Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,786,784 45,056
 

  izverg ( Слушатель )
12 апр 2016 23:18:27

Тред №1083582

новая дискуссия Дискуссия  116

Цитата: ЦитатаСовременное положение Н. народного образования в России и развитие его в последний, послереформенный период, выражается следующими данными. По последнему отчету министра народного просвещения, относящемуся к 1891 г., во всей Империи Н. народных училищ ведомства министерства было 27101 (1050 двуклассных и 25051 одноклассных); из них сельских училищ было 24216 (646 двуклассных и 23570 одноклассных) и городских 2885 (404 двуклассных и 2481 одноклассных). Во всех этих училищах было 19920 законоучителей, 23892 учителя и 13117 учительниц; 1815859 учащихся (1376322 мальчика и 439537 девочек), из числа которых выбыло до окончания курса 384493 и окончило курс 183828 [В отчет не вошли данные об училищах Амурской и Приморской областей, училищах при учительских семинариях и школах, о 37 училищах при церквах иностранных исповеданий и о 569 мектебе и медресе. Не включены также городские (по Положению 1872 г.) и уездные училища.]. Увеличение числа Н. народных училищ ведомства министерства народного просвещения и расходов различных учреждений по их содержанию видно из следующей таблицы, составленной по отчетам министра:



Годы


Число училищ


Число учащихся


Источники средств, израсходованных на содержание училищ


Из сумм государственного казначейства


От городских дум, ратуш и управлений


От сельских обществ и попечительств


От земств


От частных обществ и лиц


Из войсковых сумм


Из других источников


Всего


 

1871


 

16739


 

675317


 

703542


139496


 

766643


 

532257


 

73444


 

45571


 

3415188


403109


751126


1881


22781


1207435


1183266


1724237


2471516


3683546


827781


79 018


315164


10284528


1891


27101


1815859


1480348


3026881


4226444


5334275


1225128


116835


811882


16221793



Уже из этой таблицы ясно видно, что увеличение затрат на народное образование из сумм государственного казначейства идет крайне медленно и сильно отстает не только от земств, городов и сельских обществ, но даже и от частных лиц. Земские сметные назначения на народное образование в процентном отношении ко всей смете составляли: в 1871—75 гг. — 10,19% в 1876—80 гг. — 13,71%; в 1881—85 гг. — 15,51%, в 1886—90 гг. — 15,90%. По размерам земских расходов на народное образование на первом месте стоят две губернии с преобладающим крестьянским представительством — Пермская и Вятская, а на последнем — губернии с преобладанием дворянского представительства, Симбирская и Тульская. Городские общественные управления также постепенно увеличивают свои расходы на народное образование. По процентному отношению этих расходов к общей сумме всех городских расходов (по данным за 1891—92 гг.) на первом месте стоят города с преобладанием мелких избирателей — Тамбовской (19,77%) и Саратовской (13,8%) губерний, а на последнем — города с преобладанием крупных избирателей, Петербургской (7%) и Московской (5,57%) губерний. Города неземских губерний стоят гораздо ниже городов земских губерний (в городах Волынской губернии — 1,49%, Ковенской — 0,57%). Среднее жалованье учителей народных училищ, по сведениям, собранным московским комитетом грамотности из 33 губерний, равняется 270 руб. (максимум в Таврической губернии — 408 руб. и в Пермской — 367 руб.; минимум в Калужской губернии — 199 руб. и в Тульской — 185 руб.). Учительницы получают еще менее — 252 руб. (от 543 руб. в Таврической до 95 руб. в Вологодской губернии). Последние сведения о школах духовного ведомства заключаются в отчете обер-прокурора св. синода за 1892—93 учебный год. В этом году в его ведении числилось всего 11342 церковно-приходские школы и 15922 школы грамоты, с 860206 учащимися (609842 мальчика и 150364 девочки). На содержание их было израсходовано всего 2757863 руб., полученных из следующих источников: кружечного сбора — 274290 руб., от монастырей — 62703 руб., от сельских обществ — 660795 руб., от городских дум — 52199 руб., от приходских попечительств — 61817 руб., от земств — 202641 руб., от попечителей и благотворителей — 476267 руб., платы за учение — 130541 руб., из сумм государственного казначейства — 10517 2 руб., из губернских земских сборов в неземских губерниях — 297799 руб., остатков прежних лет — 288195 руб. и разных сумм — 145444 руб. Следующая таблица составлена на основании официальных сведений, показанных в отчетах обер-прокурора св. синода (без рижской епархии):

