Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,788,265 45,057
 

  Vstarik ( Слушатель )
15 май 2016 14:14:15

Тред №1094874

новая дискуссия Дискуссия  165

Однако и на самом верху, не у руководства ВВС РККА, имелось беспокойство положением дел в ВВВС РККА и специальной инспекцией в марте 1941 года была осуществлена проверка авиации приграничных округов. Кстати, инициатором этой инспекции было Главное Политическое Управление РККА.


Командующий авиацией Московского военного округа полковник (впоследствии генерал) Николай Александрович Сбытов в марте 1941 г. лично осуществлял инспекцию положения авиации ВВС Западного особого военного округа: Помню, лечу на У-2 и вижу, что самолеты всюду не рассредоточены, не замаскированы — стоят как на ладони Приземлился на одном аэродроме — там новехонькие «пешки» (Речь идёт о только-только начавших поступать в войска новых фронтовых пикирующих бомбардировщиках Пе-2.) рядом выстроились. Проверил — а они даже горючим не заправлены. Я хвост трубой и докладываю командующему войсками округа.

Тогда был рождён документ о положении авиации на границе. Подписали его Маленков, Щербаков, Тюленев и я как член парт-комиссий Главного Политуправления РККА. А 4 мая состоялось заседание, на котором присутствовало все командование ВВС. И вот Сталин по той нашей бумаге издает приказ: «Немедленно привлечь к судебной ответственности…»

Это было известно и наркому Тимошенко, и начальнику Генерального штаба Жукову. Короче, управление ВВС отправляет в пограничные округа комиссию. Та комиссия уже через пару дней вернулась и докладывает: “Всё в порядке”. Ну, что ты скажешь!.
(Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С, 102 — 103.)

Особенно если учесть, что во главе упомянутой комиссии ВВС в западные округа выехал П. Рычагов — заместитель наркома обороны по ВВС, генерал-лейтенант авиации. Именно он-то и отчитался, что-де “всё в порядке”.


В итоге:
8 июня 1941 года. Арестовали 
Я. В. Смушкевича, 1902 года рождения, члена ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенанта авиации, в 1939-1940 годах - главкома Военно-воздушных сил Красной армии, затем - генерал-инспектора ВВС РККА, помощника начальника Генштаба по ВВС.

9 июня 1941 года арестован А. Д. Локтионов В 1937-1940 годах главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР.

17 июня 1941 года арестован К. М. Гусев, 1906 года рождения, член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем - ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П. А. Алексеев, 1888 года рождения, член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем - помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

24 июня 1941 года арестован П. В. Рычагов, 1911 года рождения, генерал-лейтенант авиации.
С июня 1940-го - заместитель, а с августа 1940 года - главком ВВС РККА.

27 июня 1941 года, был арестован И. И. Проскуров, 1907 года рождения, 27 июля 1941 года (ровно за 11 месяцев до ареста) командует ВВС Дальневосточного фронта, а позднее назначается помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия.

27 июня 1941 года, арестован Е. С. Птухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО)

28 июня 1941 года арестован Ф. К. Арженухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, генерал-лейтенант авиации. 1938-1940 годах - начальник штаба ВВС РККА, затем - начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС.

8 июля 1941 года арестован А. И. Таюрский, 1900 года рождения, член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н. А. Ласкин, 1894 года рождения, беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

28 октября в Куйбышев на окраине расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина.
Судьба самой остальных арестованных была решена 13 февраля 1942 года.
Особое совещание НКВД СССР согласно постановления о смертном приговоре расстреляли их 23 февраля 1942 года. В День Красной армии.


П. Рычагова Хрущёв реабилитировал уже в 1954 г., т.е. за два года XX съезда!
Остальных позднее.
В Куйбышеве на месте расстрела появился парк. Детский парк имени Гагарина.
В начале "перестройки" на месте будущего памятника им поставили памятный камень. Теперь на этом месте стоит скромный, почти незаметный из-за деревьев монумент.

Утверждают некоторые c горечью , что ВВС РККА были обезглавлены "тираном" Сталиным.



