Цитата: офисный планктон от 18.05.2016 22:26:05ВВП говорил, что госкапитализма мы не строим. А Дерипаска не так давно сказал, что он уже построен.
Слов ДАМа про госкапитализм я не слыхал, но в интернете врут, что и он как то про это высказывался...
Касательно социализма в головах есть вполне конкретный тезис. Созданы и функционируют огромные холдинги с прямым и непосредственным планированием, финансированием, управлением, кадровым обеспечением и контролем государства. Причем, часто, с прямым использованием соотв опыта и приемов советского доперестроечного социализма. Что дает результаты и не может не радовать...
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить……» Тут такая проблема – отсутствует общепринятый и общесогласованный понятийный терминологический аппарат и аналогии для описания того, что создано и есть в России.
Экономика. В современных экономических теориях от разных –измов давно уже отошли и политкорректно современные общественно-экономические системы называют «экономиками смешанного типа». В отчете МВФ (вышел в мае 2014) доля государства оценена (консолидированный бюджет + 26 госкорпораций) в 71,3% (по доходам) и 68,3% (по расходам) в ВВП 2012 года. Много это или как?
С учетом того, что в 2013 году спецы МВФ насчитали в России 22440 унитарных предприятий, 308 госкорпораций, 8344 акционерных общества и 10799 прочих компаний с госучастием (напомню, что данные брались только по 26 крупнейшим госкорпорациям) + включить сюда долю компаний, которые контролируются «людьми в погонах», представителями муниципальных или региональных властей, можно себе представить насколько мала часть той самой российской «рыночной экономики». Также мала доля бизнесменов-предпринимателей, но велика доля купцов-коммерсантов, которые кормятся с муниципальных и госзаказов. По большому счету, с начала 2000-х Россия вернулась к советской распределительной экономике, только без госплана и разного рода идеологических подпорок. В подобной конструкции нет «товаров» и «денег» в том смысле, как эти категории описываются в учебниках по экономической теории, а есть «ресурсы». Ресурсом может быть все, что сочтет нужным государство для исполнения своих великих или не очень целей: территория, полезные ископаемые, люди, здоровье и образование, финансовые ресурсы, информация, сама власть и т.д. Если рыночная экономика –система воспроизводства благ, то ресурсная экономика – система распределения, перераспределения и освоения ресурсов. При этом ресурсы не воспроизводятся, они извлекаются, отчуждаются, распределяются и перераспределяются, в процессе производства – превращаются в другой ресурс, и как итог – осваиваются и списываются. «товар» и «деньги» используются только для статистического учета ресурсов. Рубль становится «деньгами» только, когда финресурсы конвертируются и выводятся в оффшоры, и квазиденьгами, когда рубли обналичиваются. Энергоресурсы становятся «товаром», когда продаются за границу. Тот, кто распоряжается и распределяет ресурс, получает ренту (откат). Это- то, что называется коррупцией. Если человек или структура берет «не по чину», то начинается «борьба с коррупцией».
Чтобы ресурс распределить, его надо где-то добыть или у кого-то отчуждить. Т.е. ресурс всегда в дефиците. Когда возникает ситуация дефицитов сразу нескольких ресурсов, наступает время перестроек или революций.
Распределение ресурсов происходит на основание государственной целесообразности и некой идеологизированной социальной справедливости. Какая-либо экономическая эффективность при распределении ресурсов противоречит самой природе ресурсной экономике, эффективность же «вообще» зависит от меры приближения к великой или не очень государственной цели.
Как не покажется странным, подобная распределительная экономика более устойчива, нежели рыночная. Нет рынка, нет и соответствующих кризисов. Современный Российский кризис, скорее не экономической природы, а кризис системы управления в условиях возникшего дефицита ресурсов.
