Куча интересных фотографий, сделанных туристами в развалинах "античного порта Остия" - рекомендую к внимательному просмотру:
http://talusha.3bb.r…hp?id=4977http://talusha.3bb.r…hp?id=8401Обратите внимание, что копать и восстанавливать древние римские руины начали
с конца восемнадцатого века.
Вот что писали про Остию в девятнадцатом веке:
Цитата(Ostia, Ωστια, Όστία) — город в древнем Лации, при устье Тибра; гавань Рима, позднее колония; заложена Анком Марцием. С увеличением благосостояния и ростом Рима совпадало и процветание О., главного торгового центра римской торговли. Как место стоянки кораблей, О. была неудобным пунктом: частые заносы русла реки песком и илом требовали постоянных забот об устройстве фарватера. В виду этого Цезарь задумал построить искусственную гавань в О., но только при Клавдии был устроен новый бассейн, с углублением русла и проведением канала. Траян увеличил сооружения гавани, вследствие чего она стала называться Portus Augusti (Traiani). Торговля О., однако, падала, и к концу империи она представляла собой незначительный городок. В О. были богатые солеварни.
http://www.vehi.net/brokgauz/Вот как пишут сейчас, красиво и с подробностями:
ЦитатаОстия – древнеримский город-порт. Основанный в IV в. до н.э., он достиг максимального развития во времена императорского Рима, когда в порт прибывали грузы, предназначенные для столицы. Тогда в Остии насчитывалось около 75 тысяч жителей.
Первый порт заложил Юлий Цезарь, который понимал необходимость транспортной связи между Римом и морскими путями. Столица без выхода к морю не могла существовать, а Остия находилась недалеко от Рима и стала связующим звеном. Вскоре порт стал мал и перестал удовлетворять потребностям города, тогда император Клавдий решил построить новый порт, который соединялся с Тибром каналом Фьюмичино. Закончили строительство порта через 20 лет в 64-66 гг. при императоре Нероне.
Новый порт выходил на искусственный водоем, это была огромная постройка, занимающая 90 га. Но проблема была в том, что порт оказался уязвимым в штормы и бури. Так однажды затонули 200 кораблей, стоявших в порту.
Поэтому император Траян решил перестроить порт, решив это проблему. Для этой цели позвали архитектора Аполлодоро ди Дамаско. Работы длились 12 лет. Был вырыт водоем шестиугольной формы и построен причал длиной 2 000 метров.
Экономический кризис наступил в III в., в V в. город полностью пришел в упадок.
http://www.biancolot…ostia.htmlНу а на деле, как изображали этот пришедший в упадок город на старых гравюрах?
Ну вот так, рисуют средневековый городок без всяких там мега-портов.
Матиас Мериан (1688):
Карта с изображением Остии 1547 года:
A map of the environs of Ostia by Eufrosino della Volpaia from 1547. Remains of the aqueduct can be seen in the upper part. Below is what seems to be an aqueduct, but is in reality the Via Ostiensis, raised and passing through swamps.
http://www.ostia-ant…olpaia.htmА вот уже вид "античной Остии", озаглавленный, как "Остия в Италии" и датированный тоже семнадцатым веком:
4.5 x 10 cm copperplate engraving, sheet size 18.5 x 15 cm, engraved circa 1623-1650, printed 1678.
A scarce engraving from the 1678 edition of the monumental town atlas of Daniel Meisner, published by Paulus Fürst in Nürnberg. First published as "Thesaurus Philo-politicus" in 1623 and later known as the "Sciographia Cosmica", this collection of city views from around the world continued to be published for more than 50 years after Meisner's death in 1625, eventually comprising 800 magnificent engravings. Rich in allegorical imagery, the Meisner engravings are masterful examples of Renaissance art and culture.
http://www.ostia-ant…eisner.htmОтчего на переднем плане бегают крокодилы и почему в сопроводительных надписях все время упоминают речку Нил?Я, увы...не знаю ни немецкого, ни латыни, может быть, кто-нибудь прочтет?
ЗЫ. Обычно на таких гравюрах в картушах писали всякие пояснения, но тут он почему-то пустой...
Еще один старинный план античной Остии:
http://historic-citi…IV_53.html