По данному утверждению возникает вопрос, если у ВВС это была все-таки голова, то в какую сторону она смотрела?
Отредактировано: Vstarik - 15 май 2016 20:31:02
  • +0.44 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
15 май 2016 21:41:03

Интересно сравнить эту информацию с воспоминаниями адмирала Исакова, которые приводит К.Симонов как иллюстрацию к тому, что такое гнев Сталина.

Это происходило на Военном совете, незадолго до войны, совсем незадолго, перед самой войной. Речь шла об аварийности в авиации, аварийность была большая. Сталин по своей привычке, как обычно на таких заседаниях, курил трубку и ходил вдоль стола, приглядываясь к присутствующим, иногда глядя в глаза, иногда в спины.

   Давались то те, то другие объяснения аварийности, пока не дошла очередь до командовавшего тогда Военно-воздушными силами Рычагова. Он был, кажется, генерал-лейтенантом, вообще был молод, а уж выглядел совершенным мальчишкой по внешности. И вот когда до него дошла очередь, он вдруг говорит:
   — Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах.
   Это было совершенно неожиданно, он покраснел, сорвался, наступила абсолютная гробовая тишина. Стоял только Рычагов, еще не отошедший после своего выкрика, багровый и взволнованный, и в нескольких шагах от него стоял Сталин. Вообще-то он ходил, но когда Рычагов сказал это, Сталин остановился.
   Скажу свое мнение. Говорить это в такой форме на Военном совете не следовало. Сталин много усилий отдавал авиации, много ею занимался и разбирался в связанных с нею вопросах довольно основательно, во всяком случае, куда более основательно, чем большинство людей, возглавлявших в то время Наркомат обороны. Он гораздо лучше знал авиацию. Несомненно, эта реплика Рычагова в такой форме прозвучала для него личным оскорблением, и это все понимали.
   Сталин остановился и молчал. Все ждали, что будет.
   Он постоял, потом пошел мимо стола, в том же направлении, в каком и шел. Дошел до конца, повернулся, прошел всю комнату назад в полной тишине, снова повернулся и, вынув трубку изо рта, сказал медленно и тихо, не повышая голоса:
   — Вы не должны были так сказать!
   И пошел опять. Опять дошел до конца, повернулся снова, прошел всю комнату, опять повернулся и остановился почти на том же самом месте, что и в первый раз, снова сказал тем же низким спокойным голосом:
   — Вы не должны были так сказать, — и, сделав крошечную паузу, добавил — Заседание закрывается.
   И первым вышел из комнаты.
   Все стали собирать свои папки, портфели, ушли, ожидая, что будет дальше.
   Ни завтра, ни послезавтра, ни через два дня, ни через три ничего не было. А через неделю Рычагов был арестован и исчез навсегда.
   Вот так это происходило. Вот так выглядела вспышка гнева у Сталина.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
16 май 2016 06:17:48

Ваш анекдотец оказался вздором-с.

 Рычагова, как недоумка, отправили учиться в Академию. А расстреляли в связи с делом "авиаторов", а не из-за того, что зам.министра обороны Рычагов ляпнул фразу, про то что, кто-то заставляет летать их на "гробах". Кстати, тем самым любой командующий вида или рода войск расписывается в собственной не пригодности к занимаемой должности.  Мало того, показывает всему личному составу и руководству, что он недоумок. Вот недоумка и послали поправлять мозги знаниями. Ты же не взводник "ванька", а руководитель ВВС, вот и работай с промышленностью так, чтобы она не поставляла "гробы", тем более на заводах у тебя есть военпреды. Так что своим заявление Рычагов расписался в собственном не соответствии к занимаемой должности. И всё. За такое заявление не расстреливают, а с позором снимают с должности. Что и сделали, и даже впоследствии дали ему возможность подправить мозги.  
А вопрос нужно задать, почему и кто назначил недоумка на такую высокую должность, зная что он недоумок. Видимо в последствии нашли кому задать этот вопрос, но уже в процессе следствия по дела "авиаторов."

«ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что аварии и катастрофы в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но всё более увеличиваются из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы. Факты говорят, что из-за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2–3 самолета, что составляет на год 600–900 самолетов. Нынешнее руководство ВВС оказалось неспособным повести серьёзную борьбу за укрепление дисциплины в авиации и за уменьшение аварий и катастроф.


Руководство ВВС, как показывают факты, не только не борется за соблюдение правил летной службы, но иногда само толкает летный состав на нарушение этих правил.
Так было, например, при перелете 27 марта 1941 года 12 самолетов ДБ-ЗФ с аэродрома завода № 18 в г. Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы), когда начальник отделения оперативных перелетов штаба ВВС Красной Армии полковник Миронов В. М., несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелет. В результате этого явно преступного распоряжения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибли 6 человек и 3 человека получили ранения.

Расхлябанность и недисциплинированность в авиации не только не пресекаются, но как бы поощряются со стороны руководства ВВС тем, что виновники аварий и катастроф остаются по сути дела безнаказанными. Руководство ВВС часто скрывает от правительства факты аварий и катастроф, а когда правительство обнаруживает эти факты, то руководство ВВС старается замазать эти факты, прибегая в ряде случаев к помощи наркома обороны. Так было, например, с катастрофой в Воронеже, в отношении которой т. Рычагов обязан был и обещал прислать в ЦК ВКП(б) рапорт, но не выполнил этого обязательства и прикрылся авторитетом наркома обороны, который, не разобравшись в деле, подписал «объяснение», замазывающее все дела.

Такая же попытка т. Рычагова замазать расхлябанность и недисциплинированность в ВВС имела место в связи с тяжелой катастрофой, имевшей место 23 января 1941 года, при перелете авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, когда из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолета разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибли 12 и ранены 4 человека экипажа самолетов.

О развале дисциплины и отсутствии должного порядка в Борисоглебской авиашколе правительство узнало, помимо т. Рычагова.

О нарушениях ВВС решений правительства, воспрещающих полеты на лыжах [347], правительство также узнало, помимо ВВС.

До чего дошёл развал нравов в ВВС, показывает небывалый для нашей авиации факт, когда в 29 авиадивизии пропал самолет под управлением командира звена младшего лейтенанта тов. Кошляка М. В., а командование дивизии и руководство ВВС не предприняло серьёзных мер к розыску пропавшего лётчика. Через двадцать дней лейтенант Кошляк был случайно обнаружен в кабине самолета замерзшим. Из оставленных им писем видно, что лётчик после посадки был здоров, жил 8–9 дней, последнее письмо им было написано на 8-е сутки после посадки. В письме написано, что он пытался найти населенный пункт, но из-за глубокого снега был вынужден вернуться к самолету. Летчик Кошляк умер от голода и холода. Поскольку самолет т. Кошляка был обнаружен случайно при учебном полете недалеко от населенного пункта, совершенно очевидно, что при принятии ВВС или 29 авиадивизией элементарных мер по поискам самолета, тов. Кошляк был бы спасен.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:
1. Снять т. Рычагова с поста начальника ВВС Красной Армии и с поста заместителя наркома обороны, как недисциплинированного и не справившегося с обязанностью руководителя ВВС.
2. Полковника Миронова предать суду за явно преступное распоряжение, нарушающее элементарные правила летной службы.
3. Исполнение обязанностей начальника ВВС Красной Армии возложить на 1-го заместителя начальника ВВС тов. Жигарева.
4. Предложить наркому обороны т. Тимошенко представить в ЦК ВКП(б) проект постановления Главного военного совета в духе настоящего решения – для рассылки в авиационные дивизии, полки, школы, в виде приказа от Наркома.
5. Объявить выговор наркому обороны т. Тимошенко за то, что в своем рапорте от 8 апреля 1941 г. он по сути дела помогает т. Рычагову скрыть от ЦК ВКП(б) и СНК СССР недостатки и язвы, имеющие место в ВВС Красной Армии».

12 апреля 1941 года Павел Рычагов был освобожден от занимаемой должности и направлен на учебу в военную академию.

