Цитата: зарун от 12.05.2016 18:36:44Не перегибы на местах, а целенаправленная политика правящей ленинско-сталинской партии
В. И. Ленин. Буржуазные специалисты — это люди, кто "…насквозь проникнуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать ещё годы".
И. В. Сталин :
"… Вредительство буржуазной интеллигенции есть одна из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма. Вредительство тем более опасно, что оно связано с международным капиталом".
Рассмотрим, к примеру, количество инженерного персонала в РИ и СССР.
Инженерный потенциал Российской Империи к 1917 году был 11800 инженеров . В технических вузах страны в 1916 году обучалось 26 500 студентов и как можно предположить, что к 1921 году эти студенты окончив образование пополнили бы ряды инженеров, которых должно
было стать не менее 35-38 тыс. специалистов. На самом деле в 1927 году в СССР было всего 13 700 инженеров - почти в 3 раза меньше.
Не малая часть их покинула страну, а большая была репрессирована по различным надуманным делам.
Конституцией СССР формально провозглашалось право всех граждан на образование, но это было только декларацией.
Дети раскулаченных, лишенных гражданства, “врагов народа” этим правом воспользоваться не могли. Не только в 30-х гг., временах большого террора, но даже в начале 50-х годов поступающие в ряд вузов страны, заполняя анкету, отвечали на такие вопросы, как: “Чем занимались родители до 1917 г.”, “Ваше социальное происхождение”, “Национальность”. И это не было простой формальностью. В анкеты внимательно вчитывались работники “первого отдела”, имевшие огромное влияние на решение вопроса о приеме в вуз потомка дворянина, ребенка врага народа или представителя тех народностей, которые подвергались репрессиям в годы сталинского режима.
Из книги Волкова "Интеллектуальный слой советского общества:
"На ректорском совещании в Главпрофобре в мае 1921 г. предложения некоторые ректоров подойти к приему студентов только с учебной точки зрения были категорически отвергнуты. Тогда же был установлен "классовый принцип" приема в вузы с целью резкого ограничения доли детей интеллигенции среди студентов... На студенчество была распространена практика "чисток". Так называемая "академическая чистка" 1924 г. носила ярко выраженный классовый характер и, как писали советские авторы, "острие ее было направлено против менее ценной в классовом отношении категории учащихся". В конце 1923/24 учебного года в ходе проверки вузов было исключено около 18 тыс. студентов из "социально-политически-чуждых элементов" и неуспевающих, при этом на рабочих и их детей приходился минимальный процент отчисленных.
Для содействия поступлению в вузы малограмотной части населения стали использоваться различные методы "командировок", "направлений" по путевкам различных организаций и т.п. В составе принятых по этим основаниям абсолютное большинство составляли лица рабоче-крестьянского происхождения, а также молодая часть советской номенклатуры. В 1922 г. 80% принятых прибыли по путевкам партийных и профсоюзных комитетов (что характеризуется советского авторами как "прорыв фронта старого студенчества"), в 1923 г. по путевкам принято 53% студентов (в т.ч. рабочих, крестьян и их детей в этой категории 40%".
Царская Россия и 1/100 части трех пятилеток не потянула. Сравните масштабы необходимого с наличием царской потребности 1916 года, в которой даже намека нет на опережающее развитие царской промышленности в свете подготовки кадров для неё.
Не то что у большевиков перспектива - сначала ГОЭЛРО, потом первая пятилетка, потом вторая, потом третья и в развитие данных планов соответственно создание новых втузов, о которых при царе даже и думать не думали.
А вот В. И. Ленин уделял большое внимание созданию новых
вузов и втузов. При его непосредственном участии в течение только первых двух лет Советской власти были организованы десятки новых учебных заведений. Они создавались прежде всего в крупных промышленных центрах и союзных республиках.
Были созданы Уральский, Азербайджанский, Белорусский, Нижегородский, Воронежский, Ереванский, Среднеазиатский университеты и другие вузы. Эти университеты вместе с ранее существовавшими стали кузницей кадров преподавателей для вновь открываемых втузов.
В настоящей статье рассматриваются вопросы развития высшего технического образования в СССР после июльского (1928 г.) и ноябрьского (1929 г.) пленумов ВКП(б).
Как было отмечено выше, в первое десятилетие была заложена база для дальнейшего развития высшего образования в нашей стране.
К 1926/1927 учебному году в нашей стране имелось 148 вузов, контингент студентов в которых составлял 168 тысяч человек. В последующие два года эти цифры практически не менялись. Так, в 1928/1929 учебном году вузов было 152, а студентов в них 176 тысяч.
На преподавательской работе в эти годы было занято 18 000 человек. Число высших технических учебных заведений к этому времени достигло 60 с контингентом учащихся в 73,7 тысячи. Дальнейшие реформы высшей школы теснейшим образом связаны с выполнением пятилетних планов развития народного хозяйства и культуры. В этих планах высшая школа занимала видное место: она способствовала успешной реализации заданий пятилеток, подготовляя специалистов как для промышленности, так и для сельского хозяйства.