Еще в тему экономики. В настоящее время из-за причуд налогового законодательства в муниципалитетах, там, где собственно жизнь и кипит, остается порядка 15% из всех собираемых налогов, остальное передается в бюджеты вышестоящих уровней, чтобы потом в виде субвенций, субсидий и дотаций частично вернуться обратно. Механизм межбюджетных трансфертов совершенно непрозрачен и служит предметом особого торга, порождая особые взаимоотношения между уровнями власти: деньги в обмен на лояльность, лизоблюдство и правильные результаты на выборах.
Другая российская особенность – размер скрытой, т.н. «гаражной», «артельной», «огородной» и т.п. экономики. Реально никто размер этой экономики оценить не может , звучат цифры от 40 до 100% подсчитанного ВВП. Г-жа Голодец озвучила цифирьку, порядка 38 миллионов человек (!!!) не понятно чем занимаются, не платят налоги и выключены из сферы государственного контроля. вот так с ходу система имеет дефицит трудовых и мобресурсов.
Политика. Политика в России не более чем борьба за сами ресурсы и за контроль над ними. Т.к. ресурсное государство просто обречено на экспансию, то внешняя политика – это лавирование между желанием «подняться до самых небес, опуститься в глубины морские» и доказыванием всему прочему миру, который априори воспринимает тебя агрессором, что «мы мирные люди, но наш бронепоезд….». внутренней же политики как таковой нет, от слова совсем, есть управление ресурсами.
Роль политики в отличие от управления состоит не в непосредственном обеспечении процессов функционирования, а в создании условий, как некоего статуса наибольшего благоприятствования, некой обстановки, атмосферы в обществе, для реализации решений.
Также нет как таковой системы права, а есть некая совокупность подзаконных актов, постановлений и ведомственных инструкций, которые определяют на текущий момент политическую целесообразность управления ресурсами, контроль над ними и их распределение так, а не иначе.
Есть условное рыночное капиталистическое государство, есть декларированное равенство всех перед законом, и есть неравенство в уровне потребления, есть богатые и бедные. Для обеспечения того самого равенства перед законом нужна судебная система. В зависимости от уровня потребления возникает классовое деление, формируются высший, средний и низший классы. Для согласования интересов между классами, которые находятся в достаточно конфликтных отношениях, возникает политическая система с парламентом, с политическими партиями, отстаивающими интересы либо высшего, либо среднего, либо низшего класса. Через институты партий, выборов и парламентаризма достигается согласование интересов. для того, чтобы люди с низким уровнем потребления потребляли несколько выше, чем им положено, была развита система кредитования. И, собственно, кредит стал инструментом движения рыночной экономики, задающим ее динамику. С одной стороны – кредит, а с другой стороны – демократия как форма согласования интересов между группами, различающимися уровнем потребления.
В России же все эти институты западной демократии лишние, ибо «дума – не место для дискуссий». Т.н. «выборы» - это передача доверенным и проверенным властью людям некоторых компетенций и права принятия решений при распределении ресурсов. «Сила» какой-либо из партий будет определяться административным ресурсом, которым обладают/будут обладать чиновники – члены той или иной партии. В каждой администрации, от поселковой до президентской, перед каждыми выборами заранее списочек составлен. Исключения и сюрпризы, конечно, бывают, но на общую картину, совсем не влияют. Политические партии и организации должны опираться на вполне определенные социальные группы и слои, выражая их интересы и представления об естественных формах организации социальной и экономической жизни. На какие социальные группы опираются ЕР, КПРФ, ЛДПР и т.п.? Чьи интересы выражают и в советах или думах согласовывают? И какова, вообще, современная социальная структура России?
В России ресурсы самоценны, владение ресурсами — всё. Социально значимы те, у кого больше ресурсов, и если ты не имеешь доступа к ресурсам, значит, ты никто. Политический статус является капиталом политика, которым он пользуется для достижения своих целей. А цели, как правило, заключаются в стремлении к повышению политического веса (статуса) или, как минимум, его сохранению, так как, только обладая политическим весом, политик может достигать свои цели.
