Возвращаясь к програмной статье Клесова о миграциях Ариев в Индию,
опубликованной Брянским , хотелось бы дополнить небольшим отрывком:
Цитата: ЦитатаВ Средней Азии вообще нет смысла помещать прародину иранцев хотя бы потому, что в Авесте бобер считается священным животным, культовым животным богини Ардвисуры-Анахиты.
В Авесте она описывается как одетая в шубу из 30 шкур самок бобра, «четырежды родивших, когда они шерстистей, когда их гуще мех...» (Ардвисур-яшт",129).
Вендидад (фархад 14) под страхом тяжкого наказания запрещает убивать самцов бобра. Но бобер никогда не жил на берегах Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи (Гиршман 1977; 1981).
Ареал бобра – зона лиственных лесов, он водился на поймах Волги, есть сведения и его обитании в Иране и Турции, но не в Средней Азии (Сафронов 1984: 53 – 54). .
Иранцы пришли в Иран с нашими степными культурами.
Иранцы в Иране начала I тыс. до н. э. освоили местную керамику и некоторые черты аборигенов. Но в остальном они мало отличались по всему укладу жизни и языку от своих родичей скифов, известных с несколько более позднего времени в понтокаспийских
степях.
Есть основания полагать, что предки у них были общими или близко родственными, схожими. Эти предки жили в бронзовом веке.
Грантовский даже полагал, что единство не только иранцев, но и всех ариев было где-то в очень близком прошлом, так что нельзя предполагать в бронзовом веке несколько различных культур для них.
из статьи Клейна
Древние миграции и происхождение индоевропейских народовИнтерес к статье возник потому , что у Клесова есть ссылки на эту работу Клейна
Цитата: ЦитатаАрхеологи и лингвисты сходятся в том, что арии («индоарии», или «протоиранцы», или «протоиндоарии», или «ранние арии») достигли территории Митанни, в нынешней Сирии, примерно 3700 лет назад, но, как правило, заключают, что это была элита, и что ряд обнаруженных там трактатов был написан на хурритском языке, включая известный трактат миттанийца Киккули (3400 лет назад) о тренинге колесничных коней, но вся коневодческая терминология там – арийская.
Более того, как отмечает Л.Клейн («Древние миграции и происхождение индоевропейских народов», 2007, неизданная, в списках, стр. 39), в труде Киккули термины – «доведического периода», ближе к праиндоевропейскому, но тем не менее как Клейн, так и Кузьмина называют их «индоарийскими», и относят к пребыванию там «индоариев», опять переводя лингвистическую терминологию на самих людей.
Другие исследователи оспаривали «индоарийскую» специфику, и говорили о раннеарийских или общеарийских следах. Правда, и Клейн местами отступал, и говорил – «по хронологии эти индоарии совпадают с доведическими и доиндийскими ариями», «но, возможно, предки тех, которые потом оказались ведическими в Индии, или их ближайшие сородичи» (Там же, стр. 39).
Еще другие исследователи говорят об «участии протоиранцев… в этом первом движении ариев на Ближний Восток», и что «протоиранцы, видимо, опередили протоиндоариев, и в страну Митанни, не говоря уже об Индии, арии пришли с боевыми колесницами, заимствованными у протоиранцев» (Там же, стр. 43).
Клейн также говорит, что «неподалеку от Митанни раскопано много погребений пришельцев в эти места, и это катакомбные погребения…, датируемые между XIX и XVII веками до н.э.» (Там же, стр. 47). Это на несколько веков ранее митаннийских, но вполне может соответствовать миграционному пути ариев.