АВИАЦИЯ и иные...
13,518,402 34,315
 

  Technik ( Практикант )
03 май 2016 11:10:46

Тред №1090550

новая дискуссия Дискуссия  351

Выполняю давнее обещание - выложить материал по сравнению модернизаци Су-25 и А-10 и представить информацию по СОЛТ-25

Ниже - материал по Су-25. По А-10 - в разработке, будет выложен позже.


Модернизации Су-25 и А-10: сравнение. Часть 1 – Су-25.  

Использована только открытая информация, возможны неточности и ошибки. Поэтому изложенное не стоит рассматривать как истину в последней инстанции, а всего лишь как предварительный материал, неподтвержденная информация будет оговариваться особо. 

1. Иногда это забывается, поэтому стоит напомнить: любая разработка, модернизация любого самолета (как и вообще любой сложной системы) ведется поэтапно. Так и - как теперь очевидно - модернизация Су-25 проводится поэтапно. Су-25СМ – первый этап. Основные черты второго – замена «Клена» на СОЛТ-25 и установка комплекса РЭБ «Витебск». 

Давнишние споры о названии модернизированного по второму этапу самолета также давно закончены – это Су-25СМ3. 

Сообщалось, что первые 10 машин должны были быть поставлены в строевые  части до конца 2015-го. 

Однако по текущей информации в апреле с.г. Су-25СМ3 должны быть предъявлены на испытания. Поступление в строевые части – в конце 2016-го. Пока что планируется до 2020 года поставить в войска порядка 40-45 модернизированных машин (маловато… ). 

Прибор СОЛТ-25, предназначенный для замены дальномера-подсветчика «Клен-ПС», впервые был показан на МАКСе-2015. О нем будет сказано ниже. 


2. Модернизация Су-25 до технического лица СМ  была детально  прописана в опубликованных в Сети соответствующих ТУ апреля 2011 г., копировать документ на почти полсотни страниц не стоит, самые основные пункты модернизации - следующие: 

Установка прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс», в составе которого: 

- Система отображения информации и управления СОИ-У-25-2, в составе которой в том числе:

блок цифрового управления БЦУ-25 (предназначенный для решения навигационных и специальных задач, в том числе ранее решавшихся аналоговым прицелом АСП-17),

ИЛС - коллиматорный авиационный индикатор КАИ-1-01 (или аналогичный по функциям), заменивший визирную головку (собственно прицел) С-17ВГ прицела АСП-17, 

многофункциональный цветной индикатор (МФЦИ), в том числе с режимом вывода на экран ТВ-изображения. 

(БЦУ-25 – по сути, центральная БЦВМ ПрНК, является одной из  БЦВМ семейства БЦВМ90.  И по всем канонам должна отдельным узлом входить непосредственно в состав ПрНК. Но «структурные» фортели советских еще времен – когда для престижу фирмы и пирогов и пышек начальству ну позарез нужно было выпускать не просто устройство, а, видите ли, Систему… - похоже, продолжаются. Но об этом как-нибудь в другой раз).  

- Система подготовки и применения вооружения – СУО-39 («39ПМ»). 

- Приемник спутниковой навигации А-737. 

- Цифровая система регистрации полетной информации и система видеорегистрации (изображения на ИЛСе и на МФИ). 

- Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ШО-13АС (наличие «доплера» позволяет весьма точно определять скорость и направление ветра на высоте полета при отсутствии информации от системы спутниковой навигации). 

В качестве «целевого» оборудования по-прежнему используется дальномер-подсветчик «Клен-ПС». 

В составе вооружения Су-25СМ, как и ранее, НРС С-8, С-13, С-24, С-25, обычные (неуправляемые) авиабомбы,  «лазерные» ракеты  С-25Л/ЛД, Х-25МЛ, Х-29Л. Новое - использовавшиеся в качестве оборонительного вооружения ракеты Р-60М из состава вооружения исключены и заменены Р-73.

В составе вооружения осталась и очень скромная аббревиатура СпАБ. Расшифровывать, наверное, не надо. 

Что добавила модернизация? 

Во-первых, и самое главное - установлена ЦВМ вместо аналогового прицела и система индикации с цифровым процессором, позволяющие проводить ограничиваемое только возможностями самого самолета (как носителя авионики и вооружения) поэтапное расширение его боевых возможностей. 

За счет замены аналогового прицела и наличия «спутниковой» информации о текущих параметрам полета существенно увеличилась точность стрельбы НРС и радикально увеличилась точность применения неуправляемых авиабомб. 

Еще по результатам «08.08.08» Главный конструктор Су-25 Владимир Петрович Бабак отмечал, что: 

«Точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в полтора раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых средств поражения. Стало возможным бомбометание с различных видов маневра, а при навигационном бомбометании с высоты 5000 метров максимальное отклонение боеприпаса составило 25 метров". 

http://www.aex.ru/fdocs/2/2008/9/10/15598/ 

Напомню, что навигационное бомбометание может осуществляться без необходимости визуального обнаружения цели, т.е. и ночью и при любой видимости. 