Годы


Число школ


Число учащихся в школах


Церковно-приходских


Школ грамоты


Всего


Церковно-приходских


Школ грамоты


Всего


1841


2700














25000


1851


4713














93350


1861


18587














320350


1865


21420














413524


1871


10381














253413


1881


4440














106385


1885


5670


3980


9640


182200


66900


249100


1891


10600


13400


24500


421600


321800


743400


1893


12080


17865


29945


508100


423200


931400



До 1880 г. земство открывало в среднем около 800 сельских народных училищ ежегодно; в период 1880—94 гг. эта норма понизилась почти вдвое. Вместе с тем замечается значительное увеличение числа учащихся, приходящихся на 1 училище: в 1880 г. на 1 земскую школу приходилось, в среднем, 52,6 учащихся, а в 1894 г. — уже 70,6 учащихся. Таким образом, до 1880 г. земство усиленно создавало новые центры обучения, а после 1880 г. ему пришлось расширять существующие школы, под влиянием быстро растущего стремления к школе. Министерство народного просвещения не только не увеличило числа своих училищ в земских губерниях, но даже уменьшило их. В неземских губерниях, исключая Прибалтийский край, начальное народное образование находилось и находится в крайне неудовлетворительном положении. Так, в Кавказском учебном округе в 1881 г. число народных училищ, подведомственных округу, было 1011, а к 1893 г. оно понизилось до 917. В селениях Северо-западного края число училищ ведомства министерства народного просвещения в 1880 г. равнялось 1370, а в 1894 г. сократилось до 1361. В Царстве Польском за тот же период времени число сельских училищ с 2249 увеличилось только до 2569. Ничтожное количество частных сельских школ, равнявшееся в 1880 г. 741, с течением времени, под влиянием стеснений частной инициативы в деле народного образования, еще более уменьшилось. Рассматривая движение Н. народного образования в городах и селениях России с 1868 по 1894 гг., мы получим следующие данные о числе учащихся, на каждые 100 жителей:

 
К 1869 г.


К 1894 г.


Во всей Европейской России с Кавказом и Сибирью
1,28


2,89


В губерниях с земскими учреждениями
0,60


3,12


В Виленском учебном округе
1,05


3,31


В Царстве Польском
2,70


2,89


В Прибалтийском крае
5,30


5,89


В Сибири
0,15


1,23


На Кавказе
0,65


1,72



Таким образом, за рассматриваемое 25-летие вся страна увеличила свой показатель образования всего в 2 1/4 раза; но при этом необходимо заметить, что в действительности коэффициент 1869 г. является относительно пониженным, а коэффициент 1894 г. — несколько повышенным, так как в числе народных школ 1869 г. вовсе не приняты в расчет школы грамоты, сосчитанные в 1894 г.; магометанские школы также были зарегистрированы в 1869 г. в гораздо меньшем количестве, чем в 1894 г. Там, где народное образование находилось в руках земства, показатель образования увеличился в 5,2 раза; в Царстве Польском он почти совсем не увеличился, в Виленском округе увеличился всего в 3 раза.

О городских училищах по Положению 1872 г. — см. Городские училища; об уездных училищах — см. Уездные училища; об училищах ведомства императрицы Марии — см. Собственная Его Императорского Величества канцелярия; о школах Императорского русского технического общества — см. Технические общества; о фабричных школах — см. Фабричные школы; о сиротских домах и училищах при них — см. Сиротские дома; об училищах воспитательных домов — см. Воспитательные дома; о школах Общества восстановления православного христианства на Кавказе и о школах миссионерских — см. Миссионерские общества; о школах православных братств — см. Церковные братства; об училищах обществ распространения народного образования — см. Общества народного образования; о воскресных школах — см. Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы; об училищах для девочек — см. Женское образование. См. также Хедеры, Мектебе, Медресе.

V. Статистика Н. народного образования в России.

ТАБЛИЦА I.

Начальные народные училища в России (по сведениям к 1 января 1893 г.)

(Губернии: земские, Архангельская, Астраханская, Оренбургская, Область Войска Донского, губернии Северо-западного, Юго-западного и Прибалтийского краев).



ТАБЛИЦА II.

Начальные народные училища в России (по сведениям к 1 января 1894 г.)

(Привислянский край, Сибирь и Степной край, Кавказ, Туркестан)

ГУБЕРНИИ и ОБЛАСТИ


Начальные училища ведомства министерства народного просвещения


Начальные училища других ведомств


Число училищ


Число учащихся


Число училищ


Число учащихся


Мал.


Дев.


Всего


Мал.


Дев.


Всего


1


2


3


4


5


6


7


8


9


Привислянский край 1)

Варшавская

Калишская

Келецкая

Ломжинская

Люблинская

Петроковская

Плоцкая

Радомская

Сувалкская

Седлецкая


6332

1154

692

520

805

438

907

531

440

200

645


179421

39880

18846

16219

13024

16043

30937

12606

12044

6283

13539


76013

19494

8974

7059

3690

6470

15130

5192

4243

2317

3444


255434

59374

27820

23278

16714

22513

46067

17798

16287

8600

16983


1











1










110











110

































110











110










Сибирь и Степной край 2)

Акмолинская обл.