И весь этот квазипартийный «цирк с конями» не более чем участие в административном рынке - институте перераспределения ресурсов, чаще всего для их нецелевого использования, где продается и покупается власть, где происходит конвертация ресурсов во власть с целью получить бОльший ресурс.
Аналогичный административный, бюрократический рынок и на Западе существует, тот же лоббизм в США вполне себе узаконен и коррупцией не считается. Если обычный рынок основан на правах участников конкуренции производителей и избытке чего-либо, то административный рынок, наоборот, на обязанностях, дефиците и конкуренции потребителей. 70 лет СССР не прошли даром, и, опять же, современная Российская конструкция выглядит более устойчивой, нежели западная. В России на административном рынке меньшее число посредников. Партии, профсоюзы, иные институты гражданского общества в России существуют лишь для декорации, торги же идут внутри самой власти. Т.е. число «кругов» перераспределения изначально меньше, чем на Западе, население через своих представителей вообще, в России выключено из игры. Соответственно, консенсус по основному предмету торга: разные льготы, преференции, уменьшение налоговой нагрузки, перенос её на население, выделение дополнительных ресурсов и т.п. в противовес разного рода обременениям в виде социалки или ЖКХ достигается проще. В России хоть завтра можно и пенсионный возраст повысить, объявить, что те, кто младше 40 лет должны теперь копить на пенсию самостоятельно, ввести 48 часовую рабочую неделю, отменить отпуска, упростить процедуру увольнения, ввести «налог на тунеядство», и т.д. и никто даже не пикнет. А если пикнет, то нацгвардия быстро всех отдемократизирует. Российское государство может с легкостью резать социалку, а вот западные демократии этого, увы, не могут и вынуждены социальные расходы бюджета постоянно увеличивать. В ресурсном, не рыночном государстве, любой ресурс априори дефицитен, само по себе наличие дефицита на административном рынке является чьим то активом и делает торги бесконечными. Российские «закон, что дышло» и «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения» опять же дают возможность торговаться бесконечно в отличие от исполнения закона или решения суда.
Общество и государство. Наверное, самое сложное – социальная структура. Политическая система в западном рыночном обществе есть механизм согласования интересов между классами. Первоначальная функция парламента — определение структуры бюджета: источников доходов (налогов и сборов) и соответствующих расходных статей. В результате борьбы между партиями, представленными в парламенте, формируется структура бюджета. А партии формируются гражданами, осознающими свою классовую принадлежность, потому как с них берут налоги. Классы же выделяются по уровню потребления. Самая простая градация – богатые – бедные, высший, средний и низший классы. Структура усложняется, если учесть уровень образования (вплоть до деления ученая степень - магистр – бакалавр и т.д.), профессиональную классификацию (специалист-профессионал или руководитель, не важно, имеющий собственный бизнес или работающий по найму) и т.д. и т.п., вплоть до приоритетности покупок.
В противовес классовой структуре существует сословная социальная структура.
Сословия – это не только, то, что существовало в средневековой Европе или на Руси времен Петра. Сословной была и структура СССР, где выделялись рабочие, колхозники, служащие – специалиста, а также номенклатура и маргиналы. В современном российском обществе существует как минимум три параллельные социальные стратификации: условно «имущественная» или классовая, причем деление идет не по уровню потребления, а по размерам дохода (свои приколы имеются, например, в виде криминальных новостей о том, что у безработного угнан автомобиль стоимостью 4-5 миллионов рублей); «корпоративная» - объединение не по принципу «работаю в госкорпорации», а по принадлежности к одной из ресурсных групп, которые формируются на административном рынке при дележе или захвате ресурсов, объединение представителей разных сословий с целью освоение-попила бюджета, выделенного на решения той или иной государственной задачи, либо нейтрализацию той или иной угрозы (аналогичные группы и на Западе существуют, в некотором роде они сходны с корпорациями из итальянского фашизма) и, собственно, «сословная» структура.