Update:
Вся проблема ВВС заключалась в бардачке, который развел в войсках Рычагов. Летать могли и летали не плохо, однако во главе с Командующем ВВС хором плевали на летные законы и как результат довели боеготовность ВВС до ручки.
 
Расхлябанность и недисциплинированность в авиации не только не пресекаются, но как бы поощряются со стороны руководства ВВС тем, что виновники аварий и катастроф остаются по сути дела безнаказанными. Руководство ВВС часто скрывает от правительства факты аварий и катастроф, а когда правительство обнаруживает эти факты, то руководство ВВС старается замазать эти факты, прибегая в ряде случаев к помощи наркома обороны.(с)
Последняя капля терпения капнула когда 15 мая 1941 года немецкий "Ju-52" незамеченный пролетел от границы через Смоленск до Москвы и приземлился возле стадиона "Динамо". Это был Аут. Пришлось браться за дело уже прокуратуре.
  • +0.31 / 4
  • АУ
 
 
 
  sergant ( Слушатель )
17 май 2016 23:15:59

 Чудовищная гибель мл.лейтенанта Кошляка, на жизнь которого высокие комбриги - рычаговы , семушкевичи , ионовы и пр. алкснисы ,  просто плюнули и забыли , ИМХО , стала спусковым механизмом кровавого , но необходимого очищения ВВС.  
  • +0.17 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
17 май 2016 23:50:50

Это господин Пыхалов ретивой ручонкой накорябал, а он и соврёт - не дорого возьмёт.Тот ещё манипулятор!
  • -0.08 / 3
  • АУ
 
 
  krizis2003 ( Слушатель )
16 май 2016 11:30:26




Это не вспышка гнева, это результат недельного расследования. Человек, в обязанности которого входит формирование требований к промышленности, организация поддержки работоспособности этой самой техники,  с которого и надо спрашивать за гробы, вдруг в самый ответственный момент "съезжает". Где он раньше был? Как зарплата в карман лезла, если знал, что не справится?
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
  osankin ( Слушатель )
15 май 2016 22:23:25

Воистину демагог и манипулятор.Тема качества отечественной авиационной техники в предвоенные годы бесконечна и неисчерпаема. По этому поводу существует масса публикаций в различных источниках, как близких к технике, так и сугубо жёлтых. В одном сообщении их не охватить и не проанализировать. Поэтому желающим действительно разобраться в истории вопроса могу порекомендовать две книги:
   и 
  • -0.35 / 5
  • АУ
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
16 май 2016 06:51:13

Научитесь системно и грамотно читать и думать. Или в школе не учили так читать и соответственно думать?
Тогда сожалею, ибо плоды видны.  Начитаетесь книжных обложек до ужаса, и транслируете ужасы.

Что там о качестве бы не писали некие писаки или некие писатели, однако по факту качественным немцам так и не удалось качественно разнести нашу столицу уже в 1941 году, типа как Лондон, типа в лоскуты.

Мало того к 1943 году качественным немцам пришлось начисто потерять превосходство в воздухе.
Видимо трупами красных летчиков и обломками их машин, так забросали воздушное пространство на фронтах, что немцам не пробиться в воздух стало, плоскостя немецких машин застревали.


А если серьезно, что потери полученные на советско-германском фронте у Германских ВВС были такие, что их не могла возместить вся европейская промышленность.

И наплевать, на то, что потери исчислялись 200 самолетов в месяц или же 400 самолетов месяц, дело даже не в этом,  важно отметить тот факт и факт неопровержимый, дело в том, что система организации экономики в Рейхе и в целом европейской  промышленности была не в состоянии  компенсировать то количество потерь, которые начали нести немецкие ВВС со времени начала агрессии на СССР и вплоть до капитуляции Рейха, ибо для Европы потери в авиации на Восточном фронте вдруг оказались огромны. Если бы не были они огромны, а такие как до 1941 года, то наверняка европейцы их компенсировали.

Итак:
Генерал Удет, отвечающий в имперском министерстве авиации за производство авиационной техники 17 ноября 1941 г. застрелился.

