5384
1627
2085
5828
1918
1437
| 117361
8462
5219
9829
7414
23113
20011
8453
18128
8773
7559
| 1
—
—
—
—
—
—
—
—
—
1
| 26
—
—
—
—
—
—
—
—
—
26
| —
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
| 26
—
—
—
—
—
—
—
—
—
26
|
1) Кроме того, в Привислянском крае считается 48 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 1247 учащимися мальчиками и 276 учащимися девочками.
2) Кроме того, в Сибири считается 1115 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 18110 учащимися мальчиками и 4098 учащимися девочками.
3) Кроме того, на Кавказе считается 770 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 18989 учащимися мальчиками и 4796 учащимися девочками.
ПРИМЕЧАНИЕ К ТАБЛИЦАМ I и II.
Статистика начального народного образования находится в России в очень печальном состоянии. Правильной, однообразной и простой классификации начальных школ, которая составила в других государствах предмет долгих и трудных работ, у нас до сих пор нет. Существует много разрядов начальных училищ, ничем в сущности между собой не отличающихся, но имеющих различные названия. Специального статистического исследования начального народного образования, обнимающего собой всю Россию, ни разу еще произведено не было. Не издается в России и общих ежегодных отчетов о состоянии народного образования, охватывающих всю Империю и все разряды начальных училищ. Всеподданнейшие отчеты министерства народного просвещения заключают в себе только сведения об училищах, находящихся в его ведении, и притом сгруппированные по учебным округам, без подразделения на губернии. Отчеты эти выходят очень поздно (через 4—5 лет после отчетного года) и для публики почти недоступны, так как в продажу не поступают. Наиболее достоверные и тщательно проанализированные позднейшие (к 1 января 1893 г.) сведения о состоянии в России начального народного образования заключаются в частной работе Ф. Ф. Ольденбурга, изданной в 1896 г.; но она обнимает не всю Россию и на основании ее могла быть составлена только таблица I. Таблица II, заключающая в себесведения об остальной России, составлена по данным работы, представленной министерством народного просвещения на Всероссийскую нижегородскую выставку 1896 г. Данные эти относятся к 1 января 1894 г. Из отдельных рубрик наименее точны и удовлетворительны сведения относительно иноверческих конфессиональных училищ (табл. I). Общее число существовавших в России в 1893—94 гг. правильно организованных народных училищ во всяком случае не выше, а скорее ниже показанного в таблицах, так как по некоторым губерниям и областям оказалось невозможным выделить еврейские хедеры и магометанские мектебе, являющиеся, по типу, однородными с православными школами грамоты.
Литература. 1) Энциклопедии. W. Rein, "Encyklopedisches Handbuch der Pädagogik"; K. V. Hay, "Encyklopädie, Methodologie und Litteratur der Pä dagogik" (Лейпциг, 1878); Buisson, "Dictionnaire de P é dagogie (П., 1888); Sonnenschein, "Cyclopedia of Education" (Л., 1889); K. A. Schmid, "Encyclop ädie des gesammten Erziehungs und Unterrichtswesens" (1887); Richter, "Pädagogisches Jahres bericht, 1894" (47-й год); "Encyclopedia Wychowania" (Варшава); M. Mulhall, "The Dictionary of Statistics" (Лондон, 1892).
[justify]2) История Н. образования. J. Böhm, "Erziehung und Unterricht bei den Römern zur Zeit der Könige und des Freistaates" (1886); Fr. Bresnik, "Erziehung und Unterricht bei den Griechen" (1886); D. Haneberg, "Schul- und Lehrwesen der Muhamedaner im Mittelalter" (1850); J. H. Krause. "Geschichte der Erziehung und der Bildung bei den Gri
Это словарь Брокгауза и Ефрона.