Со времен Аристотеля различают уравнительную справедливость и распределительную справедливость. Уравнительная справедливость - все равны перед законом и имеют равные возможности, неравенство (и соответствующая несправедливость) возникает в
результате активности людей, их успехов или провалов. Уравнительная справедливость может реализовываться в реальности по закону. Тогда получается капитализм. Когда же принципы уравнительной справедливости реализуются в реальности возникает совсем другая государственная реальность под названием «корпоративное государство», базирующееся на жесткой политической (или конфессиональной, или этнической и т.п.) иерархии социальных групп. Отношения между группами строятся не по писаному закону, а «по понятиям», за соблюдением которых следит фюрер, дуче, президент или иной харизматический лидер-вождь. В социальной структуре в этом случае доминируют иерархизированные кланы, корпорации, этносы. Неравенство в доступе к ресурсам, связанное с принадлежностью к разным корпорациям в данном случае считается справедливым. Распределительная справедливость -равенство людей перед властью (начальником, сувереном), распределяющим ресурсы, несправедливость при этом возникает как обделенность людей ресурсами в практике их распределения в зависимости от некоего «взноса в общее благо».
Для того чтобы распределить ограниченный объем по справедливости, нужно понять, кому сколько положено. Для этого нам нужно разделить население на группы. Рабочим в Советском Союзе положено было больше, крестьянам было положено меньше. Такие группы, создаваемые государством в рамках реализации концепции распределительной справедливости, называются сословиями. Создаются сословия для решения вполне конкретных задач. Сословие – социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в законе и (или) передаваемыми по наследству.
Законодательство РФ, естественно, не признает наличия сословий, по Конституции вроде как все равны, однако, на самом деле в России сосуществуют группы, созданные начиная с 2002 года, и группы, наследованные от Советского Союза, например, те же военнослужащие или пенсионеры.
Сословная социальная структура образуется отношениями между властью, народом, предпринимателями и маргиналами. Власть в РФ представляют государственные гражданские служащие, дипломаты, муниципальные служащие, военнослужащие, правоохранители, судьи, депутаты, руководящие работники государственных корпораций и компаний с государственным участием. Плюс квазисословие – казаки. По каждой из этих категорий существует отдельный закон. Социальная функция «служивых» «титульных» или властных сословий – служение государству, обеспечения защиты государства от разного рода угроз. Номенклатура актуальных сословий определяется тем, какие угрозы государство для себя выделяет в тот или иной момент: военнослужащим предписано нейтрализовать внешние угрозы, правоохранителям – внутренние. На долю государственных гражданских служащих отведена нейтрализация угроз, связанных с нарушением социальной справедливости и обеспечение разного рода «служений» . Другим аспектом служения является деятельность по отчуждению ресурсов у обслуживающих сословий в виде налогов и сборов и контролю за исполнением разного рода повинностей.
Народ - это бюджетники, работающие по найму, пенсионеры, инвалиды и безработные, это те группы, о которых власть заботится. Социальная функция – обслуживание других социальных групп, выполнение государственных социальных обязательств в области медицины, образования,
культуры и науки. Активное население - предприниматели, в том числе, лица свободных профессий – актеры, музыканты, писатели, художники, адвокаты, проститутки, политтехнологи и прочие, все, кто живет на гонорар, сюда же можно отнести священнослужителей. Социальная функция – обслуживание государства, других социальных групп, получение прибыли. Стоит отдельно выделить сословие коммерсантов. В отличии от предпринимателей, которые, рискуя собственными или заемными средствами, работают на обычном рынке, коммерсанты работают на рынке административном и связаны с системой государственных и муниципальных закупок, участвуют в конкурсах и торгах на закупки всего, что необходимо для государственного служения.
Особую сословную категорию (маргиналы) представляют собой осужденные
за правонарушения, подследственные и другие ограниченные закона ми в правах, такие как психически больные люди. Для них определение статуса осуществляется по закону, так же как и для титульных сословий, но негативным образом – через лишение или ограничение
прав и наложение дополнительных обязанностей сообразно тяжести правонарушения. Членство в этом сословии принудительное и является кумулятивным результатом деятельности членов титульных сословий.