Уже к осени 1941 году контуры недостатков в системе гитлеровской люфтваффе стали реально вырисовываться и, генерал Удет подсчитал потери на Востоке, прикинул возможности промышленности по восстановлению убыли, прослезился и застрелился.

Смотрим:
Общий рост производства самолетов люфтваффе в 1939–1941 годах был незначителен и составил порядка 5–10 %, но пока оставался многочисленный резерв, эта проблема никак себя не проявляла. Однако, ситуацию изменили тяжелые потери на Востоке в 1941году  и резерв стремительно растаял, поэтому генералу Удету и было предложено увеличить производство самолетов для Люфтваффе аж в четыре раза.

Прикиньте, во сколько раз возросла убыль авиатехники, если Удету дали задание увеличить производство машин в четыре раза.

17 ноября 1941 года Удет понял что задание неподъёмное вообще и ушел от ответственности самострелом. На другой день в газетах появилось набранное жирным шрифтом сообщение в черной рамке: «Эрнст Удет разбился при испытательном полете».

Мильх, который, после смерти Удета, взял на себя управление авиационной промышленностью, сумел организовать производство самолетов с менее чем 1000 машин всех типов в месяц в конце 1941 года до 1650 машин всех типов в месяц (включая 75 транспортных и 150 учебных самолетов) к концу 1942 года, то есть всего лишь в 1,7 раза, что естественно не восполнило потери, не говоря о создании резервов.

Эта цифра включает в себя 500 одномоторных истребителей и 500 дальних бомбардировщиков, а также около 100 пикирующих бомбардировщиков и 150 двухмоторных истребителей. К июню 1943 года немцам удалось достичь и превзойти намеченный уровень производства в 1000 истребителей всех типов в месяц.
Это само собой потянуло за собой проблему изыскания дополнительных резервов и затрату времени на обучение летного состава с нуля.


Генерал-фельдмаршал Мильх:


. . . не только увеличение поставок самолетов было невозможно, ставилась под сомнение возможность выполнения программы в целом. Основанием для этих сомнений являлась нехватка сырья.
Для выполнения программы Геринга в первые месяцы 1942 года следовало исходить из ежемесячной потребности в 18 тыс. т алюминия (то есть 52% всего производимого алюминия), а в конце 1942 года даже в 22700 т (то есть 54%). Этого количества могло хватить только на производство самолетов, но не для выполнения всей программы строительства ВВС.

В связи с нехваткой алюминия ОКВ уменьшило объем поставок на четвертый квартал 1941 года, а поэтому возник вопрос, можно ли вообще за счет сокращения поставок сухопутным войскам и военно-морскому флоту выделить для ВВС такое количество алюминия, которого хватило бы на самолеты. . . .
В связи с этим потребности сталелитейных заводов, выполнявших заказы по программе ВВС, могли быть удовлетворены только на 90%. Но это означало, что поддержание производства самолетов даже на прежнем уровне невозможно. . . .
При рассмотрении возможностей выполнить программу Геринга совершенно не были учтены данные о потерях ВВС на фронте, хотя
в ноябре (1941 год (Vstarik)) понадобилось все произведенные авиационной промышленностью самолеты направить на Восточный фронт для частичного восполнения больших потерь. Создать резерв самолетов для программы на период после «Барбароссы» было уже невозможно. Рейнгард «Поворот под Москвой»


Итак: 


Люфтваффе вступили в войну, имея многочисленный корпус обученных летчиков. За первый год войны на Востоке они, хотя в свое время достаточно стойко перенесшие тяжелые потери в ходе Битвы за Британию, понесли огромный урон.
Особенно пострадала истребительная авиация, она на то время уже исчерпала резерв опытных и обученных пилотов, а поток выпускников летных школ более не мог восполнить потери.


У нас же  Резерв пилотов, существовавший к началу войны не был исчерпан до 45 года. (Это говорит о качестве обучения и о минимальных потерях среди летного состава) Многие летчики, которых начали обучать  вовремя войны и  которые закончили военные училища во время войны   так и не попали на фронт.
И доказать мне это - раз плюнуть.
 













 
  • +0.40 / 6
  • АУ