Енисейская губ.

Иркутская

Приамурский край

Семипалатинская обл.

Семиреченская

Тобольская губ.

Томская

Тургайская обл.

Уральская обл.

Якутская


714

31

70

109



28

40

34

241

46

98

17


25402

1469

2666

3874



1609

1715

1636

7705

1134

3320

274


9080

688

987

1404



341

480

916

3256

238

681

89


34482

2157

3653

5278



1950

2195

2552

10961

1372

4001

363


407

91

1

5



61

1

246







2


11328

2328



126



1349

20

7459







46


3617

788

45

385



300



2073







26


14945

3116

45

511



1649

20

9532







72


Кавказ 3)

Бакинская

Дагестанская

Елизаветпольская

Карская обл.

Кубанская обл.

Кутаисская

Терская обл.

Тифлисская

Ставропольская

Эриванская


3528

399

741

556

315

314

437

127

333

167

136


94074

7059

4560

8169

6128

17729

18384

6368

12300

6855

6522


23287

1403

659

1660

1286

5384

1627

2085

5828

1918

1437


117361

8462

5219

9829

7414

23113

20011

8453

18128

8773

7559


1



















1


26



















26

























26



















26



1) Кроме того, в Привислянском крае считается 48 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 1247 учащимися мальчиками и 276 учащимися девочками.


2) Кроме того, в Сибири считается 1115 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 18110 учащимися мальчиками и 4098 учащимися девочками.


3) Кроме того, на Кавказе считается 770 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 18989 учащимися мальчиками и 4796 учащимися девочками.


ПРИМЕЧАНИЕ К ТАБЛИЦАМ I и II.


Статистика начального народного образования находится в России в очень печальном состоянии. Правильной, однообразной и простой классификации начальных школ, которая составила в других государствах предмет долгих и трудных работ, у нас до сих пор нет. Существует много разрядов начальных училищ, ничем в сущности между собой не отличающихся, но имеющих различные названия. Специального статистического исследования начального народного образования, обнимающего собой всю Россию, ни разу еще произведено не было. Не издается в России и общих ежегодных отчетов о состоянии народного образования, охватывающих всю Империю и все разряды начальных училищ. Всеподданнейшие отчеты министерства народного просвещения заключают в себе только сведения об училищах, находящихся в его ведении, и притом сгруппированные по учебным округам, без подразделения на губернии. Отчеты эти выходят очень поздно (через 4—5 лет после отчетного года) и для публики почти недоступны, так как в продажу не поступают. Наиболее достоверные и тщательно проанализированные позднейшие (к 1 января 1893 г.) сведения о состоянии в России начального народного образования заключаются в частной работе Ф. Ф. Ольденбурга, изданной в 1896 г.; но она обнимает не всю Россию и на основании ее могла быть составлена только таблица I. Таблица II, заключающая в себесведения об остальной России, составлена по данным работы, представленной министерством народного просвещения на Всероссийскую нижегородскую выставку 1896 г. Данные эти относятся к 1 января 1894 г. Из отдельных рубрик наименее точны и удовлетворительны сведения относительно иноверческих конфессиональных училищ (табл. I). Общее число существовавших в России в 1893—94 гг. правильно организованных народных училищ во всяком случае не выше, а скорее ниже показанного в таблицах, так как по некоторым губерниям и областям оказалось невозможным выделить еврейские хедеры и магометанские мектебе, являющиеся, по типу, однородными с православными школами грамоты.


Литература. 1) Энциклопедии. W. Rein, "Encyklopedisches Handbuch der Pädagogik"; K. V. Hay, "Encyklopädie, Methodologie und Litteratur der Pä dagogik" (Лейпциг, 1878); Buisson, "Dictionnaire de P é dagogie (П., 1888); Sonnenschein, "Cyclopedia of Education" (Л., 1889); K. A. Schmid, "Encyclop ädie des gesammten Erziehungs und Unterrichtswesens" (1887); Richter, "Pädagogisches Jahres bericht, 1894" (47-й год); "Encyclopedia Wychowania" (Варшава); M. Mulhall, "The Dictionary of Statistics" (Лондон, 1892).


[justify]2) История Н. образования. J. Böhm, "Erziehung und Unterricht bei den Römern zur Zeit der Könige und des Freistaates" (1886); Fr. Bresnik, "Erziehung und Unterricht bei den Griechen" (1886); D. Haneberg, "Schul- und Lehrwesen der Muhamedaner im Mittelalter" (1850); J. H. Krause. "Geschichte der Erziehung und der Bildung bei den Gri

Это словарь Брокгауза и Ефрона.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами)
Отредактировано: izverg - 12 апр 2016 23:21:10
  • -0.04 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!