Сословия в России по закону не иерархизированы. Непонятно, кто главнее: правоохранители или гражданские госслужащие, например. Чем больше ресурсов выбило сословие в административном торге с другими сословиями, тем выше статус его членов. Поэтому идет непрерывная борьба между сословиями за ресурсы, которая и представляет собой общественную жизнь. Т.к. ресурсов всегда не хватает, то члены сословий этим не довольны. Поэтому так ярко проявляется негативизм по отношению к распределительному механизму и его результатам, т.е. к самому государству. Вместе с тем, эта самая неудовлетворенность механизма распределения ресурсов связывает членов общества и обеспечивает целостность государственного устройства прочнее, чем избыток товаров при рыночной организации экономики и демократии. Формой же иерархизации выступает механизм сословной ренты, какие сословия каким платят. То, что в рыночном классовом обществе считается коррупцией, в России является особой формой межсословных общественных отношений.
Еще одна российская особенность – отсутствие четкой границы между обществом и государством.
Если в Европе еще в 16-17 веках общество отделилось от государства, и стремится поставить действия государства в рамки определенных правил, решать проблемы граждан силами самих граждан – без участия государства или с его минимальным участием и вместе с тем, противопоставляет себя государству. То в России общество и государство практически единое целое. В идеале - это тотальная мобилизация, например, перед лицом внешней угрозы, когда государство и общество как единый кулак эту угрозу отражает. Специфика России - сильное и совсем не стремящееся организовываться гражданское общество. Неорганизованное гражданское общество — оборотная сторона всеорганизующего государства.
В итоге получаем, чем активнее государство строит свои вертикали власти, тем большие ресурсы вкладывают члены гражданского общества (которые могут быть сами высокопоставленными чиновниками) в нейтрализацию устремлений государства. Никакая государственная инициатива не реализуется, если при этом не учтены частные, общественно-гражданские интересы в первую очередь самих чиновников.
Суть российского времени (не про СЕКту). есть ветка ГА, называется «Перспективы развития России». Перспективы – это будущее. Проблема в том, что в современной российской структуре исковеркано понятие социального времени. Есть прошлое, настоящее и будущее. В нашей стране эти три элемента времени существуют отдельно друг от друга. Есть какое-то прошлое, для каждого свое, есть будущее, социальное прожектерство, и есть настоящее, в котором живут люди, и которое не связано ни с прошлым, ни с будущим. В идеологии, в политике это проявляется в том, что люди делятся на группы – тех, кто считает, что прошлое не имеет значения, главное – светлое будущее, и давайте его строить, не учитывая ограничения, лежащие в прошлом. Это прогрессисты, или те, кого на ГА называют либерастами. Другая группа (фудаменталисты – это и коммунисты и монархисты и т.п.) - те, кто считают, что будущее – это воспроизведение хорошего прошлого, но беда, они никак не могут сойтись в том, когда же страна «пошла не тем путем». И третья категория людей –аппаратчики, они живут настоящим, временем бумаги, аппаратным временем. Аппаратчики могут иметь самые разные представления о будущем или о прошлом, могут быть фундаменталистами или прогрессистами, но вне зависимости от своих представлений они живут настоящим моментом. Если в других культурах есть более-менее согласованное представление о прошлом, настоящем и будущем, то у нас такого согласования нет, все у всех отдельно. При таком восприятии времени социальное действие не возможно, потому как политические или квазиполитические силы планируют будущее, исходя из своих представлений о прошлом или отрицания прошлого. Эволюция системы возможна, если есть время, то есть неразрывная и общепринятая связь между настоящим, прошлым и будущим. У нас такой связи нет, прошлое — отдельно и у каждого свое, будущее — такое же. Изменения во времени в системе возможны только как самовоспроизведение и самосохранение ее основных отношений, связанных с распределением ресурсов….. День сурка, часы без стрелок, только цвета мундиров, да табель о рангах меняется.