Таким образом, можно констатировать, что модернизация несколько изменила лицо Су-25 – с позиции чистого штурмовика, применявшегося исключительно в дневное время и только по визуально видимым целям, произошла определенная подвижка в сторону многоцелевого всепогодного ударного самолета. Но очевидно, что это не причинило никакого ущерба «штурмовым» качествам машины. 

Внешне Су-25СМ и «старый» Су-25 одинаковы, однако кабины отличаются весьма существенно.

 Кабина Су-25 



http://cdn-www.airliners.net/aviation-photos/photos/6/3/7/2155736.jpg

«Бандура» справа от прицела – это фотоконтрольный прибор СШ-45, снимает на 35-мм фотопленку. Между прочим, давал отличное качество снимков, на испытаниях МиГ-29 при стрельбе «по земле» мы его использовали вместо штатного ФКП-ЕУ. 

А вот кабина СМки: 

 

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nMTMuaW1hZ2VzaG9zdC5ydS9pbWcvMjAxMy8wMi8yMy9pbWFnZV81MTI4YjJhYjdiYzE1LmpwZz9fX2lkPTI5NTU2.jpg
 

Как очевидно, модернизация позволила очень существенно упростить кабину и исключить большое число «стрелочных» приборов. 

Забегу вперед. Вот это – кабина не модернизированного А-10.

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/95/Fairchild_Republic_A-10A_Thunderbolt_II_cockpit_2_USAF.jpg

Это, конечно,  мое личное мнение – но по  опыту своей работы считаю, что наши военные и наши летчики такую кабину на одноместном и в общем-то массовом штурмовике не пропустили бы никогда. Потому что это не кабина, а средство свести летчика с ума.
 

Здесь  http://ak-12.livejournal.com/25433.html

представлена информация по возможной тактике применения Су-25СМ в Сирии. Достоверность большей части всех приведенных автором сведений сомнений не вызывает, за исключением явного расхождения с данными по точности навигационного бомбометания, приведенными Бабаком (см. выше).

 
3. Как и с СМ, в Сети были опубликованы документы по модернизации Су-25 до техлица «СМ3», детали  прописаны в соответствующих ТУ 2015-го года. Важнейшие изменения в ходе этого этапа модернизации - установка прибора СОЛТ-25 вместо «Клена-ПС» и комплекса РЭП «Витебск-25» (индекс Л370-К25). 

Расширен и состав применяемого вооружения – по сравнению с СМ добавлены ракеты «воздух-РЛС» Х-58УШ, ракеты с ТВ ГСН Х-29Т, ТЕ, ТД и КАБы КАБ-500КР (с ТВ ГСН) и КАБ-500С (со «спутниковым» наведением). 

(до этого момента ничего в принципе нового не было, разве что к широко известному в узких кругах авиафанатов о Су-25СМ3  были добавлены небольшие детали. Но пришло время и вишенки на этом торте. То, чего в Сети вроде бы и не было – а в нашей ветке «Авиация» уж точно). 

Итак, СОЛТ-25 во весь рост. То, что ниже - это информация, представленная в ходе МАКСа-2015 на стенде корпорации «Швабе», куда входит и известный спецам красногорский «Зенит» - разработчик СОЛТа. Те, кто знаком с «Кленом», вряд ли с первого взгляда отличат СОЛТ от него. Но функционально СОЛТ на порядок совершеннее «Клена». 

Однако ответ на давний вопрос одного из камрадов - есть ли там лазерно-лучевая система наведения, как на "Шквале", т.е. можно ли применять на Су-25СМ3 "Вихрь" – отрицательный. Жаль. Но с другой стороны, «Вихрь», как, скажем, и Атака» - ракеты, как представляется, более эффективно применимые с вертолетов. Поэтому их отсутствие в составе вооружения Су-25СМ3, по сравнению с опытными Су-25Т/Су-39, но при наличии Х-25МЛ, оправдано. Припомним, что на Су-25Т/Су-39 можно было подвесить максимально 16 «Вихрей». Понятно, что никакого керосина не хватит не то что на 16, а даже и на 8 (если стрелять залпом из двух ракет) заходов, даже при полном отсутствии противодействия.



1 - Наименование
 



2 – Область применения

 


3 – Назначение. Текст, наверное, готовили второпях, поэтому забыли упомянуть, наряду с тепловизионным, и телевизионный обзорный канал.


 


4 – Задачи.

 


5 – ТТХ

 


6 – Состав

 


7 – Моноблок

 

8 - Блоки 


 

Предположительно, на первом этапе интеграции СОЛТа в состав ПрНК-56М, он будет использоваться только в качестве лазерного дальномера-целеуказателя, т.е. аналога «Клена». 

Конечно, было бы безумно интересно посмотреть, а как организованы боевые режимы с использованием СОЛТа, какие информационные картинки при этом выводятся на ИЛС и МФЦИ, какое там качество видеоизображения в теле- и в тепловизионном режимах, и прочая-прочая. Что ж, может быть когда-нибудь…

В заключение – то, что на настоящий момент известно (точнее, опубликовано) по «Витебску». 