Недостаток в квалифицированных специалистах, как отмечено в резолюции июльского Пленума, был очень велик. Так к концу 1928 г. в среднем на 1000 человек рабочих приходилось 10 инженеров, 10 техников и 15 практиков. В некоторых районах дефицит был еще более высоким (например, в уральской промышленности на 1000 рабочих приходилось 2 инженера и 6 техников; в цехах горячей обработки завода «Красное Сормово» не было не только ни одного инженера, но даже техника с законченным образованием). Поэтому в. резолюции
июльского Пленума была отмечена необходимость увеличения выпуска специалистов, так чтобы их количество к концу первой пятилетки
удвоилось.
С этой целью принято решение «начать с 1928 г. организацию нескольких втузов нового типа, особенно для дефицитных специаль
ностей (напр., строительной и др.) с доведением срока обучения в них до 3—4 лет» (КПСС в резолюциях и решениях, ч. II, 1954, стр. 520).
Для достижения этих целей часть втузов (7) была передана в ведение ВСНХ СССР и НКПС.
Большое внимание было обращено на улучшение комплектования студенческого состава втузов путем дальнейшего увеличения рабочей прослойки, с тем чтобы к 1928 г. рабочие составляли не менее 65% общего приема во втузы.
Кроме того, было решено ежегодно направлять во втузы не менее 1000 коммунистов (так называемые «парттысячники»).
В 1929 г. ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос о выполнении решений июльского Пленума ЦК и отметил, что «темп подготовки
новых кадров не идет ни в какое сравнение с темпами индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства. Мы стоим перед огромным раздвижением «ножниц» между спросом на специалистов и теперешними темпами их роста. Это может стать тормозом дальнейшего успешного развития социалистического хозяйства, тем более, что налицо не толька количественная нехватка специалистов, но и качественные недостатки: недостатки их технической квалификации, недостаточность квалификации
с точки зрения экономического образования, наконец, социально-политическая неустойчивость, нейтральность и даже враждебность известной части наличных кадров специалистов» (КПСС в резолюциях и решениях, ч. II, 1954, стр.633).
Для выполнения решений июльского и ноябрьского пленумов ЦК в первые годы первой пятилетки на базе соответствующих факультетов крупных политехнических институтов и университетов создавались мелкие узкоспециализированные учебные заведения, которые могли бы готовить специалистов в более сокращенные сроки. Одновременно создаются и новые втузы, необходимые бурно развивающейся промышленности.
В 1930 г. на базе Московской горной академии была создана группа втузов: Институт стали, Институт цветных металлов и золота, Нефтяной институт, Горный институт, Геологоразведочный институт, Торфяной институт.
Из МВТУ выделилось 5 самостоятельных втузов: Механико-машиностроительный, Аэромеханиче
ский, Инженерно-строительный, Энергетический, Химико-технологический.
На базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического
института создан Ленинградский кораблестроительный институт; на базе
электротехнического факультета Ленинградский электротехнический институт.
В Свердловске на базе факультетов Уральского политехнического института были организованы самостоятельные институты:
Институт черных металлов, Институт цветных металлов, Химический институт, Строительный
институт, Лесотехнический институт и др.
В Казани на базе химических факультетов Казанского политехнического института и Казанского университета создан Химический институт.
В Новочеркасске на базе факультета Донецкого сельскохозяйственного института был организован Донской
инженерно-мелиоративный институт.
В Средней Азии на базе Среднеазиатского университета и Среднеазиатского хлопково-ирригационного института
было создано 18 вузов и втузов, а затем в 1931 г. вновь организовано еще
9 новых вузов.
В Сибири (до периода перестройки втузов) было два втуза: Томский технологический институт и Дальневосточный политехнический
институт.
При реорганизации втузов на базе факультетов Томского технологического института были созданы: Химико-технологический институт,
Механический институт, Горный институт, Строительный институт (позднее переведенный в Новосибирск), Металлургический институт (позднее переведенный в Кузбасс — в Новокузнецк).
На базе факультетов Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева создаются институты:
Институт механизации и электрофикации сельского хозяйства, Институт инженеров
водного хозяйства, Институт рыбной промышленности и хозяйства.
На базе университетов в 1930 и 1931 гг. возникло около 45 вузов и втузов.
В 1930 г. открывается ряд новых горных и металлургических институтов в Сибире, Донбассе и других районах СССР. Тогда же открывается ряд строительных и архитектурных институтов, Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения, Сталинградский механический, Бежицкий машиностроительный, Харьковский авиационный, Днепропетровский институт инжене
ров железнодорожного транспорта, Одесский и Горьковский институты водного транспорта, Иркутский институт цветных металлов.
В это же время открывается ряд институтов связи, были созданы институты пищевой и легкой промышленности. Наряду с отраслевыми институтами открываются и политехнические институты в Ереване, Куйбышеве. В ряде университетов создаваютя технические факультеты.