Комплекс «Витебск-25» Л370-К25 обеспечивает важнейшую функцию – защиту от средств поражения противника – «…зенитных ракет с радиолокационными и тепловыми ГСН» (книга «Радиоэлектронная борьба» под ред. руководителей КРЭТ). В каком объеме – скорее всего, сейчас строго засекречено, по крайней мере, что-либо типа «… при применении «Витебска» вероятность поражения ракетой ПЗРК «Стингер» FIM-92E снижена со штатной 0,5 до 0,01» - найти не удалось. 

Кое-что можно понять, исходя из состава Витебска. Его основные подсистемы, согласно вышеупомянутым ТУ, следующие: 

станция активных помех Л370-3С-К25, с входящими в ее состав контейнерами К-410Л и К-410П,

станция непосредственной радиотехнической разведки с функциями управления и целеуказания пассивным ГСН (т.е. противорадиолокационным ракетам Х-58УШ) Л150-16М, 

оптико-электронная система «Захват»,

автомат выброса пассивных помех УВ-26М.  

На фото Артема Аникеева (russianplanes.net), размещенного в ЖЖ alexeyvvo, под левым крылом виден, скорее всего, один из контейнеров. Т.е. в зависимости от условий, в которых будет выполняться конкретная боевая задача, будет устанавливаться соответствующий контейнер, либо оба. 




http://alexeyvvo.livejournal.com/157910.html 

https://farm1.staticflickr.com/366/20206466258_9770d9c78a_o.jpg
 

Вот что пишет о «Витебске» публикуемый в достаточно серьезных зарубежных изданиях эксперт Дэйв Маджумдар:

«Установка «Витебск» включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет (скорее всего, это и есть ОЭС «Захват» - Техник), а также мощную систему по установке помех. 

По данным источника, мнение которого приводит газета «Известия», комплекс радиоэлектронного противодействия включает в себя не только станцию предупреждения об облучении, но также установку для ослепления управляемых в инфракрасном диапазоне ракет — подобную той, что производит компания Northrop-Grumman — в дополнении к тепловым ловушкам. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 от любых атак — начиная от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger до зенитно-ракетных комплексов Patriot.

По данным газеты «Известия», установка «Витебск» также предназначена для автоматической идентификации и определения точных координат источников опасности. Эти координаты затем могут быть переданы оружейным системам — таким, например, как противорадиолокационная ракета Х-58 — для последующего уничтожения угрозы. Потенциально это может дать Су-25 некоторую возможность в случае необходимости подавлять системы противовоздушной обороны противника». 

http://inosmi.ru/military/20160428/236340980.html

Понятно, что модернизация Су-25 этапом «СМ3» не завершится. Полная интеграция функций СОЛТа в составе ПрНК превратит Су-25 во всесуточный многоцелевой ударный самолет, причем безо всякого ущерба для его основного назначения – фронтового штурмовика. Например, сочетание тепловидения, автосопровождения цели и лазерного подсвета, реализованное в  СОЛТе, позволит применять «лазерные» ракеты и ночью – чего не может обеспечивать «Клен».

Наличие же режима поиска наземных целей, подсвеченных внешним лазерным излучателем, дает теоретическую (пока) возможность применения КАБ с лазерной ГСН.

Установка «Витебска» с последующим наращиванием его функций (с тем, чтобы противостоять новым угрозам) обеспечит  небывалую до настоящего времени защищенность машины.

Остается только пожелать удачи всем, кто разрабатывает, испытывает, ставит на вооружение, по сути, новый самолет на основе заслуженного ветерана Су-25.
Отредактировано: Technik - 03 май 2016 11:35:59
  • +1.36 / 50
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  SMF ( Слушатель )
03 май 2016 13:39:20

Спасибо за конкретику по СОЛТ-25. Изделие неплохое, но странное. Углы обзора +5°...-30° по вертикали и ±15° по горизонтали мягко говоря невелики. Американцы на A-10C ставят AN/AAQ-28 LITENING с углами обзора +45°...-150°, головка вращается на 400°, т.е. полный оборот и еще чуть чуть, по горизонтали и вертикали мертвые зоны минимальны. То есть СОЛТ невозможно рассматривать иначе чем временную меру до появления нормальной подвесной обзорно-навигационно-прицельной системы в РФ,
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
03 май 2016 16:46:18

А вам нужно 720 +720 ?  За уши стрелять собрались ? Да  Флаг в руки!
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
03 май 2016 17:45:57


Дело в том, что СОЛТ-25 создан для замены Клен-ПС при модернизации СУ-25. Он
монтируется на те же посадочные места, в ту же носовую часть, без изменения ее
конструкции. Там большие углы невозможны просто физически. При этом функционал кратно
расширен. Вполне себе правильное решение решение.
 
  • +0.31 / 8
  • АУ